Характеристика антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции……………………………5
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………..5
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………….6
1.3 Виды инфляции……………………………………………………………….12
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции…………………….16
Глава 2. Антиинфляционная политика государства……………………..19
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь……………………………….19
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики…………………………21
2.3 Антиинфляционная политика проводимая
в Республике Беларусь…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Юлия.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     Какие же существенные изменения произошли  в Беларуси за 2009 год

     Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения  составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

     В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.

 

     Заключение 

     Тема  инфляции актуальна в любое время  и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с  переходной экономикой. В первом разделе  курсовой работы я рассмотрел сущность, причины, виды и последствия инфляции. Инфляция - явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

     Причинами инфляции могут быть:

     - Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения;

     - Монополия крупных фирм на  определение цены и собственных  издержек производства, особенно  в сырьевых отраслях;

     - Сокращение реального объема  национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

     - падение курса национальной денежной  единицы по отношению к валютам  других стран. В результате этого растут внутренние цены на импортируемые товары;

     - долларизация;

     - мировые экономические кризисы;

     - состояние платежного баланса  страны, ее валютная и внешнеторговая  политика;

     - расходы на социальные цели, не  адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается;

     - инфляционные ожидания. Когда начинается  население начинает приобретать  товары сверх своих текущих  потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен;

     - структурные нарушения в экономике  – диспропорции между накоплением  и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства  и другие факторы. 

     Более подробно я рассмотрел две основные причины инфляции:

     1) увеличение совокупного спроса;

     2) сокращение совокупного предложения. 

     Определили, что в результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает  инфляционная спираль, из которой, согласно графиков, видно, что рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления: ценовая инфляция, инфляция сбережений и девальвация;

     По  темпам обесценивания денег: ползучая, умеренная, открытая, галопирующая инфляции и гиперинфляция;

     По  факторам, вызывающим инфляционный процесс: инфляция издержек и инфляция спроса.

     Но  на практике инфляции одного какого-то вида не бывает, она всегда включает в себя практически все подвиды.

     Задачей второго раздела курсовой работы было выявление основных причин инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране.

     Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета;
  2. Ограничение конкуренции;
  3. Долларизация экономики;
  4. Мировой кризис.

     Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Нацбанком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров.

 

      Список используемой литературы 

1. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2. Гаврилов  В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.

3. Гайгер  Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.

4. Грузицкий  Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.

5. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.

6. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

7. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.

8. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.

9. Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

10. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.

 11. По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год.

12. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

  1. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.
  2. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  3. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.

16. www.soyuz.by/ Итоги года.

17. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.

Информация о работе Характеристика антиинфляционной политики в Республике Беларусь