Факторы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ факторов экономического роста, и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I: Экономический рост.
1.1. Сущность понятия «экономический рост». . . . . . . . . . . .4
1.2. Факторы экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста. . 9
Глава II: Экономическое развитие России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста. . . . . . . . 13
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России. . .18
2.3. Перспективы экономического роста в России. . . . . . . . 19
Глава III: Экономика Пскова и Псковской области.
3.1. Основные факторы развития Псковской области. . . . . .21
3.2. Вызовы развитию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.3. Инвестиции в Псковскую область как фактор
экономического роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

kyrsovik.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической  системы, способности экономических  агентов быстро и адекватно реагировать  на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.

«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.

Акцент на секторе  услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: Экономика города Пскова и Псковской области.

 

3.1. Основные факторы развития Псковской области.

 

На Псковскую область  оказывают влияние различные  процессы, часть из которых находятся  вне прямого управления региональной администрации. В данной концепции они определяются как «факторы развития», которые, в свою очередь, разделены на «внутренние» и «внешние». К внешним факторам отнесены события на международной арене и вопросы федерального ведения, к внутренним факторам - системные проблемы внутри региона. Список факторов не является исчерпывающим, в нем выделены только тенденции, принципиальные для развития Псковской области.

Внешние факторы:

  • Тарифы естественных монополий.

Тарифы на услуги естественных монополий в России ниже, чем среднемировые, что дает национальной промышленности конкурентное преимущество. Правительство Российской Федерации (РФ) декларирует курс на поэтапное реформирование естественных монополий, что приведет к повышению внутрироссийских цен на их услуги. В частности, если ориентироваться на заявленные Правительством РФ планы, в течение ближайших двух-трех лет внутренние российские цены на газ будут увеличены примерно в два раза (около 40 долл. за 1000 кубометров). В 2007- 2008 произойдет переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике, в результате которого возможен существенный рост цен.

Основу промышленности Псковской области составляют предприятия, имеющие высокую энерго- и материалоемкость. Их конкурентоспособность за счет низких цен и «советского наследия» будет поставлена под угрозу в условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономику и сопровождающего этот процесс роста внутристрановых издержек. Рост цен на газ станет прямым и косвенным (в виде электроэнергии и транспортных тарифов) ценовым шоком для региональной промышленности.

  • Региональная экономическая политика федерального центра.

Федеральная экономическая  политика по отношению к регионам ориентирована в большей степени на политику «выравнивания» за счет перераспределения бюджетных средств, а не на политику развития, что не устраняет причин территориальной дифференциации, а лишь на время сглаживает наиболее острые противоречия в развитии регионов.

Также Федеральная политика недостаточно учитывает региональные особенности. В частности, МЭРиТ разработало Методику распределения финансовых средств из Фонда регионального развития, в которой определяется состав групп, которым необходима федеральная финансовая помощь, и соответствующая типология регионов. Регионы делятся на группы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и «с крайне низким уровнем развития». Псковская область по интегральному показателю социально-экономического развития находится в группе среднего уровня развития, в то время как такие субъекты Федерации как Мурманская область, Республика Саха, Архангельская область относятся к группе с развитием ниже среднего. При этом, «типологии», разрабатываемые, в частности, под определенные федеральные программы, пока никак не учитываются при проведении реформ.

  • Вступления России в ВТО

Вступление России в  ВТО сопряжено с принятием  ряда жестких обязательств в области  регулирования торговой политики и  приведения внутреннего экономического законодательства в соответствие с международными нормами. Исходя из современного состояния переговорного процесса, достижение договоренности о вступлении России в ВТО можно ожидать уже с середины 2005 г., при этом переходный период может быть полностью завершен к 2012-2014. Основным последствием вступления России в ВТО для предприятий Псковской области станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Промышленность вынуждена будет перейти от конкуренции за счет низких цен к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества.

  • Развитие транспортных регионов Санкт-Петербурга и Москвы

Северные районы Псковской  области находятся относительно недалеко от быстро развивающегося Санкт-петербургского транспортного региона. По уровню развития, объемам перевозок пассажиров и грузов этот регион уступает только Московскому региону, к которому тяготеет южная часть Псковской области. На сегодняшний день существуют физические ограничения для развития транспортных узлов вокруг Санкт-Петербурга, что влечет за собой создание дополнительных мощностей в прилегающих областях. В частности, к юго-западу, югу и юго-востоку от Санкт-Петербурга формируется ряд дополнительных транспортных узлов: Усть-Лужский, Кингисеппский, Лужский, Новгородский, Чудовский, Киришский, Тихвинский. В силу этого, территория, лежащая в треугольнике Псков - Печоры - Остров, имеет предпосылки для формирования Псковского транспортного субрегиона в составе Санкт-Петербургского транспортного региона. Аналогично, на юге области может сложиться «дочерний» субрегион, ориентированный на Москву. Вероятность такого развития дополнительно усиливает вступление Латвии в Евросоюз и возможная в связи с этим переориентация транспортного потока с территории Белоруссии на территорию Литвы-Латвии и далее на Псковскую область. Необходимо отметить, что транспортные потоки широтных и субширотных направлений и соответствующие узлы не конкурируют с потоками грузов, идущими через Псковскую область.

Внутренние факторы:

  • Депопуляция.

Численность населения  Псковской области сокращается  с 20-х годов ХХ века.

