Финансовая система: сущность, структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр.

Раздел 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА -6-

1.1 Сущность финансов и финансовой системы
1.2 Принципы построения финансовой системы -8 -
1.3 Состав финансовой системы -11-

Раздел 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Функции финансов -20-
2.2 Государственный бюджет и его основные статьи -21-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансовая система сущность, структура и функции(Курсовая работа по эономической теории).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного долга было выделено почти 78 трлн. руб. бюджетных средств.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Такова финансовая система России.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

В нашей экономической литературе в широком плане под финансовой политикой было принято понимать единство объективного  и субъективного. Объективная сторона заключается в том, что политика строится в соответствии с требованиями экономических закономерностей. Отсюда следует, что успех проведения финансовой политики во многом зависит от познания, выявления экономических закономерностей. Вместе с тем, политика всегда субъективна, так как реализуется людьми, их волей и усилиями.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты выступают базовыми при построении финансового законодательства; субъективные – это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на реализацию стратегических целей, специализированных программ и на осуществление текущей народно-хозяйственной деятельности.

В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства, а также на стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритеты отрасли экономики; с другой – не сдерживание специальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д.

При переходе от кризисного к состоянию устойчивого развития направления финансовой политики изменяется. Определяющим условием становиться достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Субъектами или носителями финансовых отношений являются государства, предприятия, фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств, через соответствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отношения в виде групп отношений:

      Между государством и местными органами;

      Между государством и предприятиями;

      Между фирмами;

      Между фирмами и банками;

      Между государством и общественными организациями;

      Между государством и населением.

Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджете и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т.д.[5]

2.1 Функции финансов

 

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. [6]

Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.). эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективных экономических процессов как на микро-, так и на макро-уровне

 

2.2 Государственный бюджет и его основные этапы

 

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использование фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

1.      перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны;

2.      вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики;

3.      осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе;

4.      обеспечение внутренней и внешней безопасности;

5.      содержание аппарата управления.

              Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально- экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

              Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объём национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

              Основным источником формирования финансовых ресурсов государства является денежные доходы сферы материального производства и та часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящие перед государством.

              Доходная часть складывается преимущественно за счёт налоговых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доход и прибыль. Чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, и другие налоги и неналоговые поступления. Первые три вида налогов формируют госбюджет более чем на 80 %.

              Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др. для финансовой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоёмких фирм и т.д. госбюджет финансирует непроизводственную сферу ( образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономическую и военные нужды.[7]

                           

              Центральным звеном всей системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.

              С одной стороны, бюджет ( в переводе с фр. – «кожаный кошелёк», сумка для хранения денег), - это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья); с другой, бюджет–   это  соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение определённого времени, обычного года.

              Бюджетная политика – это формирование и использование средств всех уровней, как единого целого, с целью реализации стратегических целей государства.

              перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Государственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства.

              В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.

Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путём особых экономических форм в виде доходов и расходов.[8]

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1   вмешательство в экономику;

2 поддержание государственного аппарата управления;

3  правоохранительные органы и судоустройство;

4   медицина, здравоохранение и образование;

5 оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.[9]

Общие принципы построения государственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Информация о работе Финансовая система: сущность, структура и функции