Государственное регулирование монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:15, практическая работа

Краткое описание

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.
Антимонопольный комитет входит в блок экономических министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества.

Файлы: 1 файл

монополия пр.зан №6.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

Исключения составляют предусмотренные  законом случаи государственного регулирования  цен (тарифов). Такое регулирование  распространяется, в частности, на продукцию  субъектов естественных монополий (например, на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, почтовую связь  и т.д. - ст.4 Закона о естественных монополиях). 
 
Односторонние (недоговорные) злоупотребления непосредственно не связаны с заключением договоров, а носят односторонний характер. 
 
К ним относятся: 
 
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Правовые формы ограничения  монополистической деятельности

"Закон конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" устанавливает две формы монополистической деятельности:

1. Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  на рынке;  
2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 5 Закона устанавливает, что:

Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего  доминирующее положение, которые имеют  либо могут иметь своим результатом  ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих  субъектов или физических лиц, в  том числе такие действия, как:

  • изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
  • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление монопольно высоких (низких) цен; сокращения или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 6 Закона устанавливает, что:

запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

    • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
    • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
    • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
    • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
    • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Кроме того, запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или  ассоциациям), хозяйственным обществам  и товариществам осуществление  координации предпринимательской  деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь  своим результатом ограничение  конкуренции.

Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке  объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего  координацию предпринимательской  деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в  пределах его компетенции).

Правовые формы ограничения  недобросовестной конкуренции

Ст. 10 Закона "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" устанавливает  формы недобросовестной конкуренции, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает федеральный  закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2 устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения  требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством  РФ.

 Для установления противоречия конкурентных действий нормам действующего законодательства следует учитывать, что такие нормы содержатся, например, в Законе о конкуренции на товарных рынках, Законе о защите конкуренции на финансовых рынках и в других актах - в ГК РФ (ст.10, 138), в законодательстве о рекламе (ст.6 Закона о рекламе), о промышленной собственности (ст.14 Патентного закона РФ, ст.46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др.), о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.29 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности) и т.д. 
 
Следует различать основные типы монополий: 
 
1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства; 
 
2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства; 
 
3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с  целью обеспечения государственных  и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих  субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.  
Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: 
- государственные монополии; 
- естественные монополии. 
 
Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (разд.1 Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ). 
 
Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии  регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" (ст.17-18), "О драгоценных металлах и драгоценных  камнях" (ст.4), "О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами" (п.2 ст.4, п.1 ст.12) и др.). 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст.3 Закона о естественных монополиях). 
 
Закон устанавливает следующие так называемые естественные основания таких монополий: 
1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства; 
2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; 
3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 
Существование данного вида монополий  объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим  причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства  может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание  ее в качестве таковой со стороны  государства. Поэтому в целях  эффективного функционирования субъектов  предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в данных сферах, получения ими экономически обоснованной прибыли, а также достижения баланса  интересов потребителей и предпринимателей, государство объявляет подобные сферы предпринимательской деятельности естественными монополиями. 
 
Существует перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии: 
а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 
б) транспортировка газа по трубопроводам; 
в) услуги по передаче электрической и тепловой энергии; 
г) железнодорожные перевозки; 
д) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; 
е) услуги общедоступной электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных монополиях). 
 
В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. С этой целью образуются специальные органы регулирования, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальные органы. К ним, в частности, относятся: Федеральная энергетическая комиссия РФ (Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. N 1194 (с изм. от 4 сентября 2001 г. N 1091), Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП РФ). 
 
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: 
 
а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; 
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст.6 Закона о естественных монополиях). 
Монополии второго типа (так называемые рыночные) создаются в результате самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства. 
Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

Монополии третьего типа. Монопольное  положение может также возникать  из обладания (использования) субъектом  предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п.1 ст.138 ГК РФ). 


Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности