Государственное регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:24, реферат

Краткое описание

Проблема государственного регулирования заработной платы и доходов остаётся одной из наиболее острых для России. Ведь в период переходного состояния России к рыночной экономике, роль государства во всех сферах постепенно снижается, предоставляя всё большие свободы предпринимателям и домохозяйствам для самостоятельной экономической деятельности. Роль государства в регулировании доходов граждан, безусловно, очень важна. В период депрессивного состояния экономики происходит спад финансовой устойчивости благосостояния населения, в связи с этим у граждан должна быть уверенность в гарантиях по выплате и росту заработной платы, обеспечиваемых государством. Также, во время подъёма экономики государство должно следить за уровнем доходов и заработной платы населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Государственное регулирование заработной платы и доходов в России и за рубежом
1.1 Мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников……………………………………………………………...…………4
1.2 Государственное регулирование заработной платы в России……...….…9
1.3 Законодательное установление минимума заработной платы………...…13
1.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы………………..…14
1.5 Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов………...…..15
Глава 2. Приоритетные направления государственного регулирования заработной платы в России
2.1 Новая оплата труда бюджетникам в РФ……………….……..…………….16
2.2 Минимальная оплата труда в РФ………………………….………………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список литературы…………………………………...……………………….…24

Файлы: 1 файл

экономика2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     В первую очередь от НСОТ выиграли мало оплачиваемые работники: зарплата бюджетников этой категории увеличилась в два с половиной раза. Минимальная заработная плата бюджетников составляет с 1 декабря 2008 года 4 330 рублей. Увеличение зарплаты бюджетникам по различным категориям составило на март 2009 года от 1,2 до 1,48 раз. Это увеличение зарплаты бюджетникам не было равным для всех. Впервые оплата труда бюджетников начала складываться из индивидуального вклада работника.

     Впрочем, по действующему законодательству оплата труда бюджетников может происходить по старой схеме. 

     Повышение зарплаты у бюджетников теперь во многом зависит от руководителей  федеральных учреждений. У них  появились широкие возможности  для того, чтобы устанавливать  надбавки в соответствии с качеством и объемом работы, которую выполнил работник. Важно, что теперь зарплата руководителя напрямую зависит от того, какова заработная плата бюджетников – его подчиненных. Следовательно, он заинтересован в повышении зарплаты бюджетников.

     Зарплата  в бюджетной сфере должна обеспечиваться за счет средств от приносящей доход деятельности. Планируя бюджет на соответствующий год, учреждение должно предусмотреть средства и на повышение зарплаты бюджетникам - стимулирующие выплаты. Новые правила предусматривают повышение зарплаты бюджетникам в форме стимулирующих выплат и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.

     Отражение операций, связанных с исполнением  сметы расходов по бюджету обеспечивает бухгалтерский учет в бюджетных  организациях. Правила ведения учета установлены Инструкцией по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Организация бюджетного учета предполагает полное отражение всех операций в балансе учреждения.

     Новая оплата труда бюджетников будет  полностью налажена к 2011 году. Благодаря новой системе оплаты труда, зарплата бюджетников значительно увеличится. Планируется, что с повсеместным введением новых систем повышение зарплаты бюджетников - «федералов» будет не менее чем в 1,3 раза хотя бы потому, что фонды оплаты труда федеральных бюджетных учреждений увеличились на 30%. Оплата труда бюджетников неоднократно повышалась Правительством РФ, начиная с 2007 года.

     Новая оплата труда бюджетников имеет не только положительные стороны, но и негативные аспекты. Новая оплата труда бюджетников ставит сотрудников в зависимость от субъективных оценок со стороны руководителей. К тому же в связи с кризисом разовое повышение зарплат бюджетникам не гарантирует, что и дальше оплата труда бюджетников будет возрастать.

     Чтобы заработная плата бюджетникам не снизилась, Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 было установлено, что заработная плата бюджетников, переходящих на новую систему оплаты труда, не может быть ниже выплачиваемой ранее. Постановление обязывает работодателя согласовать положение об оплате труда с трудовым коллективом или профсоюзом. Только в этом случае новая заработная плата бюджетникам будет выплачиваться правомерно.

     В бюджетном учреждении повышение  зарплаты бюджетникам привязано  к специфическим характеристикам, свойственным для отрасли. Так, например, в области культуры и искусства повышение зарплаты бюджетникам зависит от наличия у работника научной степени, от  выслуги лет. Первые результаты внедрения НСОТ показательны: по ряду учреждений отраслей культуры зарплата бюджетникам выросла более чем на 30%. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Минимальный размер  оплаты труда в  России

     Минимальный размер оплаты труда́ (общепринятая аббревиатура — МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда. Устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

     Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

     Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

     Месячная  заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

     Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

     Значение  минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. К минимальной заработной плате привязывается и величина разных платежей и налогов с физических лиц, исчисляемая в долях минимального уровня оплаты труда. 

     Минимальный размер оплаты труда в России за последние годы

     С 01 июля 2000          132 рубля в месяц
     С 01 января 2001         200 рублей в месяц
     С 01 июля 2001          300 рублей в месяц
     С 01 мая 2002          450 рублей в месяц
     С 01 октября 2003      600 рублей в месяц
     С 01 января 2005          720 рублей в месяц
     С 01 мая 2006        1100 рублей в месяц
 

     Если  сопоставить размеры минимальной  оплаты труда и прожиточного минимума, то экономическая политика государства  выглядит странно. Разрыв между этими  показателями  более чем трехкратный. Величина МРОТ составляет 1100 рублей в месяц, а прожиточный минимум равен примерно 3500 рублей. Как говорится, прогресс не наблюдается. Конечно, следуя элементарной экономической логике МРОТ должен догнать и перегнать прожиточный минимум.

     Субъектам Российской Федерации предоставляется право своими законами устанавливать зарплату выше федерального уровня МРОТ во внебюджетной сфере. В законопроекте также предлагается ввести и административную ответственность работодателей внебюджетной сферы, которые будут занижать минимальную зарплату. Кодекс об административных нарушениях намечено дополнить статьей о наложении административных штрафов на должностных лиц или о приостановлении деятельности предприятия.

     Пока  эти законодательные инициативы не нашли поддержки у руководителей предприятий и предприниматели. Возможно, им больше понравится другой подход.

     Кстати, известно, что промышленный рост в  нашей стране сдерживается среди  прочих факторов еще и низкой покупательной  способностью населения. Есть надежды, что  повышение МРОТ позволит покончить с нищенским существованием большинства граждан и будет способствовать более активному экономическому развитию России.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Из  данной работы видно, что заработная плата – это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наёмным работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. И её величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.

     Во-первых, размер заработной платы человека зависит  от величины стоимости его рабочей силы. Для каждой группы работников такая стоимость имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности – размер средств, идущих для простого поддержания жизнедеятельности работников, и устанавливается минимальный уровень заработной платы. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей.

     Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.

     В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов.

     В-четвёртых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наёмными работниками ведёт к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определённой профессии с равным уровнем образования и квалификации.

     Все рассмотренные факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.

     Как уже было сказано выше, в условиях перехода России к системе рыночного  хозяйствования в связи с изменениями  в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики, как и в США, переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры и оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок, и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством РФ за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 

  1. Гайгер  Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 313 с.
  2. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2006. – 378 с.
  3. Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2006. – 752 с.
  4. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: /Рост. гос. эконом. акад. - Ростов н/Д., 2006. – 318 с.
  5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 974 с.
  6. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ. — М.: Изд-во МГУ, 2004. – 166 с.
  7. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.7. Жа-Ит: - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 255 с.:ил.
  8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2006. – С. 148.
  9. http://www.bre.ru/risk/.html
  10. http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0
  11. http://www.izvestia.ru/economic/article3077519

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы