Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Файлы: 1 файл

контрольная макроэкономика.docx

— 150.27 Кб (Скачать)

В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема  экономики государство обычно повышает налоги, сокращая таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.

  • Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются:
    • расширение круга налогоплательщиков;
    • увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги;
    • повышение ставок налогов.

В период спада налоги снижают, увеличивая возможность активизировать деятельность населения и бизнеса  в неблагополучной экономической  обстановке. 
     Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом. 
     ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор  государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:

.

Мультипликатор государственных  расходов точно так же, как и  мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:           


MPG = ------------ , 
          1 - c 
где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликационного  эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей  степени, чем увеличились государственные  расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

GDP = MPG x G, 
где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.

Вторым главным компонентом  госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую. 
     Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.

  • Например, к данной функции относятся:
    • предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности),
    • снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники,
    • установление более высоких налогов на сверхприбыль.

Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.

  • По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:

 

    • прогрессивный налог,
    • пропорциональный налог,
    • регрессивный налог.

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной  ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

Такой принцип наиболее часто  используется при сборе подоходного  налога.

При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.

При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

Оно вводится для того, чтобы  стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы. 
     Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное - в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС). 
     Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.

  • В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:
    • подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
    • деформирование и торможение процесса производства,
    • снижение трудовой активности,
    • рост теневой экономики,
    • массовая практика уклонения от налогов,
    • сокращение поступлений в госбюджет.

Наглядным примером воздействия  неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система  России 1990-х гг., когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение  от уплаты налогов стало обычным  явлением. Наоборот, от чрезмерного  занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом. 
     Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение  зависимости между налоговыми поступлениями  и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис 3).

Рис. 3.

Значение налоговой ставки Х0 таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умах. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Х0 - не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны - ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства. 
     Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.

                Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет – сбалансированный, когда государственные расходы = налогам 
 
Или 
 
Если , то бюджет по-прежнему сбалансированный. 
 
Вывод: Мультипликатор сбалансированного бюджета =1.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

В то же время изменения правительственных  расходов имеют более сильное  воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов  такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения  дохода после уплаты налогов и  через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора  сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 4. налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

 

Мультипликатор  сбалансированного бюджета действует  вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и  сбережению.

 

 


Информация о работе Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов