Циклические колебания в экономике развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Для общества характерно в целом поступательное экономическое развитие. Экономический рост обеспечивается за счет прироста рабочей силы, основного капитала и освоения достижений НТП. Однако детальный статистический анализ, проводимый многими исследователями, показывает, что на фоне общего тренда наблюдаются довольно существенные, периодически повторяющиеся отклонения в ту и другую сторону, свидетельствующие о существовании определенных волновых процессов, придающих развитию общественного производства циклический характер, и которые нельзя объяснить только действием случайных факторов.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Причины и механизм циклических колебаний 4
Глава II. Финансовые и структурные кризисы в экономике 13
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 48.07 Кб (Скачать)

Структурная перестройка  экономики в развитых странах  мира способствовала переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.

В целом структурная перестройка  означала переход к автоматизированному  производству. В основе его лежит  широкое использование ЭВМ, станков  с числовым программным управлением, промышленных роботов, гибких производственных систем, формирование работника нового типа, модификация приоритетных целей  развития общества и др. В США, например, в первой половине 80-х гг. в 2,3 раза возрос объем продажи компьютеров, в 2 раза — численность станков  с ЧПУ, с 22 до 170 тыс. увеличилось количество промышленных роботов. 
Формы проявления структурных кризисов — региональные кризисы, то есть продолжительное отставание в развитии отдельных территорий, их низкая интегрированность в национальную экономическую систему, недостаточное развитие социальной сферы и др.

Антициклические мероприятия  экономической политики государства. Антициклическое регулирование  экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства  и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и  темпов экономического роста. Важнейшая  роль в этом регулировании принадлежит  государству.

В основе антициклического регулирования лежит антикризисное  регулирование. Теоретически обосновал  необходимость антикризисного регулирования  Дж. Кейнс.

После второй мировой войны  в большинстве развитых стран  мира были расширены антикризисные  меры государства, а также дополнены  определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических  колебаний. В частности, антикризисные  меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров  и услуг, стимулирования жилищного  строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов  на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства  на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП  и, прежде всего, государственные закупки  товаров и услуг. В середине 90-х  гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35, а в Швеции — более 70 %.

Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике  монополий. Э.Чемберлин вполне убедительно  доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Э.Чемберлин и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности  в сравнении с периодом свободной  конкуренции. Если раньше цены во время  экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными  или даже растут. Это обусловлено  тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения  перепроизводства товаров и снижения цен. 
Этой негативной тенденции может противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался в послевоенный период и способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х — в начале 70-х гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли более 10 %.

Учитывая это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить  политику «дорогих денег». Средством  достижения этой цели стало осуществление  жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой  экономической активности государство  значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса  государство увеличивает резервную  норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает  ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

Преимущество метода антициклического регулирования в том, что его  можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время  повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного  спроса в фазах кризиса и депрессии  государство проводит политику «дешевых денег», снижает ставки налогов на прибыль, заработную плату, предоставляет  льготы при условии ускоренного  списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный  сектор экономики. Во время кризиса  правительство увеличивает объем  прямых капиталовложений в государственный  сектор, прежде всего, в отрасли экономической  и социальной инфраструктуры (сферу  транспорта и транспортного строительства, электро- газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые  необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948—1949 гг., чтобы уменьшить  глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг. снизилась, %: в ФРГ — с 6,1 до 3,9, во Франции — с 4,2 до 3,0, в Великобритании — с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0.

В фазе подъема государство  увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает  объемы прямых капиталовложений, что  тормозит процесс чрезмерного «перегрева»  экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при  переходе от одной фазы промышленного  цикла к другой. При этом между  принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного  результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема — 10—24 месяца. С наибольшим опозданием действуют  методы налогового регулирования, что  в значительной мере обусловлено  продолжительностью законотворческого  процесса, поэтому исключительно  важно иметь четкий экономический  прогноз механизма протекания экономического цикла. 
Антициклическое и антикризисное регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. 
Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

Антициклическое регулирование  в современных условиях также  обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и  кризисами XIX в. Суть различий состоит  в следующем: 1) современные кризисы  менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются  перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей); 3) если во время кризисов в прошлом  происходило резкое снижение цен, в  современных условиях оно, как правило, отсутствует; 4) современные экологические  циклы характеризуются менее  продолжительным периодом прохождения  фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением  фаз оживления и подъема; 5) в  отличие от стихийного характера  кризисов в прошлом, современные  экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются  регулированию; 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С  целью его локализации, недопущения  его разрастания МВФ и Мировой  банк предоставили Южной Корее беспрецедентный  за всю историю своего существования  кредит в сумме 47 млрд дол.

 

 

Заключение

 

Проблема цикличности  экономики за более чем вековую  историю её существования стала  средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального  хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно  важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые  влекут за собой периоды спады  и рецессии в хозяйственной жизни  страны.

Цикличное развитие экономики  сопровождается высоким уровнем  экономической активности в течение  длительного времени, а затем  спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость  экономических спадов ведет к  обнищанию, голоду, страданиям людей, что  не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности  всегда привлекала внимание ученых-экономистов  и сегодня остается одной из центральных  проблем экономической теории

Опираясь на переосмысленное  наследие, современные исследователи  формируют новую теорию циклической  динамики, с помощью которых можно  объяснить волнообразные колебания  экономики, обусловленные последовательным замещением доминирующих в ней технологических  укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний  социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки  для возникновения экономических  циклов.

Современная рыночная экономика  функционирует в условиях активного  воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно  повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину  и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, цикличность  выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный  механизм самонастройки рыночной экономики  через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного  механизма функционирования экономики  в форме циклических кризисов с сознательным государственным  воздействием на воспроизводственный  процесс.

 

Список литературы

 

  1. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.
  2. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990г.
  3. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. - М., 1997.
  4. Агапова Т.А., С.Ф. Серегина. Макроэкономика. 5-е изд.-М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.

 

 

 

 


Информация о работе Циклические колебания в экономике развитых стран