Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Мне хотелось бы всесторонне раскрыть сущность фискальной политики. Ее роль в государственном регулировании национальной экономики, рассмотреть ее цели структуру и используемые методы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы…………………………………………………...………4 стр.
Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов……………………………8 стр.
Особенности современной фискальной политики в РФ………………18стр.
Практикум……………………………………………………….……….24стр.
Заключение……………………………………………………………….26стр.
Список используемой литературы………………………………...........28стр.

Файлы: 1 файл

106.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

   3. Особенности современной фискальной политики в РФ

   В условиях перехода к рыночной экономике  пришлось практически заново создавать  налоговую систему, соответствующую  данному сложному периоду. За период 2000—2007 гг. можно отметить существенные успехи налоговой реформы по сравнению с периодом 1990-х годов. Однако формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой.6 Изменения же в налоговой сфере 1999—2007 гг. в России положили начало устойчивым позитивным тенденциям в развитии национальной системы налогообложения.

   В ходе реформирования налоговой системы  в 2002-2006 г.г .   многие из налогов были приведены в соответствие с настоящей экономической ситуацией — был снижен уровень многих налогов, серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования, улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков ,налоги на  прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшились их ставки. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов, законодательно оформилась структура налоговой системы России: общее количество налогов и сборов снизилось с 54 до 15.

   Достаточно  отметить , что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%7. Расходы — составили 6130 млрд. руб., или 18,6% ВВП, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в 2006 г. Минфину удается много лет проводить бюджет с профицитом. В прошлом году профицит достиг более 1,7 трлн. руб.8

   В настоящее  время Россия накопила самые значительные за всю свою историю золотовалютные резервы. Растут инвестиции в экономику страны, национальная валюта приобретает все большую устойчивость.

     За это время государственный долг страны сократился с докризисных 146% ВВП до 7% ВВП. В рублёвом выражении государственный долг  в прошлом году достиг самого низкого уровня в истории Российской Федерации. В дальнейшем государственный долг будет осторожно увеличиваться в целях осуществления эффективной экономической политики9

   Не  только федеральный бюджет, но и  региональные бюджеты сумели нарастить свои возможности. С 2000 г. по 2007 г. реальные доходы субъектов РФ выросли в два раза. Соответственно в два раза увеличились их возможности и сократились бюджетные задолженности (по заработной плате, социальным выплатам, детским пособиям и т.д.)10

   В общем объёме средств финансовой поддержки субъектов РФ доля трансфертов на выравнивание снизилась, а доля субсидий выросла до 34% или в количественном выражении объём средств, выделяемых в рамках этих субсидий, увеличился с 83 до 359 млрд. руб.

   Сегодня необходимо упорядочить взаимоотношения федерального бюджета с региональными, сделать их более эффективными. Концентрация финансов на федеральном уровне достаточно высока, а муниципальные образования остаются недофинансированными. Статистика показывает, что дефицит местных бюджетов составляет 52,4 млрд. руб., а профицит бюджетов территорий — 38,5 млрд. руб.  В связи с этим необходимо создать сквозную систему межбюджетных отношений.

   Однако  наряду с изменениями положительными рассматриваемая направленность налоговой  политики привела и к ощутимым отрицательным результатам. Очень  серьезная задача Минфина — регулирование инфляционных процессов. Поскольку инфляция представляется главной угрозой экономическому развитию страны, правительству приходилось сдерживать финансирование реальной экономики и отраслей социальной сферы для снижения ее темпов. Достичь прогнозного уровня инфляции  на протяжении последних лет Правительству удалось только в 2003 г.

В последующие  годы ее уровень превышал прогноз. А  в прошлом году превысил на 4%. К  сожалению, за первые три месяца текущего года имеем 4,8% инфляции. Налицо системная проблема, которая требует особого внимания со стороны Министерства финансов.11

      Необходимо  так же  выработать программу  мер налогового стимулирования инновационной деятельности.

   Налоговое законодательство России,  по сравнению с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить многофункциональность налоговой политики, а именно — решения с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных проблем общества.

   Налоговый кодекс Российской Федерации, сложившийся в своем нынешнем виде  нацелен прежде всего и больше всего на реализацию фискальной функции налогообложения.

     Регулирующая функция так же является одной из основных функций налогообложения. Значительное сокращение инвестиционных налоговых льгот ведет к лишению налоговой системы её регулирующей функции, возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития производства.

   Кроме того требуют решения и социальные вопросы: разбалансированность пенсионной системы, фактически ставшее платным здравоохранение, устаревшая система образования. Все эти проблемы требуют серьезных финансовых затрат и государства, и бизнеса, и самого населения. Но это должно быть сделано не в ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных россиян, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес и, не провоцируя инфляцию.

   На  сегодняшний день большой проблемой  является и отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками

   Согласно  опубликованным в ноябре 2007 г. результатам  исследования компании Ernst&Young, отношения между налогоплательщиками и налоговым органами в России по-прежнему далеки от идеальных. В основном эта констатация касается правоприменительной практики и процедурных вопросов. Из-за этого решение отдельных проблем налоговых отношений переходит на уровень исполнительной и судебной властей12.

   Также до сих пор в системе налоговых  отношений имеются лазейки для  ухода от налогообложения, что порождает новую цепочку проблем в  сфере налогообложения.

   В развитых странах реализованы меры  по образованию одного налогового ведомства. Более того, в некоторых из них налогоплательщика освобождают и от обязанности представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые декларации. Это во многом существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стропы налогоплательщиков.

     Все сказанное серьезно ухудшает налоговый климат в стране, нарушает стабильность российской налоговой системы и в определенной мере усиливает ее непредсказуемость.

     Сейчас  вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усиление. Поэтому в налоговой политике у нас остается только один путь —заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.13 .

      В целях преодоления негативных тенденций  в бюджетно-налоговой политике необходимо усилить социальную функцию, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России. В Бюджетном послании Президента определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и дальнейшую перспективу. Они ориентированы, прежде всего, на обеспечение социально-экономического развития страны,  стимулирование экономического роста бюджетно-налоговой политикой, ее диверсификацию, реализацию крупных инфраструктурных проектов.

   Таким образом можно  сделать вывод  о том, что нынешний налоговый  и климат в России в целом достаточно благоприятный для налогоплательщиков. Конечно, существуют проблемы, но они  будут решаться в процессе дальнейшего, но не очень существенного, изменения налогового законодательства. Для обеспечения высоких устойчивых темпов экономического роста и повышения его качества  необходимо проводить соответствующую налоговую политику, которая не должна ограничиваться только фискальными функциями. Она должна стимулировать совершенствование структуры экономики, развитие человеческого капитала, инноваций и инвестиций.

    Эффективность бюджетных расходов — одно из направлений, которому  необходимо уделять  достаточно много внимания для обеспечения высоких темпов экономического роста, инновационного характера производства, содействию созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе.

                                                  4. Практикум

      Экономика находится в состоянии равновесия при полной занятости всех ресурсов. При этом равновесный уровень  дохода составляет 200 млрд. долл. Правительство  планирует увеличить государственные расходы на 25 млрд. долл. На сколько нужно увеличить чистые налоговые поступления в бюджет, чтобы избежать при этом инфляции и сохранить прежний уровень дохода, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25.

      Дано:

      Δg = 25 млрд. долл., государственные расходы.

      MPS = 0,25, предельная склонность к сбережению.

      Y = 200 млрд. долл., равновесный уровень дохода.

      Решение:

      Нам известна предельная склонность  сбережению MPS, по этому мы можем найти предельную склонность к потреблению MPC.

      MPS + MPC = 1

      MPC = 1 – MPS

      MPC = 1 – 0,25 = 0,75

      Зная  предельную склонность к сбережению MPS и предельную склонность к потреблению MPC, мы можем найти мультипликатор государственных расходов Mg и мультипликатор налогов Mt.

      

      

       Mt = MPC × Mg = 0,75 × 4 = 3

      Найдем  величину изменения расходов чистого  национального потребления ΔЧНП.

      ΔЧНП = Δg × MG = 25 × 4 = 100 млрд. долл.

      Теперь  найдем величину необходимого увеличения налоговых поступлений ΔТ.

        млрд. долл.

      Ответ: На 33,3 млрд. долл. Нужно увеличить  чистые налоговые поступления в  бюджет, что бы избежать при этом инфляции и сохранить прежний уровень дохода.

    5.Заключение.

   Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой  политики, мною был сделан вывод, что  она используется государством для  регулирования экономики в двух  основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема экономики страны. При этом используя дискреционную и автоматическую политику, государство может прямо(законодательно) или косвенно(при помощи встроенных стабилизаторов) влиять на развитие экономики ,добиваясь тем самым её устойчивого роста и развития. Автоматические стабилизаторы позволяют более мягко пройти период кризиса и удержать от развала экономику. А использование одновременно дискреционной и автоматической политики повышает эффективность финансового регулирования. На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную бюджетно-налоговую политику, сочетающую  дискреционные и недискреционные методы.

      Основными регуляторами фискальной политики выступают  налоги и государственные расходы. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Главная роль  в мобилизации средств  принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Фискальная политика сопровождается эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов, а мультипликатор налогов оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики