Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
На пороге XXI века во всем мире идет поиск оптимальных моделей общественных отношений. Будущее принадлежит таким моделям, которые органически соединяют в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и широкую демократию. Именно в таких моделях остро нуждается сегодня Казахстан, оказавшийся в столь глубоком кризисе.
Введение
Глава 1. Общая характеристика рыночной экономики …………………. 3
1.1. Понятие рыночной системы …………………………………………..11
1.2. Функции рынка .....…………......…...……………………….…..….... 12
1.3 Предприятия в рыночной экономической системе ….………………..….14
Глава 2. Общая характеристика рыночных доходов ………………….... 20
2.1. Основные виды доходов .................................................................20
2.2. Распределение доходов: неравенство и бедность .......................... 25
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан .............................................................................................. 31
Заключение ........................................................................................... 34
Список использованной литературы ..................................................... 36
Приложения ........................................................................................... 37
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование. [13, с.363-365]
Республики Казахстан
Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана. [14, с. 27]
В Казахстане черта бедности на IV квартал 2010 года определена в размере 40% от прожиточного минимума, рассчитанного за истекший квартал государственным агентством по статистике. Приказ министра труда и социальной защиты населения Казахстана опубликован в официальной прессе и введен в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01 октября 2010 года.
По данным статистического ведомства, в Казахстане в сентябре 2010 года величина прожиточного минимума составила 14353 тенге. Согласно казахстанскому законодательству, прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины в месяц, величина прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем на душу населения, по возрастным и гендерным группам населения. [15]
В Законе Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» от 16 ноября 1999г. № 474-I устанавливается правовая основа для определения и использования прожиточного минимума в РК. В данном законе говорится:
I. Прожиточный минимум - необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Величина прожиточного минимума рассчитывается уполномоченным органом по статистике и уполномоченным органом по труду и социальной защите населения исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины, увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем:
1) на душу населения;
2) по половозрастным группам населения.
II. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении. Минимальная потребительская корзина состоит из:
1) продовольственной корзины;
2) расходов на
3) Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно-обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.
4) Фиксированная доля расходов на непродовольственные товары и услуги устанавливается Правительством РК в соотношении к стоимости минимальной потребительской корзины.
III. Назначение прожиточного минимума. Прожиточный минимум предназначается для ежегодных:
1) оценки уровня жизни и определения черты бедности;
2) определения направлений
социальной политики и
3) обоснования устанавливаемых
минимальных размеров
IV. Черта бедности - граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Черта бедности определяется ежеквартально по республике, а также на уровне регионов в порядке, устанавливаемом Правительством РК. Она служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам.
V. Минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.
VI. Сведения о прожиточном минимуме в целом по Казахстану в среднем на душу населения по основным половозрастным группам населения, черте бедности и доле населения, находящегося ниже этой черты, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации уполномоченным органом по труду и социальной защите населения.
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2000 года президентом Республики Казахстан. [16]
Информация по исполнению республиканского бюджета на 1 октября 2010г.
По состоянию на 01.10.2010г. доходы республиканского бюджета (с учетом трансфертов) выполнены на 96,8%, при плане 2 615,7 млрд. тенге поступления составили 2 530,7 млрд. тенге, или с неисполнением на 85,0 млрд. тенге. В республиканский бюджет налоговых поступлений при плане 1 211,5 млрд. тг. составило 1 352,7 млрд. тг., или 111,7 %. По неналоговым поступлениям план выполнен на 123,2%, по поступлениям от продажи основного капитала - на 131,2%, по поступлениям трансфертов - на 82,4%.
План перевыполнен по следующим видам налогов:
По НДС на товары внутреннего производства план исполнен на 165,3%, или при запланированной сумме 106,8 млрд. тг. в бюджет поступило 176,6 млрд. тг. Сумма возврата НДС из бюджета составила 177,2 млрд. тг.
По налогам на международную торговлю и внешние операции при плане 136,7 млрд. тг. фактически поступило 213,8 млрд. тг., или 156,3 % к плану, из них: по таможенным платежам план выполнен на 154,9%, или при плане 126,7 млрд. тг. в бюджет поступило 196,3 млрд. тг.
Перевыполнение в значительной степени связано с принятием постановления Правительства РК, которым введена экспортная таможенная пошлина на нефть. Поступление по данному виду платежа за август-сентябрь 2010г. составило 41,7 млрд.тг. Также, по результатам пост-таможенных проверок, довзыскано по экспортной пошлине на нефть 18,7 млрд.тг.
По прочим налогам на международную торговлю и операции фактически поступило 17,5 млрд. тг. при плане 10,0 млрд. тг., исполнение составило 174,8 %, перевыполнение связано с поступлением по результатам пост-таможенной проверки 7,2 млрд. тг.
Вместе с тем, недоисполнением плана наблюдается по следующим видам налогов:
по акцизам на импортируемые товары при плане 13,8 млрд.тг. фактически поступило 10,1 млрд.тг., или исполнено на 72,6%. Причиной не исполнения плана является снижение объемов импорта подакцизных товаров;
по НДС на импортируемые товары при плане 323,1 млрд. тг. фактическое поступление составило 303,2 млрд. тг, или исполнено на 93,9 %.
Основной причиной неисполнения является снижение объема импорта по данным таможенной статистики за январь-сентябрь 2010 года на 10,9% против соответствующего периода прошлого года. Кроме того, происходит переориентация товарных потоков со стран дальнего зарубежья на страны Таможенного союза. При этом товары, ввозимые со стран Таможенного союза и зон свободной торговли, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, которая влияет на налогооблагаемую базу. Кроме того, на импорт из стран Таможенного союза обязательство уплаты налога возникает не в момент пересечения границы, а до 20 числа следующего месяца, в связи, с чем в июле произошло значительное снижение поступления.
По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 36,5 млрд. тг. фактически поступило 44,9 млрд. тг., или 123,2%.
Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений:
штрафов в сумме 5,8 млрд. тг., которые не планируются;
возврата неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета высшими учебными заведениями;
незапланированных дивидендов от Kazakhmys PLC и ENRC PLC (Великобритания) в сумме 2,4 млрд. тг.
Поступления от продажи основного капитала при плане на отчетный период 11,8 млрд. тг. поступили 15,5 млрд. тг., или 131,2%. Перевыполнен план по поступлению от реализации зерна из государственных ресурсов в связи с улучшением конъюнктуры зернового рынка.
Поступления трансфертов при плане 1355,9 млрд. тг. составили 1117,6 млрд. тг., или 82,4%, в том числе за отчетный период для финансирования бюджетных программ развития привлечен гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда РК в размере 925,0 млр.тг
По состоянию на 1 октября текущего года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора 1 592,4 млрд. тг. [17]
Заключение
Рыночная экономика, которая
основана на экономической свободе
хозяйствующих субъектов
Одновременно с этим
рыночная экономика является довольно
жесткой в социальном плане, она
не допускает уравниловки и
Экономическую основу рыночной
экономики составляет обособление
хозяйствующих субъектов в
Государственная политика доходов заключается в распределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума. Мы выяснили, какова степень неравенства доходов в Казахстане: очень явное различие между богатыми и бедными – более 50% населения получают доход меньше или равный прожиточному минимуму. Одним распределением доходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросу собственности, поэтому и не может быть решена в условиях капиталистической системы. [14, с. 32]
На сегодняшний день
в структуре экономики Республи
Список использованной литературы:
Приложения.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3.
Схема 1.
Формы и системы заработной платы |
Сдельная оплата труда |
Повременная оплата труда |
↓
Простая сдельная |
Простая повременная |
Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономики