Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Среди экономистов нет единого мнения о том в какой форме государству стоит проводить регулирование экономики. Одни считают, что оно должно решать проблему распределения ресурсов. Другие, что функции государства должны сводится исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», то есть только ограничить власть «диктаторов» на рынке.
Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования рыночной и смешанной экономики.

Оглавление

Введение
1. Государственное регулирование экономики, его цели, методы и
инструментарий
1.1. Роль государства в регулировании экономики
1.2. Основные цели и инструментарий государственного
регулирования экономики
1.3. Функции и методы государственного регулирования
экономики
2. Государственное регулирование экономики России и США
2.1. Государственное регулирование экономики России
2.2. Государственное регулирование США
2.3. Сравнительный анализ
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ

РОССИИ И США

2.1.Государственное регулирование  России

 

Впервые командное руководство экономикой возникло в разгар I мировой войны в 1916г. в Германии. В нашей стране административное управление хозяйством  установлено в конце 1918г, когда началась гражданская война. 30ноября был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. Была установлена трудовая повинность. Промышленность не выпускала товаров для населения. Главное управление Всероссийского Совета лишило предприятия всякой самостоятельности. В конце войны командное руководство стало ненужным и поэтому в начале 1921г. административная система была упразднена. Однако в конце 20 и начале 30 годов вновь произошло огосударствление экономики. Вся власть перешла к центральному государственному аппарату и вновь установилась тоталитарная система командования. В 20 годы выпуск продукции был невелик и можно было управлять (имелось 2 десятка предприятий). В начале 90-х годов индустрия выросла и уже имелось более 500 отраслей и более 45000 предприятий. Центральные плановые органы не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Госплан охватывал не более 5% всей экономики. В 1992году стало ясно, что необходимо уходить от командной системы, но какой тип макро регулятора выбрать?  Выбор был сделан к либеральной рыночной экономике.  «Весь расчет строился на том, что «невидимая рука» - свободный рынок – возьмет на себя бремя хозяйственного механизма».3

В 1993 году правительство  Российской Федерации признало, что  в итоге реформ государственные предприятия оказались неподконтрольными рынку, надо было наладить управляемость экономики. Для этого нужно: создать государственные и другие институты, которые усиливают управляемость национальной экономикой; восстановить управление в государственном секторе, в частности создать предприятия, подчиненные государству, перевести часть фирм на полный коммерческий расчет; сделать экономику социальною ориентированной, т.е. обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.

Однако реформы не дали положительного результата. В 1992-1995г. резко произошло падение уровня жизни народа. По уровню потребления населением продуктов, страна скатилась на 33года назад. В 1994году зарплата составляла 36% от уровня 1990года. Серьезной проблемой стало установление эффективных методов экономического регулирования. С самого начала экономических реформ стали применять методы регулирования, которые усиливали нестабильность экономики. Для покрытия большого бюджетного дефицита был введен огромный налог. Однако чрезмерно высокие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике. Необычайно высокие налоги подорвали нормальную заинтересованность предпринимателей в увеличении производства. В упомянутом ранее докладе Мирового банка «Государство в меняющемся мире» (1997г.) говорится, что Россия находится в группе стран с неэффективной и не вызывающей доверия ролью государства. Были установлены задачи:  усилить государственное регулирование макроэкономики по ее управленческой вертикали; более широко применять экономические  методы регулирования национального хозяйства; придать всему хозяйственному развитию социальную направленность.

К нынешнему периоду  в России осуществляется беспрецедентный  по своим размерам и значимости переход  от сверх централизованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. На смену пришла приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту выделяются приоритетные направления в государственной экономической политике. Государственная экономическая политика России – это остановка развала экономики, экономический рост,  структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения, проводимая преимущественно на основе использования наличных, недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы; переход к освоению высокотехнологических производств.

В кредитно - денежной политике основной задачей правительство России  поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой Центрального банка по предоставлению кредитов коммерческим банкам. Для контроля за ростом денежной массы установлены предельные размеры чистых внутренних активов кредитно-денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству. Кроме того, установлены целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов. Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы. Разработано в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков .

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров. На федеральном уровне регулируются цены на газ, отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары.

В налогово - бюджетной политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства.

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово - бюджетной сфере федеральное  правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита. С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.

В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО. Здесь планируется вмешательство государства, причем не дискриминационное, основанное на цене, точное и временное,  в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым.

2.2. Государственное регулирование  экономики США

 

История взаимоотношений  американского государства с  рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I половине  XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества.

Государственное регулирование давно  стало неотъемлемой частью американского  хозяйственного механизма. Американское государство не в состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни, так как проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса. Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть «врагом номер один» американской экономики. Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже непроизводительное использование средств, составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики. В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям. В структурных отраслях, где существуют «естественные монополии», государство осуществляет прямое регулирование тарифов, цен, уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений, дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления оста корпораций.

Государственные финансы представляют собой тот инструмент, с помощью которого правительственная администрация подключается к контролю над движением капитала в колоссальных масштабах. Вместе с возрастающей частью пропускаемого через государственный бюджетный механизм национального дохода, принимающего на данной стадии денежную форму, растет и экономическая сила государства.

Реакцией государства  на заметное ускорение темпов роста  оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. Это оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом.

Нынешняя американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; уменьшение дефицита государственного бюджета; система федеральных закупок товаров и услуг; налоговая политика.

В конечном счете все  эти направления государственной  макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен.

По разному можно  относится к американской истории, но очевидным является факт, что  в США сложилась система государственной  власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством.

Однако было бы неправильно  делать вывод о том, что в США  уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство.

В заключении можно сказать, если экономическая  политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает  одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство.     

2.3. Сравнительный анализ

 

 Начиная сравнительный анализ  систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени, в течение которого формировалась эта сложная система. Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства, то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования. Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия.

В чем же схожи и различны системы  государственного регулирования США и России?  Рассмотрим некоторые существенные различия в формах, методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах.

В сфере основных задач государственной экономической политики. Главной задачей государства в экономической сфере США является сокращение государственного долга, достигшего астрономической суммы. Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции, избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня. Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета. Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по разному. Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства, то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования и улучшение собираемости налогов.

Различие между законодательными основами государственного регулирования. В США законы, относящиеся к этой сфере приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем. В законодательстве России, вопросы поставлены более четко и ясно, но отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий .

Сравнение государственной  экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров, таких как нефть, газ. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии.  В России же пока эти методы находят широкое применение .

Это основные сферы хозяйственной  деятельности, государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы. По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметит, что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер, чем это сложилось в США.  Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов, тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер . То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики