Денежно-кредитная система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение понятия денежно-кредитной системы в рыночной экономике и более детальное освещение ее особенности в нашей стране. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике; самые современные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сети Интернет.
В данной курсовой работе рассматриваются такие вопросы как денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег и равновесие на денежном рынке, кредитные отношения, формирование функционирование банков в условиях рынка, особенности российской кредитной системы в прошедшем и текущих годах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег и равновесие на денежном рынке………………………………………………………….....5
Кредитные отношения, формирование функционирование банков в условиях рынка………………………………………………………………………...9
Особенности российской кредитной системы в прошедшем
и текущих годах……………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………35
КТЗ………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

KURSOVAYA_PO_ET.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

 

Особенности российской кредитной системы в прошедшем

и текущих годах.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ В 2007 г.

В первые месяцы 2007 года в банковской системе России продолжились тенденции, сформировавшиеся в предыдущие годы. По состоянию на 1 июня 2007 года в России было зарегистрировано 1331 кредитных организации (КО), что на 14 КО меньше чем в начале 2007 года. В 2006 году число зарегистрированных и число действующих кредитных организаций снизилось на 64 КО.

Институциональные характеристики банковской системы  РФ

Показатели 

01.01.06

01.04.06

01.07.06

01.10.06

01.12.06

Регистрация кредитных организаций 

Зарегистрировано КО Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом, всего

1409

1365

1345

1338

1331

в том числе:

банков 

1356

1312

1293

1285

1279

небанковских КО

53

53

52

53

52

Зарегистрировано КО со 100% иностранным участием в капитале

42

50

52

52

55

Действующие кредитные организации

КО, имеющие право на осуществление банковских операций, всего 

1253

1205

1189

1178

1166

в том числе:

банки

1205

1158

1143

1134

1122

небанковские КО

48

47

46

44

44

КО с иностранным  участием в уставном капитале, всего 

136

148

153

158

167

из них:

со 100%

41

50

52

52

53

свыше 50%

11

13

13

18

19

Зарегистрированный уставный капитал действующих КО, млн. руб.

444377

490982

566513

616431

645488

Филиалы действующих  КО на территории РФ, всего 

3295

3280

3281

3295

3327

из них:

Сбербанка России

1009

905

859

845

837

банков со 100% иностранным  участием в уставном капитале

29

85

90

95

95

Филиалы действующих  КО за рубежом, всего 

3

2

2

2

3


Наибольшее число действующих  кредитных организаций сосредоточено  в Центральном федеральном округе. По данным на 1 июня 2007 года здесь действует 654 кредитные организации, из которых 574 - в Москве. В Центральном федеральном округе также сосредоточено наибольшее число филиалов кредитных организаций - 733, или 22.0% от общего числа филиалов кредитных организаций. Всего по данным на 1 июня 2007 года в России работало 3327 филиалов кредитных организаций.

На фоне сокращения числа  кредитных организаций в начале 2007 года, как и в предыдущие годы, наблюдается тенденция к увеличению активов и капитала банковской системы. В январе - мае 2007 года суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился на 13.9% и на 1 июня 2007 года составил 645.4 млрд. руб. В 2006 году зарегистрированный уставный капитал кредитных организаций увеличился на 27.5%. Собственный капитал действующих кредитных организаций также демонстрирует рост. В январе 2007 года вырос на 1.7%, в феврале - на 0.7%, а в марте на 16.4%. В 2006 году собственный капитал действующих кредитных организаций увеличился на 36.3%.

Суммарные активы кредитных  организаций в первом квартале 2007 года выросли на 11.1% и на 1 апреля 2007 года составили 15599 млрд. руб. В 2006 году их объем увеличился на 44.1%.

В структуре активов  кредитных организаций, как и  ранее, преобладают кредиты. Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств на 1 апреля 2007 года составил 10436.1 млрд. руб., или 66.9% активов кредитных организаций. За три месяца 2007 года объем кредитов депозитов и прочих размещенных средств увеличился на 8.4%.

Второе место в структуре  активов занимают вложения в ценные бумаги, на долю которых, по данным на 1 апреля 2007 года, приходится 15.4%. Объем  вложений в ценные бумаги составил 2404.4 млрд. руб., в том числе вложения в долговые обязательства - 1627.3 млрд. руб., вложения акции - 531.8 млрд. руб., а вложения в векселя - 245.3 млрд. руб. Из общего объема долговых обязательств, приобретенных банками, на долговые обязательства Российской Федерации приходится 36%.

В структуре пассивов преобладают средства на счетах клиентов. По данным на 1 апреля 2007 года объем  средств на счетах физических лиц  составил 4101.3 млрд. руб., или 26.3% суммарных  пассивов, а объем средств предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах - 2872.3 млрд. руб. (18.4%).

Сальдированная прибыль  банков на 1 апреля 2007 года составила 117.3 млрд. руб. Первый квартал с прибылью закончили 1144 КО, или 97.2% действующих кредитных организаций. Прибыль прибыльных кредитных организаций по итогам января - марта 2007 года составила 119.1 млрд. руб. Основные финансовые показатели приведены в таблице.

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций

Показатели 

01.04.2007

Общий объем прибыли (+) убытков (-) полученных действующими кредитными организациями, млн. руб.

117290.9

Удельный вес кредитных  организаций, имевших прибыль, в  общем количестве действующих кредитных организаций, %

97.2

Объем прибыли кредитных  организаций, имевших прибыль, млн. руб.

119110.9



Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008 г.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.  

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.

В 2009-2010 годах темпы  прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году. 

Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих  сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы.

В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году -15-20%, в 2010 году - 12-17%.

Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как  и в предшествующий период, будет  увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.

     

Проект основных характеристик  федерального бюджета на 2008 год и  на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.     

По первому варианту денежной программы прирост ЧМР  в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2007) - почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в текущем году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей - в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).     

В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009-2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% - за счет использования инструментов Банка Росси по предоставлению денежных средств кредитным организациям.      

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост  чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей.     

Второй вариант программы  предусматривает, что в 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд. рублей, а в 2010 году - на 955 млрд. рублей (из них около 84% - за счет увеличения объема валового кредита).      

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн. рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки  зрения достижения цели по инфляции. Необходимое  снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд. рублей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в бюджет. С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов.     

По данному варианту денежной программы предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР  будет превышать допустимый прирост денежной базы - необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на уровне 295 млрд. рублей. Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд. рублей.     

Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения  необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд. рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд. рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд. рублей.     

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными и могут  быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних  факторов на состояние денежно-кредитной  сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски в целях адекватного реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Политика валютного  курса.     

В 2008 году Банк России продолжит  проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и будет проводиться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства.     

В среднесрочной перспективе  Банк России перейдет к более гибкому  формированию валютного курса, что  будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике, преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.      

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса  рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам  Банк России в 2008 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира  при проведении валютных интервенций  бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволит Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.     

Повышение в 2008 году реального эффективного курса рубля будет зависеть от внешних и внутренних экономических условий и может составить от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического прогноза, реальный эффективный курс рубля повысится примерно на 3%. При реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году прирост реального эффективного курса рубля останется умеренным и не подорвет конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будет способствовать модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2008 году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2007 года.

Инструменты денежно-кредитной  политики и их использование     

В 2008 году Банк России продолжит  работу по совершенствованию системы  инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для обеспечения устойчивого состояния денежно-кредитной сферы при различных сценариях социально-экономического развития страны.     

Приоритет будет иметь  последовательная активизация процентной политики и повышение значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики по мере формирования необходимых экономических предпосылок. К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке. Следствием этого должно стать замедление динамики денежного предложения. В этих условиях можно ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в российской экономике.     

Последовательное сужение  коридора процентных ставок по операциям  Банка России на денежном рынке в 2008 году останется стратегическим направлением процентной политики. В условиях отмены ограничений на движение капитала повышение нижней границы коридора будет осуществляться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала.     

Банком России будут  использоваться инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь проводимые на регулярной основе операции с ОБР и депозитные операции. При этом в 2008 году основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках планируемого с 1 февраля 2008 года перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений.     

Информация о работе Денежно-кредитная система в рыночной экономике