Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:15, практическая работа
Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.
Антимонопольный комитет входит в блок экономических министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества.
Исключения составляют предусмотренные
законом случаи государственного регулирования
цен (тарифов). Такое регулирование
распространяется, в частности, на продукцию
субъектов естественных монополий
(например, на электрическую и тепловую
энергию, железнодорожные перевозки,
транспортировку нефти, почтовую связь
и т.д. - ст.4 Закона о естественных
монополиях).
Односторонние (недоговорные)
злоупотребления непосредственно не связаны
с заключением договоров, а носят односторонний
характер.
К ним относятся:
- изъятие товаров из обращения, целью
или результатом которого является создание
или поддержание дефицита на рынке либо
повышение цен;
- создание препятствий доступу на рынок
(выходу с рынка) другим хозяйствующим
субъектам;
- сокращение или прекращение производства
товаров, на которые имеются спрос или
заказы потребителей, при наличии безубыточной
возможности их производства (п.1 ст.5 Закона
о конкуренции на товарных рынках).
Правовые формы ограничения монополистической деятельности
"Закон конкуренции
и ограничении
1. Злоупотребление хозяйствующим
субъектом доминирующим
2. Соглашение (согласованные действия)
хозяйствующих субъектов, ограничивающие
конкуренцию.
Ст. 5 Закона устанавливает, что:
Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
Ст. 6 Закона устанавливает, что:
запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:
Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Кроме того, запрещается объединениям
коммерческих организаций (союзам или
ассоциациям), хозяйственным обществам
и товариществам осуществление
координации
Нарушение требований является основанием
для ликвидации в судебном порядке
объединения коммерческих организаций
(союза или ассоциации), хозяйственного
общества или товарищества, осуществляющего
координацию
Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции
Ст. 10 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает формы недобросовестной конкуренции, в том числе:
Ряд ограничений недобросовестной
конкуренции устанавливает
Для установления противоречия конкурентных
действий нормам действующего законодательства
следует учитывать, что такие нормы содержатся,
например, в Законе о конкуренции на товарных
рынках, Законе о защите конкуренции на
финансовых рынках и в других актах - в
ГК РФ (ст.10, 138), в законодательстве о рекламе
(ст.6 Закона о рекламе), о промышленной
собственности (ст.14 Патентного закона
РФ, ст.46 Закона РФ "О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров" и др.),
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности (ст.29 Закона о регулировании
внешнеторговой деятельности) и т.д.
Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые в результате непосредственного
регулирующего воздействия государства;
2) образуемые вследствие самостоятельных
действий субъектов предпринимательства
без непосредственного регулирующего
воздействия государства;
3) возникающие в результате обладания
исключительными правами.
Монополии первого типа (монополии,
непосредственно регулируемые государством)
создаются по воле государства с
целью обеспечения
Существуют следующие разновидности монополий
рассматриваемого типа:
- государственные монополии;
- естественные монополии.
Под государственной понимается
монополия, созданная в соответствии с
законодательством РФ, определяющим товарные
границы монопольного рынка, субъекта
монополии (монополиста), формы контроля
и регулирования его деятельности, а также
компетенцию контролирующего органа (разд.1
Государственной программы демонополизации
экономики и развития конкуренции на рынках
РФ).
Государственные монополии создаются
в целях защиты экономических интересов
государства и потребителей, укрепления
безопасности, внешнеторговых, военно-политических
позиций государства и т.д. Эти монополии
устанавливаются в императивном порядке
на основании норм законодательства и
направлены в основном на обеспечение
публично-правовых интересов.
Осуществление государственной монополии
регламентируется федеральными нормативными
актами (в частности, Федеральными законами
"О государственном
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее
в отсутствие конкуренции в силу технологических
особенностей производства этих товаров
(услуг) и иных указанных в законе причин
(ст.3 Закона о естественных монополиях).
Закон устанавливает следующие так называемые
естественные основания таких монополий:
1) существенное понижение издержек производства
определенных товаров (услуг) на единицу
товара по мере увеличения объема их производства;
2) товары (услуги), производимые субъектами
естественной монополии, не могут быть
заменены в потреблении другими товарами;
3) спрос на данном товарном рынке на товары,
производимые субъектами естественных
монополий, в меньшей степени зависит
от изменения цены на этот товар, чем спрос
на другие виды товаров.
Существование данного вида монополий
объясняется тем, что в определенных
сферах предпринимательской
Существует перечень сфер деятельности,
в которых вводится режим естественной
монополии:
а) транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
б) транспортировка газа по трубопроводам;
в) услуги по передаче электрической и
тепловой энергии;
г) железнодорожные перевозки;
д) услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов;
е) услуги общедоступной электрической
и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных
монополиях).
В указанных сферах предпринимательской
деятельности государство вводит особый
правовой режим регулирования и контроля
деятельности субъектов естественных
монополий. С этой целью образуются специальные
органы регулирования, являющиеся федеральными
органами исполнительной власти, которые
могут создавать свои территориальные
органы. К ним, в частности, относятся:
Федеральная энергетическая комиссия
РФ (Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г.
N 1194 (с изм. от 4 сентября 2001 г. N 1091), Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства РФ (МАП РФ).
Органами регулирования естественных
монополий могут применяться следующие
методы регулирования деятельности субъектов
естественных монополий:
а) ценовое регулирование, осуществляемое
посредством определения (установления)
цен (тарифов) или их предельного уровня;
б) определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их обеспечения в
случае невозможности удовлетворения
в полном объеме потребностей в товаре,
производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии, с учетом необходимости
защиты прав и законных интересов граждан,
обеспечения безопасности государства,
охраны природы и культурных ценностей
(ст.6 Закона о естественных монополиях).
Монополии второго типа (так называемые
рыночные) создаются в результате самостоятельных
действий субъектов предпринимательства
при осуществлении ими своей деятельности
под воздействием различных факторов
на рынке (экономических, внеэкономических)
без непосредственного регулирующего
воздействия государства.
Такие монополии могут появиться в связи
с победой в добросовестной конкуренции
над определенным субъектом предпринимательства
и выходом с рынка других конкурентов,
посредством концентрации капиталов и
объединения субъектов предпринимательства,
неразвитости рынка и т.д. При этом юридических
ограничений для конкуренции не существует,
другие субъекты имеют право осуществлять
аналогичную предпринимательскую деятельность
на данном рынке и конкурировать между
собой.
Монополии третьего типа. Монопольное
положение может также
Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности