Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Введение
Фискальная политика. Понятие, цели
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики
Типы фискальной политик
Дискреционная фискальная политика
Недискреционная фискальная политика (встроенные
стабилизаторы)
Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой
Проблемы при проведении фискальной политики
Природа фискальных проблем России в переходный период
Заключение
Список используемой литературы
Рис. Денежное приспособление фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.
Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, как
они влияют на рост совокупного спроса.
Фискальная политика, напротив, оказывает
воздействие через покупку
Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом, как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а).
а) б)
Рис. Влияние инвестиции на ВНП
Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.
На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е. с неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.
Консерваторы доказывают
необходимость снижения налогов. Они
поддерживают
стабилизирующую политику, при которой
налоги снижаются в период регрессии и
госрасходы сокращаются в период бума.
Другие считают, что необходимо расширить
поле деятельности государства в сфере
образования, охраны окружающей среды,
подготовки кадров и т. д. и следовательно,
поддержать экспансионистскую политику
в форме роста госрасходов Доказано, что
необходимо действовать через снижение
ставки процента поддерживая рост инвестиционных
расходов, т. е. государственные деятели
могут выбирать такую политику, которая
будет не только приводить экономику к
состоянию полной занятости, но и окажет
содействие в решении других проблем.
Рис. Выбор между денежной и фискальной политикой
Налоговая политика - часть фискальной
экономической политики,
проявляющаяся в установлении видов налогов,
объектов налогообложения,
налоговых ставок, условий взимания
налогов, налоговых льгот. Все эти параметры
государство регулирует таким образом,
чтобы поступление денежных средств за
счет уплаты налогов обеспечивало финансирование
государственного бюджета. Но при этом
приходится встречаться с главным
противоречием налоговой и всей фискальной
политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная
с некоторого предела,
желание и возможность платить налоги
и, что гораздо важнее, тем больше
ущерб, наносимый производству, созданию
налогооблагаемого продукта,
взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают
само налоговое дерево,
которое их питает. Так что в основу государственной
налоговой политики
должны быть положены не высокие, а рациональные
налоговые ставки.
Другое дело, что государство успевает
связать себя такими бюджетными
обязательствами расходов, что вынуждено
искать спасения в налоговых
поборах для обеспечения расходов бюджета.
Налоговая политика
Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.
В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.
В любой стране, при
любой общественно-политической и
социально-экономической
Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).
А также государственное
регулирование экономики и
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Правильное построение
экономических рычагов