Индекс Лернера: два способа подсчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:42, доклад

Краткое описание

Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это
саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель
несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем.
Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты не рынке.

Файлы: 1 файл

Индекс Лернера.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

Индекс  Лернера: два способа подсчета

Показатель монопольной  власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

  • P — монопольная  цена;
  • MC — предельные издержки.

Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.

Рис. 5.11. Соотношение Р и МС при монополии и совершенной конкуренции

При чистой монополии  в гипотетической модели коэффициент  Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.

Данный коэффициент  может также быть выражен через  коэффициент эластичности, используя  универсальное уравнение ценообразования:

(P-MC)/P=-1/Ed.

Мы получаем уравнение:

L=-1/Ed,

где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Например, при  эластичности спроса Е=-5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

Роль  государства в  ценообразовании. Государственное  регулирование цен.      

Регулирование   ценообразования   необходимая   часть   государственной

политики. В зависимости  от состояния экономики  степень  такого  воздействия

государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать  цены  монополий,

не допустить  инфляционного роста цен. Оно  способствует  созданию  нормальной

конкуренции. Государство  осуществляет  свою  политику  цен  через  создание

определённой  рыночной структуры, принятие антимонопольного  законодательства

с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.  

     Регулирование  цен  осуществляется  на  двух  уровнях:  государства   и предприятия.   Регулирование   цен   на    уровне    предприятия  –   это

саморегулирование. Оно осуществляется  в  связи  с  тем,  что  производитель

несомненно  заинтересован в оптимизации  цен и целью гарантии сбыта  продукции и обеспечения прочных позиций  на  рынке  в  текущий  момент  и  в  будущем.       

Саморегулирование   -  это  совокупность  норм  и  правил,  которые   должны соблюдать контрагенты не рынке.        

Государственное регулирование – это воздействие  на цены таким  образом, чтобы способствовать стабильному развитию  экономической  системы  в  целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их  собственниками. Государство может  регулировать  цены  только  на  очень  ограниченный  круг товаров. На все остальные товары  оно  определяет  только  общие  подходы  и принципы   ценообразования.   Государственные   органы   не   имеют    права устанавливать конкретные цены на товары,  изготовляемые  их  собственниками.       

При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и  тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в  частных случаях,  предусмотренных  законодательными  актами,  -  по государственным ценам.       

На  продукцию предприятий, занимающих монопольное положение  на  рынке, на товары и услуги,  формирующие  цены  в  различных  секторах  экономики  и уровень жизни  населения  (электроэнергия,  газ,  нефтепродукты,  квартирная плата,  тарифы  на  коммунальные),  может  распространяться  государственное регулирование.        

Свобода  предприятий  в  ценообразовании  ограничивается  государством.        

Выделяются  три уровня подобной деятельности:       

1) Установление  государством фиксированных цен:             

а) в виде государственных  прейскурантных цен;            

б) так называемое "замораживание" рыночных свободных  цен;            

в) фиксирования монопольных цен.       

2. Регулирование  государством  цен   посредством   установления   условий ценообразования для предприятий. Такого рода  ограничения  осуществляются  в формах:       

а) фиксирования предельного уровня цен;       

б) выделения  максимума надбавок или коэффициентов  к фиксированным прейскурантным ценам;       

в) внедрения  предельного значения элементов  розничной цены;       

г) установления максимального уровня разового повышения  цен;       

д) государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.        

3. Свободные   (договорные)   цены.   Государство   ограничивает   степень самостоятельности предприятий определением правил  игры  на  рынке  за  счет различных запретов. Формы таких ограничений:       

а) запрет на горизонтальное фиксирование цен;       

б) запрещение вертикального  фиксирования цен;       

в) запрещение ценовой  дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка только у одного производителя);        

г) запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости  с целью устранения конкурентов);        

д) запрет на недоброкачественную  ценовую рекламу.       

В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики  рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом  государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает  возможность  государству  с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.

Информация о работе Индекс Лернера: два способа подсчета