Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Фискальная политика как необходимый элемент в рыночной экономике…………………………………………………………………………5
Понятие фискальной политики, её виды и значение……………………….5
Цели и направления фискальной политики…………………………………9
Глава 2.Налоги и их роль в регулировании национального производства…..18
Глава 3. Фискальная политика в современной российской экономике……...27
3.1 Налоговая политика: состояние и перспективы…………………………...28
3.2 Налоговая политика России до 2013 года………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
Таким образом, метод
Выступая перед Федеральным Собранием РФ 12.11.2009 г., Президент РФ Д.А.Медведев не только озвучил стратегические направления развития национальной экономики, но и указал, что задачи модернизации должны решаться и в условиях кризиса, поскольку по сути - это вопрос выживания нашей страны в современном мире. Решению этих задач должна способствовать и налоговая Политика.
Как следует из выступления Президента РФ, в ближaйшee время планируется осуществить достаточно масштабные мероприятия налоговой политики:
- в 1
квартале 2010 г. Правительство РФ
должно представить
- предполагается продолжить работу по снижению налоговой нагрузки.6
Безусловно, цели, озвученные Президентом
РФ, имеют большое значение для
национальной экономики.
Поэтому в настоящее время как никогда важен переход к продуманной, обоснованной, экономически просчитанной налоговой политике. И переход этот, как нам представляется, должен проводиться по следующим стратегическим направлениям.
В качестве первого
Следующим направлением
Ну и конечно, говоря о стратегических задачах налоговой политики, следует упомянуть задачу формирования налоговой доктрины – наиболее общего свода правил и принципов развития системы налоговых отношений и формирования налоговой политики. Это позволит обеспечить стабильность налоговых отношений, предсказуемость налоговой политики, научную обоснованность, системность и сбалансированность развития различных направлений налоговых отношений.
3.2 Налоговая политика России до 2013 года.
Выступая в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа», заместитель Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ А.Л. Кудрин остановился на ключевых вопросах формирования налоговой политики на 2011 г. и на период до 2013 г.
Глубокий кризис показал устойчивость бюджетной системы страны, способность налоговой системы обеспечить стабильность доходной базы и выполнение основных государственных и социальных функций, возложенных на власть.
В 2009 Г., в период кризиса, уровень налогообложения в нашей стране снизился с 35,6% ВВП в 2008 г. до 30,3%. Более 5,3% было потеряно только за один год. Больше всего снизились налог на прибыль, НДПИ, таможенные пошлины, они дали основное снижение.
Наиболее надежно себя вел налог на добавленную стоимость. В период кризиса этот налог остаётся базой федеральных расходов и выполнения всех федеральных функций. Для субъектов Российской Федерации таким серьезным якорем и базой стал налог на доходы физических лиц. Удержался ЕСН на страховые взносы в связи с повышением в прошлом году зарплаты, особенно для бюджетников.
Сегодня налоговое бремя в России - вполне умеренное по сравнению с другими странами. С 2004 г. налоговое бремя снижалось неоднократно. НДС был снижен до 18%, отменён налог с продаж, ЕСН снижен с 35,6до 26%. Была введена амортизационная премия на уменьшение налогооблагаемой базы на 10% при постановке оборудования на баланс. Понижены коэффициенты для НДПИ для выработанных месторождений. Снижена ставка налога на прибыль в период кризиса в прошлом году с 24 до 20%. Для определенных групп предприятий амортизационная премия была повышена до 30%. Уточнён сбор НДПИ, который теперь насчитывается не с цены 9 дол., а с 15 дол. Увеличены предельные размеры выручки, позволяющие применять упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, с 30 млн. руб. до 60 млн. руб.
Эти снижения и льготы привели к тому, что в условиях 2010 г. бюджет не получит доходов в размере 3,9% ВВП, или более 1,5 трлн. руб. Эти средства были оставлены у предприятий, чтобы помочь им в преодолении последствий финансового кризиса. Но дальнейшее снижение налогового бремени, вряд ли возможно. На сегодня потенциал снижения налогов исчерпан. Речь может идти лишь о том, чтобы отдельными стимулами, налоговыми льготами поддержать те виды деятельности, которые обеспечивают модернизацию и инновационный процесс в стране.
А.Л. Кудрин напомнил, что в Послании Президента Российской Федерации предложено Правительству и Министерству финансов в этом бюджетном цикле подготовить новый комплекс предложений по стимулированию инновационной деятельности. В связи с этим Минфин подготовил и внёс на рассмотрение Правительства предложения, связанные с поддержкой инновационной деятельности, реализация которых должна позволить отечественной промышленности переоснащаться, снижать издержки, стать конкурентоспособной в сложных условиях сокращения мирового спроса и борьбы за рынки.
В этом направлении уже было сделано немало: был введён коэффициент 1,5 на вычет из расходов НИОКР. Это означает, что на 50% больше средств, чем было реально затрачено, можно вывести из-под налогообложения. Введены амортизационные премии, стимулирующие ускоренное переоборудование предприятий. Освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся.
