Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Мне хотелось бы всесторонне раскрыть сущность фискальной политики. Ее роль в государственном регулировании национальной экономики, рассмотреть ее цели структуру и используемые методы.
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы…………………………………………………...………4 стр.
Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов……………………………8 стр.
Особенности современной фискальной политики в РФ………………18стр.
Практикум……………………………………………………….……….24стр.
Заключение……………………………………………………………….26стр.
Список используемой литературы………………………………...........28стр.
3. Особенности современной фискальной политики в РФ
В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, соответствующую данному сложному периоду. За период 2000—2007 гг. можно отметить существенные успехи налоговой реформы по сравнению с периодом 1990-х годов. Однако формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой.6 Изменения же в налоговой сфере 1999—2007 гг. в России положили начало устойчивым позитивным тенденциям в развитии национальной системы налогообложения.
В ходе реформирования налоговой системы в 2002-2006 г.г . многие из налогов были приведены в соответствие с настоящей экономической ситуацией — был снижен уровень многих налогов, серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования, улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков ,налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшились их ставки. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов, законодательно оформилась структура налоговой системы России: общее количество налогов и сборов снизилось с 54 до 15.
Достаточно отметить , что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%7. Расходы — составили 6130 млрд. руб., или 18,6% ВВП, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в 2006 г. Минфину удается много лет проводить бюджет с профицитом. В прошлом году профицит достиг более 1,7 трлн. руб.8
В настоящее время Россия накопила самые значительные за всю свою историю золотовалютные резервы. Растут инвестиции в экономику страны, национальная валюта приобретает все большую устойчивость.
За это время государственный долг страны сократился с докризисных 146% ВВП до 7% ВВП. В рублёвом выражении государственный долг в прошлом году достиг самого низкого уровня в истории Российской Федерации. В дальнейшем государственный долг будет осторожно увеличиваться в целях осуществления эффективной экономической политики9
Не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты сумели нарастить свои возможности. С 2000 г. по 2007 г. реальные доходы субъектов РФ выросли в два раза. Соответственно в два раза увеличились их возможности и сократились бюджетные задолженности (по заработной плате, социальным выплатам, детским пособиям и т.д.)10
В общем объёме средств финансовой поддержки субъектов РФ доля трансфертов на выравнивание снизилась, а доля субсидий выросла до 34% или в количественном выражении объём средств, выделяемых в рамках этих субсидий, увеличился с 83 до 359 млрд. руб.
Сегодня необходимо упорядочить взаимоотношения федерального бюджета с региональными, сделать их более эффективными. Концентрация финансов на федеральном уровне достаточно высока, а муниципальные образования остаются недофинансированными. Статистика показывает, что дефицит местных бюджетов составляет 52,4 млрд. руб., а профицит бюджетов территорий — 38,5 млрд. руб. В связи с этим необходимо создать сквозную систему межбюджетных отношений.
Однако наряду с изменениями положительными рассматриваемая направленность налоговой политики привела и к ощутимым отрицательным результатам. Очень серьезная задача Минфина — регулирование инфляционных процессов. Поскольку инфляция представляется главной угрозой экономическому развитию страны, правительству приходилось сдерживать финансирование реальной экономики и отраслей социальной сферы для снижения ее темпов. Достичь прогнозного уровня инфляции на протяжении последних лет Правительству удалось только в 2003 г.
В последующие годы ее уровень превышал прогноз. А в прошлом году превысил на 4%. К сожалению, за первые три месяца текущего года имеем 4,8% инфляции. Налицо системная проблема, которая требует особого внимания со стороны Министерства финансов.11
Необходимо так же выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности.
Налоговое законодательство России, по сравнению с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить многофункциональность налоговой политики, а именно — решения с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных проблем общества.
Налоговый кодекс Российской Федерации, сложившийся в своем нынешнем виде нацелен прежде всего и больше всего на реализацию фискальной функции налогообложения.
Регулирующая функция так же является одной из основных функций налогообложения. Значительное сокращение инвестиционных налоговых льгот ведет к лишению налоговой системы её регулирующей функции, возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития производства.
Кроме того требуют решения и социальные вопросы: разбалансированность пенсионной системы, фактически ставшее платным здравоохранение, устаревшая система образования. Все эти проблемы требуют серьезных финансовых затрат и государства, и бизнеса, и самого населения. Но это должно быть сделано не в ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных россиян, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес и, не провоцируя инфляцию.
На сегодняшний день большой проблемой является и отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками
Согласно опубликованным в ноябре 2007 г. результатам исследования компании Ernst&Young, отношения между налогоплательщиками и налоговым органами в России по-прежнему далеки от идеальных. В основном эта констатация касается правоприменительной практики и процедурных вопросов. Из-за этого решение отдельных проблем налоговых отношений переходит на уровень исполнительной и судебной властей12.
Также до сих пор в системе налоговых отношений имеются лазейки для ухода от налогообложения, что порождает новую цепочку проблем в сфере налогообложения.
В развитых странах реализованы меры по образованию одного налогового ведомства. Более того, в некоторых из них налогоплательщика освобождают и от обязанности представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые декларации. Это во многом существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стропы налогоплательщиков.
Все сказанное серьезно ухудшает налоговый климат в стране, нарушает стабильность российской налоговой системы и в определенной мере усиливает ее непредсказуемость.
Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усиление. Поэтому в налоговой политике у нас остается только один путь —заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.13 .
В целях преодоления негативных тенденций в бюджетно-налоговой политике необходимо усилить социальную функцию, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России. В Бюджетном послании Президента определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и дальнейшую перспективу. Они ориентированы, прежде всего, на обеспечение социально-экономического развития страны, стимулирование экономического роста бюджетно-налоговой политикой, ее диверсификацию, реализацию крупных инфраструктурных проектов.
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что нынешний налоговый
и климат в России в целом достаточно
благоприятный для
Эффективность бюджетных расходов — одно из направлений, которому необходимо уделять достаточно много внимания для обеспечения высоких темпов экономического роста, инновационного характера производства, содействию созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе.
Экономика
находится в состоянии
Дано:
Δg = 25 млрд. долл., государственные расходы.
MPS = 0,25, предельная склонность к сбережению.
Y = 200 млрд. долл., равновесный уровень дохода.
Решение:
Нам известна предельная склонность сбережению MPS, по этому мы можем найти предельную склонность к потреблению MPC.
MPS + MPC = 1
MPC = 1 – MPS
MPC = 1 – 0,25 = 0,75
Зная предельную склонность к сбережению MPS и предельную склонность к потреблению MPC, мы можем найти мультипликатор государственных расходов Mg и мультипликатор налогов Mt.
Mt = MPC × Mg = 0,75 × 4 = 3
Найдем величину изменения расходов чистого национального потребления ΔЧНП.
ΔЧНП = Δg × MG = 25 × 4 = 100 млрд. долл.
Теперь найдем величину необходимого увеличения налоговых поступлений ΔТ.
млрд. долл.
Ответ: На 33,3 млрд. долл. Нужно увеличить чистые налоговые поступления в бюджет, что бы избежать при этом инфляции и сохранить прежний уровень дохода.
5.Заключение.
Подводя
итоги рассмотрения бюджетно-налоговой
политики, мною был сделан вывод, что
она используется государством для
регулирования экономики в
Основными регуляторами фискальной политики выступают налоги и государственные расходы. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Главная роль в мобилизации средств принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Фискальная политика сопровождается эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов, а мультипликатор налогов оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.