Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность позволяет определить тему исследования – доходы населения в рыночной экономике.
Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – исследовать доходы населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
• Раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
• Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.
Предмет исследования – доходы населения.
Объект исследования – рыночная экономика.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

    Основными объектами государственного регулирования  доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.

    Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

    Основной  задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.  Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.[9]

     Правительство осуществляет перераспределение доходов  прямыми и косвенными способами, включающими:

  • социальные выплаты (трансфертные платежи), то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцев, инвалидам, престарелым и безработным;
  • регулирование цен на социально значимую продукцию;
  • индексацию фиксированных доходов и социальных выплат при определенном изменении процента инфляции;
  • обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

     Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство  стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

     Минимальная граница вмешательства государства  в процесс перераспределения доходов определяется потребительскими стереотипами людей, характерными для данной страны в данных конкретно-исторических условиях. Чем эти стереотипы скромнее, тем в меньшей степени люди претендуют на прибавки к своим доходам из бюджета. Сами же эти стереотипы зависят от текущего состояния экономики, демографической ситуации, уровня экономического развития и т.п. Вряд ли, скажем, жителям сверхбедной страны можно рассчитывать на улучшение своего положения за счет перераспределения доходов по той простой причине, что и перераспределять-то особенно нечего. Попытки же равномерно распределить имеющиеся крохи национального дохода не могут привести ни к чему иному, кроме как к грубой уравниловке и еще большей бедности. В таких странах выбор должен быть сделан в пользу жесткой модели рыночного механизма с минимальным вмешательством государства в процесс перераспределения.

     Наращивая процесс перераспределения доходов, государство не должно разрушать сам конкурентный рыночный механизм. Его сохранение и образует максимальную границу государственного вмешательства. При проведении активной политики в области доходов необходимо учитывать еще ряд важных обстоятельств, объективно ограничивающих эту область государственной деятельности.

     Во-первых, государство не должно способствовать своей политикой в области  доходов росту дефицита госбюджета и инфляции, а размеры социальных выплат должны быть согласованы с реальными возможностями в области финансов.

     Во-вторых, государство не должно увеличивать  налоги на предпринимателей, если они подрывает стимулы к вложению капитала. Это ведет к снижению эффективности производства и, следовательно, к сокращению возможности поддержки бедных и малоимущих. Кроме того, рост налогов, будучи средством сокращения сбережений, означает и сужение базы инвестирования через рынок ссудных капиталов и рынок ценных бумаг.

     В-третьих, большую опасность представляют бюрократические структуры, занятые разработкой правил перераспределения доходов, их осуществлением и контролем. Эти структуры жизнестойкие. Однажды возникнув, они стремятся к самовоспроизведению, расширению своего влияния и т.д. Нашей экономике негативные последствия этого хорошо известны.

     Таким образом, организовать социально справедливое, а точнее социально приемлемое перераспределение доходов весьма непросто. На практике трудно добиться, чтобы это распределение было одновременно и заметным для малоимущих, и не провоцировало бы снижение эффективности производства, серьезной деформации рыночных механизмов. [12] 

 

Заключение

    Доходы - сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых. Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.  
 

 

Список использованной литературы

  1. «Экономическая теория» Лобачёва Е.Н., «Высшее образование», 2008
  2. «Экономическая теория» Борисов Е.Ф., «Проспект», 2005
  3. «Экономическая теория» Камаев В.Д., «Владос», 2004
  4. «Экономика труда» Волгин Н.А., «Экзамен», 2004
  5. «Политика доходов и заработной платы» Савченко П.В., «Москва», 2004
  6. «Россия в цифрах 2008г.», Москва, 2008
  7. «Экономика труда» Горелова Н.А.,  «СПб», 2004
  8. «Курс экономической теории» Чепурин М.Н.,  «АСА», 2004
  9. «Возможно ли справедливое распределение доходов?» Новикова В.О., Экономист, 2003
  10. «Экономическая теория» Видяпин В.И., «ИНФРА-М», 2005
  11. «Экономика» Булатов А.С., «Экономистъ», 2003
  12. «О выборе формы средней оценки для уровня жизни населения» Белова Т.Н., «Вопросы Статистики», 2006
  13. «Статистика доходов населения» Суринов А.Е., «Москва», 2002
  14. www.gks.ru – Официальный сайт Госкомстата России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение1. Таблица «Состав денежных доходов населения» (млрд.руб) [6]

  2005 2006 2007 2008
Всего денежных доходов 13819,0 17289,9 21223,5 25 561,2
Доходы  от предпринимательской деятельности 1580,3 1915,1 2118,3 2231,0
Оплата  труда 8782,1 11237,0 14940,0 17804,7
Социальные  выплаты 1755,6 2080,4 2317,8 3162,9
Доходы  от собственности 1424,6 1720,6 1423,1 1843,6
Другие  доходы 276,4 336,8 424,3 519,0
 

Приложение  2. Таблица «Реальные располагаемые денежные доходы по России» [14]

  в % к
соответствующему  периоду прошлого года предыдущему периоду
2008 год
январь 110,4 51,6
февраль 109,2 121,3
март 105,1 101,9
I квартал 108,0 73,9
апрель 109,1 108,8
май 105,0 96,2
июнь 104,8 105,0
II квартал 106,2 115,8
июль 105,9 101,4
август 107,6 102,1
сентябрь 105,2 98,4
III квартал 106,2 104,3
октябрь 103,5 98,5
ноябрь 93,9 97,1
декабрь 88,4 129,4
IY квартал 94,2 105,5
Год 102,9  
2009 год
январь 92,3 53,9
февраль 102,3 134,5
март 103,4 103,0
I квартал 99,9 77,8
апрель 101,4 106,8
май 103,2 97,9
июнь 101,0 102,8
II квартал 101,8 118,1

Приложение 3. Таблица «Структура денежных доходов» (в процентах) [6]

  2005 2006 2007 2008
Всего денежных доходов 100 100 100 100
Доходы  от предпринимательской деятельности 11,4 11,1 10,0 10,0
Оплата  труда 63,6 65,0 70,4 68,6
Социальные  выплаты 12,8 12,7 12,0 12,8
Доходы  от собственности 8,3 10,3 10,0 6,6
Другие  доходы 2,2 2,0 1,9 2,0
 

Приложение 4. Таблица «Среднедушевые денежные доходы населения по России» [14]

  Рублей в % к
соответствующему  периоду прошлого года предыдущему периоду
2008 год
январь 10 686,0  127,4  54,2
февраль 12 953,8  125,0  121,2
март 13 484,6  120,6  104,1
I квартал 12 374,8  124,0  78,9
апрель 14 809,7  126,4  109,8
май 14 486,6  122,8  97,8
июнь 15 332,3  123,2  105,8
II квартал 14 876,2  124,1  120,2
июль 15 674,0  124,5  102,2
август 15 979,6  126,0  102,0
сентябрь 15 946,7  123,6  99,8
III квартал 15 866,8  124,7  106,7
октябрь 16 059,6  122,3  100,7
ноябрь 15 543,4  109,6  96,8
декабрь 20 586,9  104,4  132,5
IY квартал 17 396,6  111,0  109,6
Год 15 135,8 120,1  
2009 год
январь 11 181,2  104,6  54,3
февраль 14 983,8  115,7  134,0
март 15 764,2  116,9  105,2
I квартал 13 976,4  112,9  80,3
апрель 16 912,2  114,2  107,3
май 16 490,2  113,8  97,5
июнь 17 356,4  113,2  105,3
II квартал 16 919,6  113,7  121,1

Информация о работе Доходы населения