Фирма в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие фирмы…………………………………………………………………….4
2. Классификация предприятий……………………………………………………6
2.1.Классификация предприятий по организационно-правовым формам…..6
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим
Формам……………………………………………………………………………….15
2.3.Классификация предприятий по степени концентрации
производства и капитала…………………………………………………………17
3. Цели фирм………………………………………………………………………...20
4. Особенности поведения фирмы краткосрочный и долгосрочный
периоды……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………...26
.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Основные  преимущества кооперативов:

    ·  Прибыль кооператива распределяется по усмотрению самого кооператива в соответствии с трудовым вкладом его членов, что заинтересовывает их;

    · Число членов кооператива не ограничено, что дает возможность любому физическому лицу вступить в кооператив;

    ·  У всех членов кооператива одинаковые права в управлении кооперативом, т.к. у каждого из них имеется только один голос.

    Основные  недостатки кооперативов:

    · Ограничение по численности (не менее 5 человек), что затрудняет их создание;

    · Ограниченность средств, которая связана с отсутствием дохода от продажи акций;

    ·  Длительное решение основных хозяйственных вопросов, так как они обсуждаются и принимаются на общем основании. 

    2.2. Классификация предприятий по

    организационно-экономическим  формам 

    На  основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения  предприятий.

    У нас в стране, до перехода к рыночной экономике, были два основных вида объединений: производственное объединение (ПО) и  научно-производственное объединение (НПО).

    Производственное  объединение (ПО) – единый организационно оформленный производственно-хозяйственный  комплекс, в состав которого обычно входят головное предприятие и заводы-филиалы.

    Научно-производственные объединение (НПО) включает научное учреждение (НИИ, КБ, Проектный институт) и опытный завод. Основная цель создания НПО – это ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, что обеспечивается за счет сокращения времени на разработку новой продукции (практика показала, что время разработки уменьшается в 1,5-2 раза), совмещение этапов разработки, улучшения согласования совместной деятельности НИИ и опытного завода; уменьшение затрат на разработку и т.д.

    В процессе перехода к рыночной экономике у нас большая часть объединений была преобразована в концерны, тресты, холдинги и другие формы.

    Основные  формы монопольных объединений. Монопольные объединения активно  стали создаваться в конце 19 и  в начале 20 века, когда в мировой  экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.

    Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.

    Наибольшее  распространение картели получили в Германии, где к началу Второй мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран.

    Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

    Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети 19 века. Самый известный трест был создан Дж. Д. Рокфеллером в 1879 году под названием «Standard Oil», который контролировал подавляющую часть нефтяной промышленности США.

    Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.

    Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

    Различают два типа холдингов:

    · чистый – владеет и проводит операции с акциями;

    · смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).

     
2.3.Классификация предприятий по степени концентрации

      производства и  капитала 

    По  этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

    Малые предприятия

    Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

    Особенности малых предприятий  заключается в  следующем:

    · обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;

    · имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;

    · быстрее могут обновить выпуск продукции;

    ·способствуют созданию конкуренции на рынке;

    ·обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;

    · часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

    Средние предприятия

    Средние предприятия, занимая промежуточное  положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

    · численность персонала от 100 до 500 человек;

    ·  узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

    Крупные предприятия

    Основные  характерные признаки крупного предприятия (корпорации):

    ·  численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);

    · обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);

    · массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;

    · выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;

    · наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;

    ·    широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Цели  фирм 

    Цели  фирмы – это кратко- и долгосрочные результаты деятельности, которые фирма надеется достигнуть.

    Рекомендации  по формулировке целей:

    1. Цели должны быть конкретными и измеримыми (например, повысить производительность труда за год на 1%).

    2. Цели должны быть ориентированы во времени

    - долгосрочные: на 5 и более лет;

    - среднесрочные: от 1 до 5 лет;

    - краткосрочные: на 1 год).

    3. Цели должны быть достижимыми. В этом случае они являются источником мотивации поведения.

    4. Цели должны быть взаимно поддерживающими.

    Под каждую цель необходимо сформулировать задачу. Определение четких целей  помогает выработать эффективную стратегию  и позволяет трансформировать миссию компании в конкретные действия. Компания может выбрать одну из этих целей или попытаться достичь сразу всех. Цели должны быть ясными, измеримыми и достижимыми.

         Долгосрочные цели формулируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения.

    Долгосрочные  цели

1.Рост  доли рынка.

2.Более сильное и более надежное положение в своей бизнес-отрасли. 

3.Повышение качества продукта - товара.

4.Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами. 

5.Расширение и улучшение номенклатуры продукта. 

6.Повышение репутации организации среди клиентов.

7Улучшение обслуживания клиентов. 

8.Признание организации лидером в области технологий и/или инноваций

9.Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке.

10Полное удовлетворение запросов клиентов. 

    Средне- и краткосрочные  цели

1. Ускоренный рост доходов. 

2.Ускоренный рост денежных поступлений

3.Более высокие дивиденды.

4.Более широкие пределы получения прибыли

5.Рост прибыли на вложенный капитал 

6.Повышение надежности облигаций и ставок по кредитам.

7.Увеличение притока денежных средств. 

8.Повышение цены акций. 

9.Достижение прочного финансового положения фирмы.

10.Диверсификация базы  получения прибыли. 

11.Стабильный доход в периоды экономических спадов 

    3. Цели должны быть достижимыми. В этом случае они являются источником мотивации поведения.

    4. Цели должны быть взаимно поддерживающими.

    Под каждую цель необходимо сформулировать задачу. Определение четких целей  помогает выработать эффективную стратегию  и позволяет трансформировать миссию компании в конкретные действия. Компания может выбрать одну из этих целей или попытаться достичь сразу всех. Цели должны быть ясными, измеримыми и достижимыми. 
 
 
 
 

4. Особенности поведения фирмы краткосрочный

и долгосрочный периоды 

    Равновесие  означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется  равновесием спроса и предложения.

    Равновесие  фирмы в краткосрочном  периоде.

    В условиях совершенной конкуренции  фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

    Существуют  два универсальных  правила, применимых к любой структуре  рынка.

    Первое  правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

    Второе  правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

    На  основании этих правил можно сделать  вывод, что фирма будет вводить  такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

Информация о работе Фирма в рыночной экономике