Домашние хозяйства РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой состоит в определении специфики домашних хозяйств в современной экономической системе, изучении основных показателей эффективности домохозяйств. Для достижения цели нужно выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть социально-экономическую сущность понятия «домашнее хозяйство»;
2.Определить воспроизводственные функции домохозяйства, его роль в создании ВВП;
3.Исследовать структуру и виды домашних хозяйств;
4.Изучить роль государства в жизни домашних хозяйств;
5.Исследовать проявления экономической активности домашних хозяйств в условиях мирового кризиса.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 919.61 Кб (Скачать)

В процессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами  и фирмами, принимают участие  различные государственные и  кредитно-банковские учреждения. Их участие  обязывает и представляет возможность домохозяйствам тратить на потребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимо перевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета. Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет на покупку ценных бумаг, акций, и др. Домохозяйства получают от государства так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие в процессе экономического кругооборота.

Если говорить конкретно, то взаимосвязь домохозяйств с фирмами  и государством заключается в  следующем:

1) Поставляют фирмам и  государству производственные ресурсы:  трудовые, природные, капитальные,  предпринимательские способности.

2) Предъявляют спрос на  потребительские товары и услуги, производимые фирмами и государственными  предприятиями.

3) Пополняют доходную  часть государственного бюджета  посредством уплаты налогов и  других видов обязательных платежей.

4) Предоставляют свои  сбережения фирмам и государству  для инвестирования в производство.

Из вышесказанного можно  сделать вывод : фирмы и государство производны от домохозяйств. Ведь фирмы принадлежат отдельным людям, либо коллективам людей, т.е. в конечном счете материальные и нематериальные блага от функционирования фирм получают именно домохозяйства. Также и государство создано людьми и для защиты интересов граждан. Таким образом, именно домохозяйства являются первичным элементом экономической системы. Это отмечали еще в античную эпоху Ксенофонт и Аристотель, которые рассматривали саму «экономику» как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства.

 
    3.2. Денежно-кредитная политика государства в целях развития домохозяйств

Главной функцией государства  в отношении домохозяйств является перераспределительная. Проводится она для того, чтобы уменьшить дифференциацию населения по доходам. Реализация этой функции может быть представлена в виде денежно-кредитной политики, а также установлением различных граничных показателей( к примеру, минимальной заработной платы, пособий по безработице, пенсий и т. д.)

Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также вопросы формирования единого расчетного и информационного пространства рассмотрены 28 октября на расширенном заседании Правления Национального банка. 
Как отмечалось в выступлениях, денежно-кредитная политика в нынешнем году направлена на формирование условий стабильного экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения.

Позитивные тенденции  в экономике и финансовой сфере  позволили ориентировать процентную политику, прежде всего, на снижение общего уровня процентных ставок в целях  увеличения доступности кредитных  ресурсов. При этом обеспечивалось сохранение привлекательности банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц. Важнейшим мероприятием процентной политики было поэтапное снижение ставки рефинансирования.  
 
На протяжении трех кварталов она уменьшалась шесть раз и составила 10,5 процента годовых. В среднем на одного жителя республики на 1 октября 2010 года приходилось 2,5 млн. рублей сбережений, размещенных в банках, тогда как в начале года было 1,9 млн. рублей. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился с 677,4 до 829 долларов США.  
 
Общий объем кредитов, выданных банками за девять месяцев нынешнего года, составил в рублевом эквиваленте 80,8 трлн. рублей. Это на 24,8 трлн. рублей или на 44,3 процента больше чем за аналогичный период предыдущего года. Существенное место в кредитной деятельности банков занимает предоставление их населению. В целом объем кредитной задолженности физических лиц за январь – сентябрь увеличился на 4,1 трлн. рублей, или на 25,9 процента, и составил 20,1 трлн. рублей. Это говорит о том, что банковская система обеспечила кредитование важнейших направлений социально-экономического развития страны [14].  

Касаясь вопросов формирования единого расчетного и информационного  пространства, участники заседания  отметили, что его создание позволяет  реализовывать социально-значимую для населения функцию государства. Гражданину предоставляется более  удобный сервис и условия, когда  при меньших затратах оказываются  услуги с более высоким качеством, решаются обычные бытовые проблемы. Реализуя данный проект, государство  реально проявляет заботу о человеке, не требуя от него дополнительных затрат. Эта работа будет продолжаться и  дальше. При этом определены задачи по внедрению в систему современных  платежных инструментов, новейших технологий проведения платежей и эффективных  систем защиты информации. 