1926 г. - 1 млн. 677,4 тыс. чел.

2004 г. - 747,3 тыс. чел.

При этом процессы депопуляции в сельской местности идут гораздо быстрее, чем в городских поселениях, что связано с деградацией сельского хозяйства на территории области. Если процесс депопуляции не удастся остановить, то под угрозой окажется система расселения области и возможность хозяйственного освоения территории.

  • Постсоветская структура промышленности.

Большинство предприятий промышленного и сельскохозяйственного секторов создавались как промежуточные звенья сложных производственных цепочек, география которых охватывает всю страну и ряд государств СНГ. Предприятия области не производили конечную продукцию, в силу чего спад внутреннего производства после распада СССР сказался на регионе сильнее, чем в среднем по стране.

 

3.2. Вызовы развитию.

 

Вызовы - это тренды, которые  являются одновременно угрозой и  возможностью для развития области. Для того чтобы переломить их и  использовать для развития области, необходима реализация соответствующих приоритетов развития.

В отличие от факторов, вызовы - это тренды которые могут  быть переломлены и использованы для развития области благодаря  активной позиции заинтересованных субъектов развития.

  • Несоответствие эффекта от транзитной функции региона целям развития.

Потенциал развития экономики  Псковской области за счет транзита используется незначительно, что связано  с неразвитостью современных  систем обслуживания грузопотоков, отсутствием механизмов поддержки бизнеса в этой сфере и значительных инвестиций для модернизации инфраструктуры. Не развито также скоростное пассажирское сообщение. Функционирование транспортной отрасли в целом не может обеспечить приемлемо низких транспортных издержек. Рост себестоимости перевозок постоянно растет. Низкая эффективность использования важной и перспективной транзитной функции региона означает невозможность достижения поставленной цели развития - роста качества жизни населения.

  • Несоответствие системы сельского расселения демографическим процессам.

Система расселения Псковской  области характеризуется наличием разветвленной хуторской системой расселения. В области более 8000 населенных пунктов (из них только 5000 имеют постоянное население). Данная система расселения была рассчитана на вдвое большее количество населения, (1,677 в 1926 году). В настоящий момент излишне разветвленная сеть автодорог, протяженная энергетическая и плотная социальная инфраструктуры тяжелым бременем ложатся на бюджет области. Например, полезный отпуск электроэнергии в сетях - самый низкий среди регионов Северо-Западного Федерального округа и потери в сетях составляют 17%.

  • Приграничное положение Псковской области.

Псковская область граничит с Латвией и Эстонией - членами  Европейского Союза (ЕС). В настоящий момент этот факт практически не сказывается на социально-экономическом развитии области. Напротив, приграничное положение используется как доказательство периферийного положения области относительно основных российских центров развития. Экономика области до сих пор была ориентирована преимущественно на российский рынок. Ее конкурентоспособность по сравнению с другими регионами была ограничена высокими транспортными издержками и дискриминационными тарифами на электроэнергию. В то же время превращение области в пограничный регион с ЕС - это возможность для переориентации промышленности на создание экспортных и импортозамещающих товаров, тесного включения в производственные цепочки иностранных производителей. В этой ситуации у Псковской области есть возможность превратиться из периферии в контактную территорию ЕС и России.

  • Имидж «депрессивного» региона.

Сегодня Псковская область имеет устойчивый имидж депрессивного региона - как среди потенциальных инвесторов, так и среди представителей российского экспертного сообщества. Данный имидж расходится с реальным положением дел и связан с тем, что статистическая информация по Псковской области не искажена «наличием нефти и газа», либо крупными промышленными предприятиями. Сохранение представления о Псковской области как о депрессивном регионе уже сейчас служит серьезным тормозом ее развития. Целенаправленное предоставление объективной аналитической информации, территориальный брэндинг и маркетинг могут изменить сложившуюся ситуацию.

  • Несоответствие спроса и предложения на рынке труда.

Несмотря на рост вакансий за последние несколько лет на региональном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Основная причина - нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессиональной структуры и низкое качество рабочей силы. Отсутствие необходимых кадров резко снижает эффективность любой политики экономического развития Псковской области.

  • Качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках.

Либерализация торгового  режима РФ, совпадающая с реформами естественных монополий, сопряжена с ценовыми шоками и сильным инфляционным давлением. Возможности конкурировать по цене будут сокращаться - это ставит предприятия области перед вызовом, суть которого состоит в необходимости кардинального пересмотра стратегии развития для большинства экономических субъектов в пользу ориентации на лидерство по качеству и технологии и изыскания дополнительных ресурсов на ее осуществление.

 

3.3. Инвестиции в Псковскую область как фактор экономического роста.

 

Администрацией города большое внимание уделяется привлечению инвестиционных ресурсов для действующих промышленных предприятий и в целом в экономику города. В частности, город выделяет площадки под реализацию инвестиционных проектов. Уже в течение двух лет размер арендной платы за землю для инвесторов, в том числе и иностранных, вкладывающих собственные и привлечённые средства в проектирование и строительство на территории города новых промышленных предприятий, уменьшен в несколько раз.

По инициативе Администрации города Псковское областное Собрание депутатов приняло дополнение в Закон Псковской области «Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», согласно которому уменьшило цену земли при продаже в г. Пскове до размера 3-кратной ставки земельного налога за единицу площади, против ранее существовавшей 10-кратной ставки.

Информация о работе Факторы экономического роста