Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:18, курсовая работа
В России проблема безработицы возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы.. PAGEREF _Toc181510144 h 5
1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды. PAGEREF _Toc181510145 h 5
1.2. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий. PAGEREF _Toc181510146 h 7
Глава 2. Безработица в современной России. PAGEREF _Toc181510147 h 11
2.1. Особенности рынка труда в России. PAGEREF _Toc181510148 h 11
2.2. Структура безработицы в современной России. PAGEREF _Toc181510149 h 15
2.3. Методы снижения уровня безработицы в России. PAGEREF _Toc181510150 h 22
Заключение. PAGEREF _Toc181510151 h 31
Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc181510152 h 33
Существующие
тенденции показывают, что старение
населения будет продолжаться, что
выразится в ухудшении
Однако останется
проблема структурного дефицита трудовых
ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд,
одновременное существование
Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.
Структура
учебных заведений
Таким образом, ситуация, складывающаяся
на рынке труда, выдвигает на
первый план проблему роста
технологической безработицы
В связи со сложившейся ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает региональные целевые программы по сокращению числа безработных, на которые планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности минимизации уровня безработицы будут рассмотрены в следующем параграфе.
2.3. Методы снижения
уровня безработицы в России.
В целях снижения
безработицы государство
Рассмотрим подробнее
данные методы:
Активные методы
нацелены на создание дополнительных
рабочих мест, организацию системы
образования и производственно-
технического обучения кадров в соответствиями
с требованиями современной экономики;
регулирование отраслевой и региональной
мобильности кадров, создание рабочих
мест для молодежи, субсидии по занятости
лиц, нуждающихся в социальной защите
и т.д.
Пассивные методы
включают создание системы социального
страхования и материальной помощи
безработным. Система социального страхования
предусматривает выплату пособий по безработице
с учетом прежних заработков, система
материальной помощи направлена на обеспечение
безработному прожиточного минимума.
Рассматривая
вопрос государственного регулирования
безработицы, следует определить, какие
виды политики непосредственно воздействуют
на уровень безработицы в стране. На основе
данного критерия выделим следующие три
вида государственной политики: социальная,
макроэкономическая, политика в сфере
занятости населения. (Схема 1.)
Виды государственной
политики в области безработицы
Социальная
Оказание помощи
безработным для поддержания
их уровня благосостояния
Макроэкономическая
Использование
денежно-кредитных, бюджетных и налоговых
мер для сокращения безработицы
В сфере занятости
Создание новых
рабочих мест, системы переподготовки
кадров, центров по трудоустройству
Схема 1. Виды государственной
политики в области безработицы.
Составлено автором
Данные виды
политики государства тесно взаимосвязаны
между собой и в совокупности определяют
влияние на уровень занятости населения.
Обращаясь к
методам минимизации
Макроэкономическая
политика:
ü Способами
увеличения спроса являются:
§
§
§
§ (например,
Национальный проект развития сельского
хозяйства) и т.п.
Социальная политика:
ü
ü
ü
Политика в
сфере занятости населения:
ü Применение
в государственном и
ü Реализация
программ поддержки молодых работников
(возможно, создание специальных организаций,
привлекающих на работу молодых специалистов).
ü Развитие самозанятости
населения. Самозанятость населения
– это специфическая форма экономической
деятельности. Ее сущность заключается
в том, что гражданин сам находит для себя
источник доходов, обеспечивающий его
достойное существование в результате
экономической деятельности, не противоречащей
законам страны.
ü
ü
ü [15] создает
гибкие рабочие места, снижает для
предпринимателей расходы на помещения,
отопление, освещение. Вместе с тем
подобные сдвиги в структуре занятости
создают новый стиль жизни: труд
обогащается, возрастают самостоятельность
и ответственность работника.
ü
ü 1998 г. предполагает,
что службы занятости должны располагать
информацией о рынках труда не
только своего региона, но и всей страны
в разрезе отдельных отраслей.
ü Содействие
трудоустройству безработных с
помощью бирж труда (учреждений,
осуществляющих посредничество между
рабочими и предпринимателями при совершении
сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации
безработных).
Рассмотрим подробнее
возможность минимизации
Для реализации
государственной политики в области
занятости населения и
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Функции службы
занятости многообразны:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Таким образом,
функции Государственной службы
занятости значительно
Наиболее актуальные
вопросы минимизации уровня безработицы
рассматриваются при разработке
концепции действий на российском рынке
труда с 2007 по 2010 год
специалистами
департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития
России. Этот документ обсуждался на заседании
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Разрабатываемая
концепция включает в себя варианты
решения наиболее важных проблем
на рынке труда.
Первая из них
– дисбаланс спроса на рабочую силу.
Так как структура профобразования смещена
в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается
в большем количестве квалифицированных
рабочих и специалистов со среднетехническим
образованием. Концепция предлагает ежегодно
формировать государственные заказы,
финансируя за счет бюджета подготовку
определенного количества специалистов
нужных профессий. По словам министра
образования и науки РФ Андрея Фурсенко,
количество бюджетных мест в вузах будет
сокращаться за счет невостребованных
специальностей.
Что касается платных
учебных заведений, то им предлагается
напрямую сотрудничать с работодателями.
"Пусть бизнес сам "заказывает"
нужные кадры, - считает глава департамента
трудовых отношений. - Такая система
успешно применяется за рубежом"[16].
Вторая проблема
- крайне неравномерная "география"
распределения трудовых ресурсов. По данным
статистики, 28,4 процента всех трудоспособных
россиян живут и работают в Центральном
федеральном округе. Только в 2004 году в
Москву и область перебрались более 80,9
тысячи человек. В то же время районам
Сибири и Дальнего Востока "прощай"
сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте
концепции большое внимание уделено привлечению
трудовых ресурсов - в основном молодых
людей, только получивших диплом, - в отдаленные
регионы страны, традиционно нуждающиеся
в рабочих руках. "Заманить" туда
работников предлагается через решение
жилищной проблемы - оплачивать им проценты
по ипотечным кредитам - за счет государства,
гасить часть суммы кредита - за счет работодателя.
А пока молодые люди будут копить на первоначальный
взнос, они будут жить в специально построенных
комфортных общежитиях.
Третий важный
вопрос - обеспечение работникам дополнительной
социальной поддержки в случае увольнения.
Проектом предусмотрено появление
совершенно новой для России системы -
добровольного социального страхования
на случай потери работы. Страховым случаем
при этом может быть расторжение трудового
договора по причине ликвидации предприятия,
сокращения штата и даже увольнения по
собственному желанию.
Согласно концепции,
должно полностью измениться отношение
к пособию по безработице, механизм
выплаты которого должен стимулировать
к активному поиску работы. В поисках
дополнительного резерва