Кроме того, в целях стимулирования развития и поддержки личных подсобных  хозяйств граждан принят Указ Президента Республики Беларусь от 14.06.2010 № 302 ”О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств“  предусматривающий предоставление ОАО ”Белагропромбанк“ в 2010-2011 годах кредитов гражданам, осуществляющим ведение ЛПХ в сумме не более 60 млн. рублей на одно хозяйство (общая сумма 100 млрд. рублей) для ведения личных подсобных хозяйств сроком до 7 лет включительно, с уплатой кредитополучателями 5 процентов годовых [17]. 

 
    3.3. Проблемы развития домашних хозяйств и пути их решения

 Главная  задача  государственной  экономической  политики  по отношению к  домохозяйству  состоит  в его адаптации к  новым  условиям рынка.  Долгое  время  домохозяйство находилось  в  тени  государственных  предприятий  как  основных производителей ВВП. В то же время семья находилась под патронажем и государства,  и  предприятий (особенно  для  тех  семей,  члены  которых трудились на этих предприятиях). Дать домохозяйству «инструменты» для включения в рыночную экономику, помочь на первых этапах – вот задача государственной экономической политики. 

Несмотря на принятие государством различных законодательных мер, регулирующих деятельность домохозяйств, существует целый ряд проблем в достижении необходимых показателей.

К примеру, на современном  этапе основной законодательной  базой, направленной на домохозяйства, является  Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2011—2015 гг. которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики от 27 октября 2010 г. № 1578 [13].

Главная цель Программы заключается  в развитии и поддержке личных подсобных хозяйств граждан, повышении занятости и доходов граждан, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, улучшении демографической структуры населения страны. 

Но анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, показывает, что недостаточная работа в сфере оказания услуг гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, проводится по реализации семенного материала картофеля и овощных культур. Нерешенной проблемой остается организация коммунально-бытовых структур по оказанию услуг, которая требует существенных, но не всегда оправдывающих себя, инвестиционных вложений за счет бюджетных ресурсов. Кроме этого, реализация комплекса мероприятий при финансовой поддержке государства не оказала существенного влияния на увеличение объемов производства и закупок сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения .

Еще более проблемным вопросом в ходе выполнения Программы осталась заготовка сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальных хозяйствах населения. Потребительский  характер производства и возможности  выбора более выгодных каналов сбыта  сельскохозяйственной продукции  все же не обеспечивает выполнение параметров, предусмотренных Программой. Уровень закупок (товарности) сельскохозяйственной продукции в индивидуальных хозяйствах населения остается очень низким.

  В данных условиях возникает объективная необходимость выработки новых подходов и научно обоснованных направлений по дальнейшему развитию этих категорий хозяйств.

   В современных условиях возникла объективная необходимость совершенствования действующего законодательства, разработки и принятия единого законодательного акта, определяющего правовые аспекты деятельности различных форм хозяйств населения, занятых производством сельскохозяйственной продукции.

Основным документом правового  обеспечения деятельности индивидуальных товарно-потребительских хозяйств населения должен стать Закон  Республики Беларусь «О личных хозяйствах граждан», который будет обеспечивать правовое регулирование более широких  групп хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции: личные хозяйства сельского населения, домашние хозяйства городских жителей, садово-огороднические кооперативы  и т. д. Причем в новой редакции Закона важно определить категорию  личного крестьянского хозяйства  как формы трудовой (непредпринимательской) деятельности граждан, постоянно (или преимущественно) проживающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на земельных участках, предоставленных им в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

В законодательстве следует исключить категорию «подсобное хозяйство», которая появилась во времена советской коллективизации и, тем самым, ограничила право на индивидуальную трудовую деятельность в сельской местности, в результате хозяйство приобрело статус «потребительского хозяйства», направленного на удовлетворение потребностей семьи. Совершенствование правового законодательства и закрепление юридических основ развития кооперации в индивидуальных хозяйствах позволят решить ряд проблем организационного и экономического характера.

Устойчивое развитие домашних хозяйств связано с сохранением и развитием крупных форм хозяйствования на селе, укреплением их материально-технической базы, интеграции с мелкотоварными формами сельского хозяйства, построением более эффективных экономических отношений между ними. Обособление же личного подсобного хозяйства и отсутствие соответствующей законодательной базы усложняют систему взаимоотношений и ограничивают возможность их развития и осуществления производственной, заготовительной и сбытовой деятельности.

