Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:49, контрольная работа
Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, сокращая таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.
В период спада налоги снижают,
увеличивая возможность активизировать
деятельность населения и бизнеса
в неблагополучной
Государственные расходы, оказывая существенное
воздействие на темпы и пропорции совокупного
спроса и ВВП, стимулируют рост спроса
- инвестиционного и потребительского.
Например, чтобы вывести экономику из
положения спада активности, надо подтолкнуть
совокупный спрос (особенно в части инвестиций).
Поскольку государство заинтересовано
в росте национального производства, то
по мере перехода от подъема к спаду экономики
оно приступает к стимулированию совокупного
спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое
в этом случае влияние госрасходов на
рост совокупного спроса и ВВП сопровождается
мультипликационным эффектом.
ВВП под влиянием расширения совокупного
спроса начинает расти, но ВВП растет в
большей степени, чем первоначальный прирост
государственных расходов и совокупного
спроса. В такой ситуации начинает действовать
мультипликатор государственных
расходов.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:
Мультипликатор
1
MPG = ------------ ,
1 - c
где MPG - мультипликатор
государственных расходов, с - предельная
склонность к потреблению.
С учетом мультипликационного
эффекта государственных
GDP = MPG x G,
где GDP - прирост валового
внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных
расходов.
Вторым главным компонентом
госбюджета, который используется государством
для воздействия на совокупный спрос и
ВВП, выступают налоги. Они помогают
решать важные экономические, социальные
и экологические задачи. Значение и роль
налогов в современной жизни каждой страны
трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные
функции - экономическую и бюджетно-финансовую.
Экономическая функция
налогов состоит в воздействии налоговой
политики государства на экономические
процессы. В этой своей функции налоги
играют либо стимулирующую, либо ограничительную,
либо контролирующую роль.
Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.
Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).
Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.
При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.
Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.
При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.
Оно вводится для того, чтобы
стимулировать рост прибыли, например.
Одновременно при регрессивных налогах
неравенство в доходах после налогообложения
возрастает. Так, налог на продажи (как
и все косвенные налоги, взимаемые в ценах
товаров, он относится к регрессивным)
большим бременем ложится на лица о низкими
доходами, чем на тех, кто получает высокие
доходы.
Таким образом, прогрессивное налогообложение,
перераспределяющее доходы, связано в
основном с прямыми налогами на доходы
и наследство, а пропорциональное и регрессивное
- в большей степени с косвенными налогами
(такими, как акцизные сборы, налоги на
продажи, налог на добавленную стоимость,
НДС).
Для практики налогообложения имеет огромное
значение определение эффективности налоговых
ставок - размера налога на единицу
налогообложения.
Наглядным примером воздействия
неэффективных налоговых ставок
может служить налоговая
Американский экономист А. Лаффер
исследовал взаимосвязь между величиной
ставки налога и поступлениями в госбюджет
средств от сбора налогов. Он установил
следующую закономерность: повышение
налоговой ставки обеспечивает большую
величину налоговых поступлений лишь
до определенного момента, а после него
дальнейшее повышение ставки налога ведет
к снижению стимулов производства и таким
образом общая сумма налоговых поступлений
от предприятий сокращается.
Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис 3).
Рис. 3.
Значение налоговой ставки
Х0 таково, что при нем поступления
от налогов в госбюджет достигают своей
максимальной величины Умах. Так
что государству целесообразно установить
налоговую ставку на уровне Х0 - не
больше и не меньше. Однако теоретически
установить оптимальное значение налоговой
ставки не удается. Правда, практика свидетельствует
о том, что суммарные налоговые изъятия
из валового дохода предприятий, которые
превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны
- ведь они подрывают интерес предприятий
к наращиванию производства.
Таким образом, кривая Лаффера показывает,
что не всегда повышение ставки ведет
к росту доходов государства. Поэтому
в своей налоговой политике правительство
должно в первую очередь позаботиться
не только о росте налоговых ставок, но
и заинтересовать производителя в развитии
производства.
Мультипликатор сбалансированного бюджета
Бюджет – сбалансированный,
когда государственные расходы =
налогам
Или
Если
, то бюджет по-прежнему сбалансированный.
Вывод: Мультипликатор сбалансированного
бюджета =1.
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.
В
то же время изменения
Изменение
же налогов косвенно воздействует на
совокупные расходы, за счет изменения
дохода после уплаты налогов и
через изменения потребления. Основа
так называемого
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Информация о работе Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов