- Денежные
реформы 1922 – 1961 годов
- Денежные
реформы 1922 – 1924 годов
Новая
экономическая политика создавала
условия для свободы торговли.
Первоначально государством был
организован товарообмен без
использования денег, который, однако,
был быстро вытеснен куплей-продажей,
т.е. торговлей. Неудача товарообмена
показала необходимость перехода к
развитию товарно-денежных отношений,
к политике государственного регулирования
рынка и денежного обращения, которую
можно было осуществить, опираясь на устойчивую
денежную систему. Ее формирование позволило
бы использовать деньги не только для
восстановления хозяйства, создания основ
плановой экономики, для развития хозяйственного
расчета, но и для решения задач общегосударственной
системы ценообразования, а также кредитной
и финансовой систем. В условиях многоукладной
экономики периода НЭПа денежная система
должна была удовлетворять стабилизации
на длительное время, что выдвигало определенные
требования. В частности: сохранить золото
в качестве денежного товара, так как золото
исторически объективно выступает как
всеобщий эквивалент и выполняет функции
меры стоимости товаров; обеспечить реализацию
принципа валютной монополии и монополии
внешней торговли, так как денежная система
должна быть независима от иностранного
влияния; обеспечить возможность регулирования
денежного обращения и его планирования;
денежная система должна быть максимально
устойчивой, эластичной и экономной; обеспечить
проведение единой государственной денежной
политики как в центре, так и в отдельных
районах страны.
До
осени 1921 г. денежная политика фактически
по-прежнему ограничивалась вопросами
выпуска и распределения денежных
знаков. Создание в октябре 1921 г. Государственного
банка означало, что государство
делает важный шаг в регулировании
денежного оборота. Государственный
банк при помощи кредита должен был
помочь восстановлению пострадавшего
от войны и разрухи народного
хозяйства, способствовать установлению
и развитию хозяйственных связей
между различными районами и отраслями.
Его первостепенной задачей стало
укрепление денежного обращения
и развитие товарно-денежных отношений
в стране. Исходя из понимания социализма
как системы с решающей ролью
общественной собственности, Государственный
банк, в условиях новой экономической
политики, должен был с помощью
кредита поощрять прежде всего развитие
государственной и кооперативной
торговли. К концу 1922 г. наметились определенные
успехи в восстановлении хозяйства, был
получен хороший урожай, объем промышленной
продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот,
благодаря возродившейся внешней торговле
были накоплены валютные резервы: часть
прибылей отчисляли государству хозрасчетные
предприятия; стал приносить проценты
государственный кредит: аккумулировались
взносы населения в сберегательные и страховые
кассы. Советское правительство начало
первый этап денежной реформы. Для стабилизации
рубля были проведены две деноминации.
В 1922 г. были выпущены государственные
денежные знаки РСФСР образца 1922 года
— так называемые совзнаки. Новый 1 рубль
приравнивался к 10 тыс. прежних рублей.
В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль которых
равнялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям
образца 1922 года. Одновременно с выпуском
совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил
червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку
червонец содержал золота на уровне «десятки»
1913 года (т.е. довоенного периода), то это
была уже устойчивая валюта. Устойчивость
червонца обеспечивалась Государственным
банком на 25% драгоценными металлами и
иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми
товарами, векселями и другими обязательствами.
Червонец успешно внедрялся в хозяйственный
оборот города и деревни. Назначение денежных
единиц было различным. Если прежние денежные
знаки выпускались для покрытия бюджетного
дефицита, то червонцы предназначались
для обеспечения нормального хозяйственного
оборота. По мере восстановления промышленности
и сельского хозяйства увеличивалась
товарная масса в обращении и возрастал
товарооборот, уменьшалась дефицитность
бюджета. Так были подготовлены условия
для проведения второго, завершающего
этапа денежной реформы. На этом этапе,
в феврале 1924 г., были выпущены в обращение
казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом.
Кроме того, чеканилась разменная серебряная
и медная монета. Эмиссия старых денежных
знаков — совзнаков — была прекращена.
Составной частью реформы было проведение
обязательного обмена совзнаков на новые
деньги. Для обмена устанавливалось определенное
соотношение. Обмен закончился к июню
1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший
использовать для покрытия бюджетного
дефицита эмиссию бумажных денег. Таким
образом, была создана единая денежная
система, которая включала имеющие одинаковую
платежную силу банковские билеты (червонцы),
казначейские билеты и разменные монеты.
Было осуществлено слияние кассового
аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного
банка. Денежное обращение стал регулировать
Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой
денежной единицы (червонца) позволило
остановить инфляционный процесс, обеспечить
восстановление народного хозяйства.
Стабилизация валюты способствовала развитию
кредита. В 1921—1923 гг. была создана советская
кредитно-банковская система. Помимо Госбанка,
единственного эмиссионного банка страны,
были учреждены: Торгово-промышленный
банк (Промбанк) для финансирования промышленности,
Электробанк для кредитования электрификации,
Российский коммерческий банк (с 1924 г.
— Внешторгбанк) для финансирования внешней
торговли, Центральный банк коммунального
хозяйства и жилищного строительства
(Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный
банк (Сельхозбанк). Эти банки осуществляли
краткосрочное и долгосрочное кредитование,
распределяли ссуды в рамках привлеченных
ресурсов, назначали ссудный, учетный
процент и процент по вкладам. Получила
развитие кредитная кооперация. В октябре
1922 г. был выпущен первый государственный
заем в денежной форме, что наряду с развитием
сети сберегательных касс способствовало
мобилизации денежных средств и укреплению
государственных финансов. Одновременно
с денежной реформой была проведена налоговая
реформа, по которой с конца 1923 г. промышленные
предприятия стали отчислять в казну 70%
всех прибылей. Это означало, что основным
источником доходов бюджета стали прибыли
предприятий, а не налоги с населения.
В 1923—1924 гг. бюджет был сбалансирован,
50% его доходов дали неналоговые поступления.
Основная часть расходов направлялась
на восстановление и развитие народного
хозяйства и социально-культурные мероприятия.
Со все возрастающим превышением доходов
над расходами сводился госбюджет и в
последующие годы.
- Денежная
реформа 1947 года
Вторая советская
денежная реформа была проведена
в 1947 г. Ее необходимость определялась
тем, что в годы войны (1941—1945 гг.)
резко возросли военные расходы,
тогда как производство потребительских
товаров сократилось, уменьшился розничный
товарооборот. Для покрытия возрастающего
дисбаланса выпускалось в обращение
большое количество денег. Кроме
того, реформа назрела потому, что
на временно оккупированной территории
гитлеровцы выпускали фальшивые
деньги, что тоже увеличило их излишек
в обращении. Необеспеченность денег
товарной массой понизила их покупательную
силу. Реформа была необходима также
для нейтрализации спекулятивных
элементов, накопивших денежные запасы
и сохранявших их в кубышках. Был
разработан вариант изъятия излишней
массы денег из обращения путем денежной
реформы, что диктовалось жизнью и являлось
объективной необходимостью. Реформа
связывалась с отменой карточной системы,
которую не удалось провести в 1946 г. или
первой половине 1947 г. из-за постигших
страну в 1946 г. большой засухи и неурожая.
В сентябре 1946 г. было осуществлено важное
подготовительное мероприятие к денежной
реформе, заключавшееся в сближении коммерческих
и пайковых цен путем снижения первых
и повышения вторых. Повышение пайковых
цен было компенсировано увеличением
мало- и среднеоплачиваемым рабочим и
служащим заработной платы (хлебной надбавки).
Благоприятное развитие промышленности
и сельского хозяйства позволило накопить
товарные запасы, необходимые для верной
интервенции в момент проведения денежной
реформы. Успеху денежной реформы способствовала
устойчивая сбалансированность государственного
бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение
доходов над расходами. Таким образом,
во второй половине 1947 г. создались все
необходимые экономические и финансовые
предпосылки для проведения денежной
реформы. В декабре 1947 г. было издано постановление
«О проведении денежной реформы и отмене
карточек на продовольствие и промышленные
товары». Денежная реформа заключалась
в обмене находившихся в обращении денежных
знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной
переоценке денежных накоплений: мелкие
вклады в сберегательных кассах до 3000
руб., составляющие 80% всех вкладов, не
подлежали переоценке, вклады, превышающие
3000 руб., переоценивались сверх этой суммы
в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады
сверх 10 тыс. руб. — в соотношении 2:1. Льготные
условия переоценки накоплений были установлены
и для держателей облигаций государственных
займов: облигации массовых займов обменивались
на облигации нового займа в соотношении
3:1, облигации свободно реализуемого займа
1938 года — в соотношении 5:1, а облигации
займа 1947 года переоценке не подлежали.
Реформа существенно укрепила систему
государственного кредита, наблюдался
большой приток вкладов в период реформы
и после ее проведения. Реформа нанесла
удар по спекулянтам, державшим свои накопления
на руках, и полностью лишила возможности
использовать как фальшивые деньги, так
и советские, вывезенные оккупантами из
СССР. В результате реформы были ликвидированы
последствия Второй мировой войны в области
денежного обращения, без чего невозможно
было отменить карточную систему и перейти
к торговле по единым ценам.
- Денежная
реформа Хрущева, 1961
год
В 1958 году в обстановке
строгой секретности обсуждались
вопросы общего оздоровления денежной
системы СССР, деноминации рубля
и выпуска денег нового образца.
О предстоящей реформе население
было проинформировано заранее. 4 мая 1960
года в Кремле было подписано постановление
№470 Совета министров СССР "Об изменении
масштаба цен и замене ныне обращающихся
денег новыми деньгами". На следующий
день оно было опубликовано, после
чего резко увеличились закупки
товаров повседневного спроса, усилился
приток вкладов населения в сберкассы.
24 февраля 1958 года Совет министров
СССР принял постановление о чеканке
монет нового образца. В октябре-декабре
1960 года деньги нового образца заполнили
хранилища Госбанка на местах. В
октябре 1960 года начался перерасчет
вкладов в сберегательных кассах.
При перерасчете вкладчику не
надо было являться в сберкассу, все
вклады пересчитывались по единой методике
- 10:1. С 1 января 1961 года начали выпускаться
банкноты нового образца достоинством
1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца
чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20,
50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца
1947 года и серебряная, никелевая, медная
и бронзовая монеты, выпущенные в
СССР начиная с 1921 года, изымались
из обращения и менялись на новые
в соотношении 10:1. Хождение старых денег
по одной десятой их нарицательной
стоимости продолжалось без ограничений
до 1 апреля 1961 года. Тем не менее
в некоторых областных центрах
уже спустя две недели после начала
обмена продавцы отказывались принимать
от покупателей деньги старого образца.
Старая разменная монета достоинством
1, 2 и 3 копеек сохранялась в обороте. Новые
советские деньги обладали золотым обеспечением.
Изменение масштаба цен и замена денег
старого образца новыми затруднялись
рядом обстоятельств - в частности, нехваткой
товарных фондов. Особенно остро в торговле
ощущался недостаток мяса, рыбы, животного
и растительного масел, круп и муки, трикотажных
изделий, мебели, стройматериалов, товаров
культурного и хозяйственного обихода.
Наблюдался рост цен на колхозных рынках.
Перерасчеты заработной платы и платежей
нередко проводились с ошибками - оклады
в новом масштабе цен завышались, государственные
пенсии и пособия занижались, в магазинах
чаще встречалось завышение цен, чем занижение.
В феврале 1961 года в стране было отмечено
хождение фальшивых денег, выполненных
по новым образцам.
-
Денежные реформы 90
х годов 20 века
- Денежная
реформа Павлова, 1991
год
Правительство СССР в
попытках переломить кризисную ситуацию
действовало крайне непоследовательно.
Можно вспомнить решение Совета
Министров СССР (1990) о предстоящем
пересмотре цен (то есть об их повышении),
о чем во всеуслышание объявил
Н. Рыжков. Реакция на это заявление
была незамедлительной. В считанные
дни резко вырос спрос на все
товары, и по всей стране распространился
тотальный дефицит. На Совет Министров
обрушился шквал критики, и правительство
отложило пересмотр цен. Другим примером
непоследовательности действий правительства
было введение в конце 1990 года пятипроцентного
налога на все продажи для пополнения
государственного бюджета. Но вскоре правительство
приняло решение значительно сузить круг
облагаемой налогом продукции и значение
этого налога сошло на нет. В конце 1990 года
главой правительства стал бывший министр
финансов в правительстве Н. Рыжкова В.
Павлов, представлявший интересы консервативных
экономических и политических кругов
и ВПК. Чтобы остановить центробежные
тенденции, был взят курс на ужесточение
экономических мер. Никаких разговоров
о приватизации и либерализации уже не
было. Вскоре В. Павлов обвинил частные
банки некоторых зарубежных стран в том,
что они стремятся дестабилизировать
обстановку в СССР. Президент Горбачев
дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться
в хозяйственную деятельность предприятий
(включая совместные), что привело к резкому
сокращению инвестиционной и торговой
активности иностранного капитала на
территории СССР. 23 января 1991 года Павлов
провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых
купюр. Обмен крупных купюр, производившийся
свободно лишь в размере месячного оклада
и сопровождавшийся к тому же замораживанием
значительной части вкладов, больнее всего
ударил по рядовым гражданам. К тому же
накануне обмена многие предприятия и
учреждения получили деньги для выплаты
заработной платы почти исключительно
крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких
купюр сберегательные кассы не производили
обмена денег пенсионерам. Возникла угроза
того, что за отпущенные три дня обменять
деньги смогут не все. Правительство было
вынуждено дважды пересматривать сроки
обмера крупных купюр. После каждого переноса
сроков денежный выигрыш государства
от обмена уменьшался. Тем не менее, обмен
денег создавал определенные возможности
для стабилизации денежного обращения.
Однако этот последний для рубля шанс
на выздоровление был сорван дальнейшими
шагами правительства. Хотя в апреле 1991
года номинальная денежная масса была
минимальной, срыв стабилизации денежного
обращения пришелся именно на апрель,
т. е. на момент проведения реформы цен,
призванной по идее закрепить результаты
январского обмена денежных купюр. В результате
этой реформы примерно в три раза выросли
государственные розничные цены, был достигнут
предел покупательной способности населения
и произошло снижение кооперативных и
базарных цен. Однако одновременно правительство
пошло на выплату значительных денежных
компенсаций. Вследствие этого печатный
станок был запущен и уже больше не останавливался. Основными
причинами существенного увеличения денежной
эмиссии июне-сентябре был начавшийся
распад СССР и отказ бывших республик
перечислять средства в союзный бюджет.
В этих условиях президент М. С. Горбачев
пошел на нарушение союзного законодательства,
взяв в июле в обход Верховного Совета
из Государственного банка 93 млрд. руб.
на содержание армии и государственного
аппарата. В результате начавшаяся еще
до перестройки и сопровождавшая каждый
ее шаг инфляция из-за гигантского расширения
денежной массы переросла в гиперинфляцию.
Реформа цен не изменила положения дел
на потребительском рынке. Рост дефицита
обгонял рост цен. Правительство рассчитывало
на прямо противоположный эффект. Кабинет
Министров полагал, что с учетом выплат
правительственных компенсаций ему удастся
снизить жизненный уровень населения
на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг.
В таком случае, по мнению наших министров,
население, чтобы сохранить привычный
ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек
по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост
сбережений последних лет и экономика
вернется к безинфляционным 1971-1973 гг.
- Денежная
реформа 1993 года
С переходом к рыночной
экономике в основу экономической
программы правительства России
с 1992 г. заложена концепция количественной
теории денег. Этим и объясняется
та легкость, с которой пошло правительство
России на либерализацию цен в 1992
г., не создав для этого соответствующих
условий. Кроме того, в этот период
времени на состояние денежной системы
России в определенной мере стали
сказываться процессы, связанные
с распадом СССР. С января 1992 г. во
всех государствах бывшего СССР начал
формироваться острейший дефицит
денежных знаков для обслуживания денежного
оборота. Едва начав выходить из кризиса
наличности, вызванного спонтанным принятием
в январе 1992 г. Кабинетом Министров
СССР решения об изъятии из обращения
денежных купюр достоинством 50 и 100
рублей образца 1961 г., банки столкнулись
с последствиями перехода Российской
Федерации к политике либерализации
цен. Это потребовало единовременного
многократного увеличения денежной
массы в обращении. С Госбанком
СССР указанное решение правительства
Российской Федерации не прорабатывалось
и не согласовывалось, соответствующая
денежная масса в нужное время
не была изготовлена, что сразу же
привело к дефициту наличных денег
в России, а по цепной реакции
— во всех республиках бывшего
Союза. Кризис с денежной наличностью
совпал по времени с платежным кризисом
вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной
политики в России, а вслед за ней и в других
государствах бывшего Союза. Немаловажное
значение имело и падение уровня дисциплины
в межбанковских отношениях при осуществлении
межбанковских расчетов. Появление стремительно
развивающейся сети коммерческих банков
повлекло за собой прекращение функционирования
надежно контролировавшей межбанковские
расчеты системы учета межфилиальных
оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных
расчетов порождала стремление применять
расчеты наличными, что усугубляло дефицит
денежной наличности, усложняло решение
проблем неплатежей. В феврале 1993 г. в обращение
стали поступать денежные билеты Банка
России образца 1993 г., которые не поставлялись
в банки других государств рублевой зоны.
Но когда к середине 1993г. большинство государств
бывшей рублевой зоны перешло к созданию
собственных денежных систем, было принято
решение о прекращении обращения на территории
РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка
России образца 1961—1992 гг. и использовании
в России с 26 июля 1993 г. только банкнот
образца 1993 г. Однако рост цен в 1992—1995
гг. и экспансионистская политика Центрального
и коммерческих банков способствовали
росту как наличной, так и безналичной
денежной массы.