 К примеру, в настоящее  время во многих сельских населенных  пунктах заготовки молока для  перерабатывающих предприятий молочной  промышленности осуществляют сельские (поселковые) исполнительные комитеты, т. е. занимаются хозяйственной  деятельностью, что не совсем  соответствует их функциям согласно  действующему законодательству  Республики Беларусь о местном  управлении и самоуправлении. В  этой связи одним из вариантов  объединения интересов и кооперации  мелкотоварных крестьянских подворий  может стать создание в пределах  административных единиц первичного  уровня (сельских советов, агрогородков), сельских населенных пунктов специализированных и многофункциональных потребительских кооперативов, основной целью деятельности которых является развитие и поддержка личных подсобных хозяйств граждан. 
В республике существует объективная необходимость трансформации устойчивых и адаптированных к условиям рынка передовых потребительски-товарных индивидуальных хозяйств сельского населения в товарные фермерские хозяйства и иные формы хозяйствования. Такой подход будет способствовать притоку инвестиций в сельскохозяйственное производство, наращиванию объемов производства товарной продукции. Для этих целей необходимо ускорить процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого движимого и недвижимого имущества и принять соответствующие нормативные акты о вовлечении их в хозяйственный оборот. 
В современных условиях индивидуальные хозяйства населения являются главными производителями картофеля, плодов и овощей, что заслуживает особого внимания в развитии соответствующих отраслей. В данном направлении важно акцентировать внимание на проведении в районных центрах и агрогородках сезонных (осенне-весенних) выставок и ярмарок с участием лиц-производителей и распространителей семенного и посадочного материала, торговых организаций и иных заинтересованных. 
 
    В современных условиях существует объективная необходимость активизации торгово-заготовительной деятельности в сельской местности. С этой целью в сельских населенных пунктах, с одной стороны, предстоит обеспечить организацию заготовок излишков продукции, а с другой — реализацию населению товаров (прежде всего комбикормов) путем заключения договоров комиссии заготовительным, перерабатывающим и иным организациям с гражданами, проживающими в сельской местности, фермерскими хозяйствами и иными заинтересованными. Такой подход позволит увеличить заготовки и снизить темп падения уровня производства в индивидуальных хозяйствах населения.

В перспективе развитие личных хозяйств сельского населения должно быть взаимосвязано с развитием  сельских территорий и повышением уровня доходов сельского населения  не только за счет деятельности, связанной  с производством сельскохозяйственной продукции, но и за счет развития несельскохозяйственной деятельности, новых нетрадиционных направлений (агроэкотуризм, ремесло и т. д.), любительских и экзотических отраслей (цветоводство, выращивание декоративных растений). Это позволит повысить социальный и культурно-эстетический уровень белорусского села, осуществить постепенное перераспределение производства сельскохозяйственной продукции в товарно-ориентированные формы хозяйствования [11]. 

   

Рекомендации по повышению уровня жизни населения РБ: 
 
- Необходимо принять меры, которые ведут к увеличению охвата малообеспеченных домашних хозяйств пособиями на детей. Сегодня эта программа охватывает лишь 30% малообеспеченных семей. 
- Необходимо освободить пенсионный фонд от обязанности выплачивать не пенсионные выплаты, что приведет к улучшению финансового состояния фонда. 
- Провести консолидацию программ социальных трансфертов и усиление адресной направленности, что позволит снизить налоговую нагрузку и создаст условия для быстрого экономического роста. 
- Необходимо изучить вопрос включения льгот по профессиональному признаку в бюджеты соответствующих ведомств и в оптимальном варианте выплачивать в денежной форме в виде зарплаты и компенсации к ней.  
- Повысить качество мониторинга программы адресной социальной помощи, чтобы принять адекватные реально существующему положению домашних хозяйств меры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего сказанного выше видно, что домашние хозяйства активно  участвуют в создании валового внутреннего  продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической  системы. Если раньше ВВП создавался почти в полном объеме фирмами, то сейчас их место занимают домохозяйства. Значительно растет доля личных подсобных  хозяйств населения в производстве валовой продукции сельского  хозяйства. Картофель и овощи, основные продукты питания населения, выращиваются самостоятельно. Доля сельскохозяйственных предприятий в этом производстве мала. Говоря о растущей роли семьи  в производстве ВВП, приходится учитывать  и функционирование семьи как  домохозяйства, то есть поставщика ресурсов (труда, капитала), а также продукцию  самого домашнего хозяйства, то есть домашний труд, и как особую разновидность, очень значимую в наших условиях, продукцию подсобного хозяйства. С  этой точки зрения домохозяйства  выступают не только как первичные  социальные, но, прежде всего, как экономические  ячейки общества.

Информация о работе Домашние хозяйства РБ