Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:56, курсовая работа
В каждую историческую эпоху собственность как экономическая категория отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Проблема о собственности чрезвычайно многостороння и с каждым новым этапом развития экономической мысли обнаруживаются все новые стороны этой проблемы.
Вопрос о частной собственности наиболее остро стоит в настоящий момент в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ. 6
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм. 6
1.2. Собственность как экономическая категория. 7
1.3. Теория прав собственности. 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 15
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
Кроме
мелких фирм, к индивидуальной частной
собственности относятся
Промежуточное
место между частной и
Общую долевую собственность трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации.
Корпорированные предприятия существуют везде, де технологическая база той или иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ (акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений).
Субъектами общей собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.
Общая
собственность, понимается в широком
смысле слова, простирается от узкогрупповой
до общенародной. В общенародной собственности
не выделяется субъект собственности
как индивидуум, а право собственности
распространяется на всех граждан. В
то же время было бы неправомерным
полагать, что в общенародной собственности
(называемой иногда общественной) личность
как собственник вообще не фигурирует.
Общенародная собственность – это
то, что принадлежит всем вместе
и каждому в отдельности, т.е. каждый
член общества хотя бы в какой-то минимальной,
но определенной степени обладает правами
собственника. Часто общенародную собственность
отождествляют с
Общая,
в том числе общенародная собственность
иногда разделяется по территориальному
признаку. В этом случае выделяются
такие формы собственности, как
региональная (территориальная) и муниципальная
(местная). Выделение таких форм собственности
подчеркивает и то обстоятельство,
что собственностью в известной
степени распоряжаются органы власти
на данной территории, скажем, муниципалитет.
Муниципальная собственность
Государственная
собственность – это
Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.
Фирмы
и учреждения (например, в сферах
образования или
В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов федерации.
Четко
провести грань между государственной
и общенародной собственность трудно.
Объектами общенародной собственности,
по логике, должны быть блага, общедоступные
всем гражданам на равных правах, такие,
как свободные земли, водные и
речные просторы, открытые парки и
пляжи, лесные массивы. Если возможности
использования их всеми людьми ограничены,
то применяется принцип
Теперь обратимся к отнюдь не праздному вопросу: какая из рассмотренных форм собственности лучше? Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы: государственная или частная собственность? В действительности такая альтернативная постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального сочетания обеих форм.
Критерий
оценки может быть только один: какая
форма собственности
По
совокупности этих критериев предпочтение
следует отдать частной собственности,
являющейся в настоящее время
стержнем развитой рыночной экономики
стран Запада. К формированию именно
такой хозяйственной системы
стремятся развивающиеся и
В
странах Запада волна приватизации
в 80-х – первой половине 90-х гг.
привела к сокращению доли государственной
собственности в производстве ВВП
с 9 до 7% в среднем (разумеется, по отдельным
странам – членам ОЭСР этот показатель
немного отклоняется в ту или
иную сторону), что означает преодоление
наследия предвоенных и первых послевоенных
лет. В 30-х гг. прямое участие государства
в экономике расширялось в
процессе преодоления самого глубокого
в истории капитализма кризиса
1929 – 1933 гг. Государственная собственность
в предвоенные годы в большинстве
стран Запада была заметно усилена
как своего рода «подпорка» частного
предпринимательства, обнаружившего
очередные слабости, и инструмент
поддержания прочности
Потенциал для дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан. Доля государства в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде случаев для борьбы с безработицей возможно создание в трудоемких отраслях (прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных инвестиций. Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании, Германии и Италии, предусматривают подобные меры.
В
развивающихся странах в тот
же период указанный показатель оставался
на уровне 11%. С одной стороны, это
было обусловлено притоком иностранных
частных инвестиций, за счет которых
создавались новые частные
Бывшие социалистические страны встали на путь перехода от планового к рыночному хозяйству преимущественно на рубеже 80-х и 90-х гг. Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь требовала вытеснения государственной собственности частным путем приватизации первой и создания новых частных предприятий.
В
этом направлении страны с переходной
экономикой с начала 90-х гг. уже
прошли (каждая в разной степени) значительный
отрезок пути. Вместе с тем доля
госсобственности в производстве ВВП
этих стран, как правило, все еще
составляет 20 – 30% и более, т.е. заметно
превышает соответствующий
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.
Экономическая
система, основанная на общественной собственности,
позволяла концентрировать
Возрождение
различных форм частной собственности
путем разгосударствления предприятий
началось с конца 80-х годов. Приватизация
была направлена на повышение эффективности
хозяйственной деятельности через
развитие рынка и формирование слоя
частных собственников-
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.
Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.