Среди новых предложений, которые уже активно обсуждаются, в том числе на Комиссии по модернизации при Президенте, это - стимулирование развития спроса и предложения на инновационную продукцию, спроса и предложения научных разработок. В связи с этим, отметил А.Л. Кудрин, нужно устранить имеющиеся в законодательстве и администрировании барьеры, как по величине налоговых обязательств, так и ПО сложности их исполнения, мешающие модернизации предприятий и инновационной деятельности.
Наиболее затратным для предприятий, которые применяют высоко квалифицированный труд, является стоимость высококвалифицированной рабочей силы. На эти предприятия больше всего ложатся бременем страховые платежи. Если в следующем году, как было запланировано, страховые платежи будут увеличены с 26до 34%, то предприятия, работающие в сфере инноваций и применяющие высококвалифицированный труд, понесут большие издержки.
В связи с этим Минфин предлагает ввести специальный период постепенного перехода к этой налоговой нагрузке для таких предприятий. И если до 2010 г. действующими получателями льготы по ЕСН были экспортеры программного обеспечения, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, то новыми получателями льготы должны быть малые инновационные компании при вузах. Компании, реализующие разрабатываемое ими программное обеспечение не только на экспорт, но и на внутреннем рынке, а также иные инновационные компании, инжиниринговые, научные организации, при условии создания эффективного механизма их идентификации.
Сейчас разрабатываются критерии того, какие компании следует отнести к группам, которые получат дополнительное освобождение от страховых платежей. Должны быть отобраны те группы предприятий, которые сегодня наиболее важны для продвижения вперед российской экономики. Для них будут установлены страховые платежи - 14%, которые предполагается сохранить до 2015 г., а с 2016 г. до 2019 г. постепенно повышать платежи, чтобы к 2020 г. выйти на общий режим.
Сегодня страховые платежи сверх 14% предприятия платить не будут. Страховые взносы за граждан или за сотрудников, работающих в таких предприятиях, в пенсионные фонды и в ФОМС, будет вносить бюджет, компенсируя фондам эти изъятия.
Министерство финансов также предлагает не повышать страховые взносы с 3,1 %до 5,1% в той части, которая идёт на обязательное медицинское страхование. По мнению Минфина, страховые взносы следует поднять с 2011 г. не до 34%, а остановиться на 32%. Вследствие этого система обязательного медицинского страхования не получит 230 млрд. руб. Однако позиция Минфина, которую поддерживает Минэкономразвития, заключается в том, что эффективность системы здравоохранения упирается сегодня не столько в деньги, сколько в организацию, в применяемые сегодня нормативы, медицинские стандарты. Когда результаты проводимой в здравоохранении реформы будут проанализированы, оценены, когда станет ясно, что государственные расходы в здравоохранении дадут ожидаемый эффект, финансирование будет увеличено и, соответственно, тогда будут повышены взносы. Пока такой ясности нет, лучше не изымать у предприятий 230 млрд. руб., увеличив, таким образом, их возможности добиться больших результатов.
Предлагается также освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации в связи с необходимостью сделать прорыв в применении энергоэффективного оборудования. Поскольку налог на имущество - региональный, такая льгота на определенный период должна вводиться федеральным решением, чтобы не ставить субъекты Федерации перед необходимостыо выбирать между доходами и прогрессом в энергоэффективности.
По мнению Минфина, полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным организациям должны быть переданы субъектам РФ, которые, не испрашивая разрешения Министерства финансов, сами определят, какой налоговый кредит следует предоставить инновационным предприятиям.
Упрощение налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования и здравоохранения (вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль) Минфин предлагает распространить не только на некоммерческие организации, которые свою прибыль направляют на основную деятельность, но и на коммерческие предприятия. Все предприятия в области науки, образования и здравоохранения должны быть освобождены от налога на прибыль.
Стратегической целью остается введение налога на недвижимость, но это - сложная работа в связи со сложностью правил определения рыночной стоимости. Рассматривается целый ряд мер по добыче полезных ископаемых, переходу к налогу на добавочный доход при добыче углеводородного сырья.
К другим предложениям относится законопроект, который уже находится в Госдуме, по трансфертному ценообразованию. Все его ждали много лет, особенно субъекты Федерации, заинтересованные в том, чтобы плательщики не «перебегали» из субъекта в субъект. Навести порядок помогут: введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций, ограничение применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, введение правил налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, переход к использованию счетов-фактур в электронном виде.
Наконец, последнее - это освобождение от налога на прибыль реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. Это имеет отношение к компаниям, особенно венчурным, малым фирмам, которые еще не обращаются на рынке, но преследуют цель - раскрутить инновации, сделать компанию капитализированной и на этом заработать. Такие компании надо в первую очередь стимулировать тем, что прирост капитальной стоимости не будет облагаться налогом при продаже пакета.
Таковы основные из предложений, которые,
как отметил А.Л. Кудрин, будут рассмотрены
в ближайшее время.7
Заключение.
Важнейшей
задачей, которая возложена на государство,
выступает регулирование
Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.
Фискальная политика - это целенаправленное
манипулирование
Информация о работе Фискальная политика в современной российской экономике