Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 01:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;
2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;
3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные финансовые продукты, обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.
Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
3.1 Структура финансовой системы Республики Беларусь
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.
Ряд авторов в состав финансовой системы включают сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления.
Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рис. 3.1).
Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.
Во многих изданиях в состав общегосударственных финансов включены или «фонды страхования» или «государственное имущественное, личное и другие виды страхования». В настоящее время наряду с государственным страхованием, на страховом рынке функционируют акционерные и совместные страховые компании и не существует централизованных финансов государственного страхования.
Рисунок 3.1 – Состав финансовой системы Республики Беларусь [9; с. 14]
Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов в Республике Беларусь регламентируется соответствующим законодательством. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов меньше контролируется.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Объективная его необходимость заключается в нехватке средств государственного бюджета, наличии бюджетного дефицита и нецелесообразности осуществления для этих целей эмиссии. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций реального сектора экономики, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы. В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства, других отраслей.
В последнее время часть государственных учреждений и организаций сферы услуг стала функционировать на частичном коммерческом расчете, используя полученные доходы на свое развитие и материальное стимулирование работников (вузы, медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, научные организации и др.).
Национальная финансовая система Беларуси возникла с образованием в 1990 г. суверенного государства – Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной экономике, Беларусь строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса государственных институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, национальной экономики, управления и др. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и государства, выработка и реализация финансовой политики.
3.2 Система управления финансами и финансовая политика в Республике Беларусь
Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций [5; с. 590]. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.
Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами, или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.
На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах (рис. 3.2).
Указанные блоки и элементы управления реализуются через функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, которая осуществляется посредством бюджетной и налоговой систем страны.
Рисунок 3.2 – Схема управления финансами [5; с. 591]
Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. Министерство финансов на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
- учет действия объективных экономических законов;
- необходимость финансовой
- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
- сбалансированность бюджетно-налоговой политики;
- уменьшение дефицита государственного бюджета и поиск источников его покрытия;
- либерализация внешнеэкономической деятельности;
- развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
- выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Республика Беларусь проводит умеренную фискальную политику. Так в 2008 г. консолидированный бюджет был выполнен с профицитом в 1,4% (табл. 3.1) от ВВП, дефицит бюджета в 2010 году составил -2,6% от ВВП, профицит бюджета в 2011 году составил 2,1% от ВВП , в 2012 году – 0,5% от ВВП.
Таблица 3.1 – Объем валового внутреннего продукта и консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей) 1) [1]
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
ВВП |
9133,8 |
65067,1 |
79267 |
97165,3 |
129791 |
137442 |
164476 |
297158 |
527385 |
Доходы бюджета |
3181 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
62808 |
48754 |
85608 |
157954 |
в процентах к ВВП |
34,8 |
47,4 |
48,4 |
49,5 |
50,6 |
45,7 |
29,6 |
31,2 |
29,9 |
Расходы бюджета |
3236 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
63766 |
52980 |
79428 |
155168 |
в процентах к ВВП |
35,4 |
48,0 |
47,0 |
49,0 |
49,2 |
46,4 |
32,2 |
26,7 |
29,4 |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета |
-55 |
-432 |
1135 |
422 |
1852 |
-958 |
-4226 |
6180 |
2786 |
в процентах к ВВП |
-0,6 |
-0,7 |
1,4 |
0,4 |
1,4 |
-0,7 |
-2,6 |
2,1 |
0,5 |
Информация о работе Финансовая система в национальной экономике