Безработица в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

В России проблема безработицы возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения

Оглавление

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы.. PAGEREF _Toc181510144 h 5


1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды. PAGEREF _Toc181510145 h 5


1.2. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий. PAGEREF _Toc181510146 h 7


Глава 2. Безработица в современной России. PAGEREF _Toc181510147 h 11


2.1. Особенности рынка труда в России. PAGEREF _Toc181510148 h 11


2.2. Структура безработицы в современной России. PAGEREF _Toc181510149 h 15


2.3. Методы снижения уровня безработицы в России. PAGEREF _Toc181510150 h 22


Заключение. PAGEREF _Toc181510151 h 31


Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc181510152 h 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Существующие  тенденции показывают, что старение населения будет продолжаться, что  выразится в ухудшении соотношения  возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.  

Однако останется  проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем  повышения уровня занятости и  нехватки трудовых ресурсов объясняется  неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой[13]. 

Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.

 Структура  учебных заведений профобразования  за последние 10 лет осталась  неизменной. Наибольший вес по-прежнему  имеют начальные профессиональные  учреждения, наименьший - вузы. Оставляет  желать лучшего и уровень получаемого  образования. По данным одного из последних опросов, 25% респондентов считают полученные знания недостаточными для работы в реальных условиях и лишь 15% всем довольны. Присоединяются к ним и руководители - 2/3 из них считают необходимым повышать квалификацию выпускников[14].   

            Таким образом, ситуация, складывающаяся  на рынке труда, выдвигает на  первый план проблему роста  технологической безработицы как  важнейшей составляющей уже сложившейся  структурной безработицы, так  как в XXI веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики.  

В связи со сложившейся  ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает  региональные целевые программы  по сокращению числа безработных, на которые планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности минимизации уровня безработицы будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.3. Методы снижения  уровня безработицы в России. 
 

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные. 

Рассмотрим подробнее  данные методы: 

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы  образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д. 

Пассивные методы включают создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.  

Рассматривая  вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.) 

Виды государственной  политики в области безработицы  

Социальная  
 

Оказание помощи безработным для поддержания  их уровня благосостояния 

Макроэкономическая 
 

Использование денежно-кредитных, бюджетных и налоговых  мер для сокращения безработицы 

В сфере занятости 
 

Создание новых  рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Виды государственной  политики в области безработицы. Составлено автором 
 

Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения. 

Обращаясь к  методам минимизации безработицы  в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации. 

Макроэкономическая  политика: 

ü   Способами увеличения спроса являются:  

§   

§   

§   

§    (например, Национальный проект развития сельского  хозяйства) и т.п. 

Социальная политика: 

ü   

ü   

ü   
 

Политика в  сфере занятости населения: 

ü   Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. 

ü   Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов). 

ü  Развитие самозанятости  населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны. 

ü   

ü   

ü  [15] создает  гибкие рабочие места, снижает для  предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем  подобные сдвиги в структуре занятости  создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность  и ответственность работника. 

ü   

ü  1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать  информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей. 

ü  Содействие трудоустройству безработных с  помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных). 

Рассмотрим подробнее  возможность минимизации безработицы  с помощью биржи труда. В настоящее  время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия. 

Для реализации государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. 

Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. 

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны: 

1.         

2.         

3.         

4.         

5.         

6.         

7.         

8.         

9.         

10.     

11.     

12.     

13.     

14.     

15.     

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. 

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы  рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке  труда с 2007 по 2010 год  

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 

Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем  на рынке труда.  

Первая из них  – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.  

Что касается платных  учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями. "Пусть бизнес сам "заказывает" нужные кадры, - считает глава департамента трудовых отношений. - Такая система  успешно применяется за рубежом"[16]. 

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях. 

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление  совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.  

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение  к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать  к активному поиску работы. В поисках  дополнительного резерва рабочих  рук авторы концепции обратили взоры  на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям. 

Информация о работе Безработица в современной России