Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:12, курсовая работа
Существуют экономические последствия государственного долга: это, во-первых, притом, что правительство должно только рефинансировать (а не погашать) долг, имеет право взимать налоги и имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.
Россия практиковала следующие своп-операции:
- "долг на наличность": выкуп
долга с дисконтом по негаранти
- "долг на экспорт": данная
схема является более
- "долг на налоги": необходимой
предпосылкой для конверсии дол
- "долг в облигационные обязательства": этот вариант особенно важен, поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями кредиторов прцентные ставки за кредиты являются "плавающими". Кроме того, с 2009 года почти в 2 раза возрос объем погашений и процентных выплат по внешним кредитам. Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные фактически позволяет неявно конвертировать долги России в форму еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания, выпуск еврооблигаций даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться на внутренних инвестициях. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть которых высвобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных займов обуславливает положительный внешний эффект, так как отечественные банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не позволяли бы размещать частные обязательства на мировых финансовых рынках.
- "долг на собственность":
одной из перспективных и
- "долг на долг ": советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы, то есть долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги этому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.
Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.
Не уделялось внимание структуре
и эффективности новых заимство
Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Так за первую половину 2008 года Россия получила из-за рубежа займов на 7,6 млрд. $, из которых 4,7 млрд.(60%) вернула по прежним обязательствам, а оставшуюся часть использовала в основном на погашение задолженности по задержанной заработной плате. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2012 году.
Таблица №1
"Пороговые"
показатели внешней
положение России
Критерии |
Пороговыепоказатели |
Россия | |
2009 |
2010 | ||
ВВП на душу населения (долл./год) |
785 |
1937 |
1060 |
Внешний долг к ВВП в % |
50 |
64 |
85 |
Внешний долг к годовому экспорту (%) |
275 |
166 |
196 |
Погашение и обслуживание внешнего |
30 |
15 |
27 |
Долга в % к годовому экспорту |
|
|
|
Обслуживание внешнего долга |
20 |
9 |
14 |
к годовому экспорту (%) |
|
|
|
Диаграмма №1
Таблица №2
Проект структуры внешнего долга России(млрд. US $)
Кредитор |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
Правительства иностранных государств |
68,1 |
73,2 |
Иностранные коммерческие банки и фирмы |
51,8 |
65 |
Международные финансовые организации |
24 |
28,8 |
Всего |
143,9 |
167 |
Таблица№3
Внешняя задолженность федеральных органов РФ
Задолженность на 01.01.2009 |
Привлечено новых займов |
Погашено |
Другие изменения * |
Задолженность на 01.01.2010 | ||
Основной долг |
% | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=1+2-3+5 | |
Внешний долг |
123,2 |
15,5 |
3,9 |
4,6 |
6,8 |
141,5 |
Российский долг, всего |
32 |
14,5 |
3,6 |
1,8 |
2,1 |
45 |
МВФ |
13,2 |
6,2 |
1,1 |
0,7 |
1,0 |
19,3 |
МБРР |
5,1 |
1,2 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
6,3 |
Еврооблигации |
4,4 |
4,8 |
0 |
0,3 |
0,3 |
9,5 |
Другие категории долга |
9,3 |
2,3 |
2,4 |
0,5 |
0,7 |
9,9 |
Долг бывшего СССР, всего |
91,2 |
0,9 |
0,3 |
2,8 |
4,7 |
96,5 |
Парижский клуб |
37,6 |
0 |
0,1 |
1,3 |
3,8 |
41,3 |
Лондонский клуб |
28,1 |
0,19 |
0 |
1,5 |
0,5 |
29,5 |
СЭВ |
14,9 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
15,2 |
Другие категории долга |
10,6 |
0 |
0,2 |
0 |
0,1 |
10,5 |
* – включают просроченные %, курсовые разницы и прочие изменения.
** – капитализация начисленных %, оформленная в виде выпуска дополнительных облигаций(IAN`s).
Таблица №4
Кредиты МВФ
Год |
Сумма |
Выбранные страной квоты |
Условия получения |
1992 |
1,0 |
16,7 |
Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы. |
1993 |
1,54 |
25 |
Те же. |
1994 |
1,5 |
25 |
Те же + либерализация ВЭД включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта. |
1995 |
6,0 |
100 |
Те же + ликвидация внешних экономических льгот, либерализация нефтяного экспорта и отмена до 01.01.96 г. всех экспортных пошлин, а так же ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих долговых обязательств. |
1996-98 |
9,2 |
Те же + отмена экспортных пошлин на нефть и газ с одновременным повышением акцизов, количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы, обеспечение деятельности СМИ, обязательные таможенные экспертизы экспортных товаров, а также проверки денежно-кредитных и налогово-бюджетных показателей. | |
2010 |
Сокращение инфляционного показателя, снижение дефицита государственного бюджета |
Информация о работе Государственный долг РФ, его причины, последствия, проблемы снижения