Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.
Портал www.Stydenty.ru – лучшие рефераты и дипломы на заказ и бесплатно
Содержание
Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедшие годы показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса, финансовых отношений в Российской Федерации. Становится ясным, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансами, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.
Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.1
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Как известно, экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; органы государственного управления; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и с другими секторами образует финансы секторов экономики и финансовую систему страны в целом, а общий объем финансовых ресурсов институциональных единиц и экономических секторов характеризует величину финансовых ресурсов страны. Совокупность финансов институциональных единиц государственного сектора образует систему государственных финансов.
Мотивы финансовой деятельности государства отличаются от мотивов деятельности других субъектов экономической жизни. Основным мотивом деятельности домашних хозяйств является получение прибыли и доходов в виде заработной платы, процентов, дивидендов и т. п. В сфере предпринимательской деятельности определяющим фактором принятия решений является получение финансовой выгоды, что оказывает воздействие на формирование материально-вещественной структуры воспроизводства. Основным мотивом финансовой деятельности государства является образование и расходование фондов денежных средств для реализации им своих функций.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.
Потребность в государственных финансах порождается самим фактом существования государства и необходимостью денежного обеспечения выполняемых им функций. В наиболее общем виде основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства.
Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.
Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.2
Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:
Оказание государственных услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.
Обеспечение законодательных основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.
Разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.
Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.
Чтобы государство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России, Аргентины или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты. Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих от конкретной ситуации. В 1932 г. президент США Гувер пытался преодолеть депрессию путем подавления инфляции, сбалансирования бюджета и твердого доллара. Эта, казалось бы, респектабельная соответствующая монетаристскому подходу политика привела к экономическому краху. Пришедший ему на смену в 1933 г. президент Рузвельт вопреки ортодоксальным рекомендациям не побоялся дефицита государственного бюджета, девальвировал доллар, запретил вывоз золота и серебра, организовал общественные работы и сумел вывести страну из кризиса.
Большинство ныне развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная финансово-промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.
Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, (ТО, международных финансовых и кредитных организациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.
Проблемы регулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность в конце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.