Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:10, курсовая работа
В своей курсовой работе «Государственная собственность: тенденции и перспективы ее развития» мы рассмотрим сущность государственной собственности, ее значение на разных этапах развития России; проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике, приватизацию и ее недостатки; тенденции и перспективы развития государственной собственности в условиях перехода к рыночной экономике, а также в заключение работы подведу итоги по данной теме. Итак, что же такое государственная собственность? Что она в себя включает? Каковы тенденции развития государственной собственности в России?
Введение
I. Сущность государственной собственности
II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике
III. Тенденции и перспективы развития государственной собственности
Заключение
Список использованной литературы
Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?
На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.
При определении
сущности государственной собственности
необходимо учитывать «потребности»
государства в лице его полномочных
органов для осуществления
Таким
образом, сущность государственной
собственности должна определяться
исходя из вышеназванных обстоятельств,
а остальная часть
В экономике
западных стран велико значение государственной
собственности. В нее входят обычно
некоторые крупные промышленные
предприятия, банки, а также предприятия
тех отраслей, которые обслуживают
производство и социально-бытовую
сферу — грузовой транспорт, энергетика,
связь и т.д. Создание государственных
предприятий обусловлено
Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.
Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:
1. На
уровне всей федерации —
2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.
3. Муниципальная
собственность (собственность
II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике.
В процессе формирования
Различные
формы собственности,
В настоящее время в нашей
Стержнем преобразования государственной собственности стала приватизация. Поэтому рассмотрим отдельные моменты приватизации в Российской Федерации, чтобы выяснить проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Особенностями и проблемами начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия
и обращение приватизационных чеков
стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные
способы приватизации приводят к
передаче государственного имущества
в "частную", "общую долевую"
или "акционерную" собственность.
При продаже предприятия
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй - задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).
Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.
Процесс
приватизации нуждается в поддержке
на двух уровнях: всего общества и
трудового коллектива конкретного
предприятия. Недостаточная пропаганда
идей приватизации привела к тому,
что у значительной части как
специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача
собственности на государственное
имущество сложившимся
Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование
предприятий в открытые акционерные
общества стало набирать темпы со
второй половины 1992 г. и стало в
России наиболее распространенной формой
перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной
программой приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в Российской Федерации все предприятия,
имеющие по состоянию на 1 января
1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива)
приватизированы путем
Приватизация
муниципального имущества по количественным
показателям наиболее активно проходила
в 1993 г. Способом приватизации объектов
муниципальной собственности
Одной из форм становится так называемая "парциальная" приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым
способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной
Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).
Информация о работе Государственная собственность: тенденции и перспективы ее развития