Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:51, курсовая работа
Исследование закономерностей и ступеней развития общества является исключительно важной проблемой для науки и общественной практики. Без этого нельзя понять сложные социально-экономические процессы движения человечества вершинам современной цивилизации.
Ведение………………………………………………………………………….
1 Цивилизационный и формационный подходы в
анализе общественного развития…………………………………………..
1.1 Формационный подход К. Маркса и развитие общества……………
1.2 Теоретические концепции цивилизационного подхода………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографицеский список……………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики и менеджмента
Цивилизационный и формационный подходы в анализе общественного развития
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1 Цивилизационный и формационный подходы в
анализе общественного развития…………………………………………..
1.1 Формационный подход
К. Маркса и развитие общества…………
1.2 Теоретические
концепции цивилизационного
Заключение……………………………………………………
Библиографицеский список……………………………………………………
Введение
Исследование закономерностей и ступеней развития общества является исключительно важной проблемой для науки и общественной практики. Без этого нельзя понять сложные социально-экономические процессы движения человечества вершинам современной цивилизации.
Ученые-экономисты прошлого и современности по-разному трактуют сущность и особенности исторического развития общества. Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса экономического развития человечества.
1. Цивилизационный и формационный подходы в анализе общественного развития
Формационный подход был разработан К. Марксом и его последователями. Суть его заключается в том, что производственные силы общества в совокупности с производственными отношениями представляют определенный способ производства материальных благ, а способ поизводства в сочетании с политической надстройкой общества – социальо-экономическую формацию. Основополагающим экономическим ядром каждого способа производства, а соответсвенно и формации, является господствующая форма собственности, поскольку именно она определяет способ соединения работника со средствами производства.
Формационный подход предусматривает, что развитие человеческого общества происходит как последовательная смена дного способо производства другим:
Формационный подход исходит из того, что решающая роль в общественном развитии принадлежит процессу производства, отношениям собственности, а его главными движущими силами являются противоречия между производительными отношениями и обострение классовой борьбы в обществе.
Однако в современных условиях формационный подход, при призвании определенных его положений, подвергается критическому анализу.
Во-первых, пятиступенчатая периодизация развития общества не имеет всеохватывающего значения. Она более или менее приемлема в основном для стран Западной Европы, но не отражает в полной мере своеобразия развития азиатского способа производства, эволюции цивилизаций Китая, Индии, а также не освещает особенностей исторического развития России, Украины.
Во-вторых, формационный подход не раскрывает многообразия жизни, объединяет историю человеческого общества, сводя ее в основном к одному фактору – развитию материального производства, практически не учитывает роль социокультурного и других неэкономичных факторов в развитии общества (национальных, религиозных, этнических, ментальных и т.п.).
В-третьих, отражая историю развития человечества как процесс «революционного» разрушения старого способа производства и замены его новым, формационный подход, таким образом, допускает определенную прерывность (дискретность) естественно-исторического процесса.
В-четвертых, формационный подход чрезмерно абсолютизирует классовую конфронтационность между владельцами и невладельцами собственности, между работодателями и наемными работниками.
Независимо от создания и развития классической экономической теории с глубокой древности существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. В ее основе лежали мечтания людей о счастливой и справедливой жизни. Одна из самых первых и обоснованных идей на этот счет была высказана, как мы знаем, в сочинениях Платона. С тех пор их возникло и исчезало огромное множество. Особое место среди них принадлежит идеям Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760-1825), Франсуа Мари Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858). Объединяют взгляды этих выдающихся людей резкая и бескомпромиссная критика буржуазного общества, убежденность в том, что природным склонностям людей и их правам соответствует новый общественный строй – социализм, уверенность в том, что переход к нему будет осуществляться через победу разума, когда посвященные люди воспримут идеи социализма и претворят их в жизнь. Социализм для утопистов является выражением абсолютной истины. Они не обосновывали его необходимость и, создавая план устройства нового общества, должны были, как писал Ф. Энгельс, «уноситься в область чистой фантазии». Исправить этот недостаток взялся к, Маркс, которому, по его собственному мнению, удалось превратить утопический социализм предшественников в «научный» социализм.
Изначально марксизм развивался как синтетическое учение, основанное на критическом усвоении лучших достижений предшествующей общественной мысли. Наиболее значимыми источниками марксизма явились немецкая классическая экономия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Возникновение марксистской политической экономии и рост ее популярности во второй половине ХХ в. Обусловили следующие причины:
На роль аналитиков нового строя и идеологов рабочего класса претендовал широкий круг европейских интеллигентов, однако наиболее видное место среди них заняли К. Маркс.
Карл Генрих Маркс (1818-1883) – немецкий революционер, теоретик, человек выдающихся способностей, чье экономическое наследие продолжает оставаться предметом дискуссий до настоящего времени.(2)
К. Маркс родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем - в Англии, где он жил и работал с 1849 г. Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания – историю, социологию, политологию, политическую экономию. На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю ХХ в. В Советском союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.(3)
Особенность марксизма как экономического учения заключались в том, что изначально был выработан метод его исследования – диалектический материализм, который привел Маркса к материалистическому пониманию истории. Это позволило ему научно обосновать развитие человеческой теории как последовательно сменяющих друг друга способов производства. Однако величайшим открытием Маркса считается разгадка секрета производства прибавочной стоимости. Впервые в экономической науке был показан механизм производства прибыли как совершенно естественный результат процесса капиталистического производства.
Марксова теория прибавочной стоимости – пример решения одной из проблем рикардианской теории. При объяснении «естественной» цены труда важнейшие для классической политэкономии принципы: трудовой стоимости, с одной стороны, и эквивалентности обмена – с другой, оказывались во взаимном противоречии. Если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста? Маркс решает проблему, вводя новое понятие – «товар рабочая сила». В отличие от классиков, которые полагали, что товаром выступает сам труд, Маркс утверждает, что рабочий продает не труд, а рабочую силу, т. е. свою способность к труду. Как и всякий товар, рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а вот его потребительская стоимость для покупателя-капиталиста определяется способностью рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы. Эта разница и образует, по Марксу, прибавочную стоимость – источник дохода капиталиста.
Маркс детально прослеживает процесс создания прибавочной стоимости. Начинает он со структуры рабочего времени: если рабочий нанят на 10-часоой рабочий день, а чисты продукт, соответствующий своей заработной плате, он создает за 6 часов, то его рабочее время делится на 6 ч необходимого и 4 ч прибавочного труда, т.е. труда в пользу нанимателя. Продукт, создаваемый за необходимое и прибавочное время – это, соответственно, необходимый и прибавочный продукт, а стоимость последнего – прибавочная стоимость. Именно присвоение прибавочной стоимости капиталистом служит основой эксплуатации труда капиталом.
Выстраивая свою теоретическую систему, Маркс подводит к мысли, что процесс капиталистического воспроизводства в общественном масштабе – это прежде всего воспроизводство самих капиталистических отношений, т.е. постоянное воспроизведение исходного конфликта: рабочему достается только его заработная плата, а вся прибавочная стоимость оседает у разных агентов.
Поэтому с целью более глубокого научного познания закономерностей развития общества мировая общественная наука разработала и широко использует цивилизационный подход относительно познания истории развития человечества.
Цивилизация – исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется достигнутым уровнем производительных сил, особой формой производства и соответствующей духовной культурой людей.
В аспекте цивилизационного процесса выделяют периоды:
Цивилизационный подход по-иному определяет закономерные ступени развития экономических систем.
В основу цивилизационного подхода положены следующие принципы:
Информация о работе Цивилизационный и формационный подходы в анализе общественного развития