Безработица в современной экономике: причины, структура, оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Оглавление

Введение
1. Безработица: Сущность, причины, типы и показатели
1.1. Сущность безработицы её место в системе
экономических отношений
1.2. Типы безработицы и ее показатели
2. Занятость и безработица в России: особенности
и пути преодоления.
2.1. Причины возникновения безработицы в РФ.
2.2. Характерные черты и особенности безработицы в РФ
2.3. Безработица в Кировской области.
2.4. Последствия, возможные пути решения и прогнозы
безработицы в РФ.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложения

Файлы: 1 файл

Безработица и ее современные особенности в России.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

- наличием немалого количества городов с моноэкономической структурой, где уровень незанятости намного выше, чем в городах с многоотраслевой структурой; 

       Достижению сбалансированности на рынке рабочей силы Кировской области препятствовало усиливающееся несоответствие структуры профессиональной подготовки кадров запросам регионального рынка труда. Структура занятости здесь носит ярко выраженный индустриальный характер, поэтому подавляющее число вакантных мест (свыше 80%) предназначено для рабочих. В то время как учебные заведения продолжают готовить бухгалтеров, экономистов, юристов и т.д., невостребованных на рынке труда; резкое снижение объемов подготовки рабочих кадров оборачивается значительными потерями, которые в сжатые сроки трудно возместить. 

     По данным областной службы занятости, в 2007 г. 35,1% всех зарегистрированных безработных (36,2 тыс. человек на конец года) имели высшее и среднее специальное образование (в последние годы очевидной стала тенденция увеличения их доли в общем количестве безработных). Вместе с тем на протяжении ряда лет на областном рынке труда не полностью удовлетворяется спрос на газоэлектросварщиков, электромонтеров, электрослесарей, станочников. Сохранение подобной ситуации свидетельствует о запаздывании реакции профессиональных учебных заведений на изменение потребностей рынка труда. 

      Можно выделить три основных потока трудовых ресурсов, формирующих подавляющую часть регистрируемой безработицы в регионе: высвобожденные работники; уволенные по собственному желанию; выпускники учебных заведений.

     Как видно из табл. 3(см Приложения), соотношение между указанными потоками меняется, но, в любом случае, они дают около 80% ежегодно регистрируемой безработицы, причем наибольший вклад вносят работники, уволенные по собственному желанию. Создается впечатление, что ряды безработных более чем наполовину состоят из людей, сделавших добровольный выбор. Однако это суждение ошибочно, так как за данной обтекаемой формулировкой скрывается целый комплекс причин. Подавляющая часть увольнений по собственному желанию в буквальном смысле таковыми не являются. Они вызваны неудовлетворенностью размерами заработка, условиями труда, отдаленностью места жительства от места работы, семейными обстоятельствами и т.д. Нужно также принимать в расчет и заинтересованность предприятия именно в такой форме увольнений, поскольку в этом случае не нужно платить двухмесячное выходное пособие.

В целом по стране за последнее время (2008 г.), можно отметить уменьшение численности трудоустроенных граждан; инвалидов; безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; числа заявленных вакансий; темпа интенсивности движения безработных на рынке труда; уровня трудоустройства.

Произошло увеличение численности граждан обратившихся в поиске подходящей работы; граждан, зарегистрированных в качестве безработных; граждан уволенных по сокращению численности или штата работников организаций и обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, уровня регистрируемой безработицы.10

       Таким образом, необходимо отметить, что уровень безработицы в Кировской области ниже чем по стране в целом, что, с одной стороны, является частью общей тенденции последнего времени по снижению безработицы за последние годы экономического роста, а с другой, специфическим положением области, размещения на ее территории ряда крупных, стратегически для экономики важных производств, и в силу этого постоянной потребности в рабочей силе. 

2.4 Последствия и  Возможные пути  решения проблем  безработицы в  РФ 

Правительственная программа содействия занятости населения должна 
опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому 
закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, 
продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения 
профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки 
высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) 
безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты 
граждан на рынке труда.  
      Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях 
управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, 
районные) программы. 
           В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в 
российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания 
эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых 
пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное 
сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое 
будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.  
      Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для 
достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:  
финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного  
государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ 
занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально 
допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 
октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%); 
социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог 
естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной 
и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью 
государственной политики занятости, реализуемой федеральными и 
региональными органами управления. 
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально  
признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат 
особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности 
организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а 
также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на 
рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие 
места.  
   На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент 
эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это 
справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию 
социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы 
может протекать по-разному. 
     Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. 
Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся 
приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и 
региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих 
бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений 
предприятий должны стать стержнем региональных программ и 
финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.  
            Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда 
средства Государственного фонда занятости населения используются в 
полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на 
сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление 
субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на 
профессиональное обучение и переподготовку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Проблема  роста безработицы обостряется  сегодня в большинстве стран  мира. Например, в наиболее благополучных  странах, входящих в организацию  по экономическому сотрудничеству и  развитию, средний уровень безработицы  в 2000 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.

       Необходимо  отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

       Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

       В этой связи одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).

       Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача   государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профессионально ориентированную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

     Как уже отмечалось, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью.  
 
 

Список  Литературы:

 
1. Рынок труда, занятость населения,  экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство  “МИК”, 1997.

2. А.С.Булатов «Экономическая теория» , Москва - Экономист,2003г.

3. Экономическая энциклопедия. -М., 1972.

4. Вишневская  Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе  XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

5. Макконнелл  К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

6. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

7. Экономика  труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

8. Самуэльсон  П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

9. Кейнс Дж. М.  Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1998.

10. Экономика  труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.

11. Ивашковский  С. Н. Экономика: микро- и  макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.

12. Осанкин В.Челябинская область: особенности региональной безработицы//Человек и труд № 6, 2007

13. «Российский  статистический ежегодник» :Госкомстат  России 2003г. 

Интернет ресурсы:

14.http://www.buhgalteria.ru/news/16301

15. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/227998

16.http://www.regnum.ru/news/955128.html 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Динамика основных показателей  экономического развития России 

Год Объем производства ВВП в ценах 1990г., млрд руб. Численность, млн чел. Уровень безработицы, % Заработная плата в ценах 1991 г., руб. Инвестиции в ценах 1990 г.. млрд руб.
 
 
запятых в экономике
безработных
 
 
 
1990
644,2 75,3       249,1
1991 612,2 73,8     548 211,2
1992 523,3 72,1 3,9 5,2 369 127,0
1993 477,7 70,8 4,3 5,9 370 111,8
1994 417,1 68,5 5,7 8,1 341 85,0
1995 400,1 66,4 6,7 9,5 246 76,5
1996 386,4 65,9 6,7 9,7 278 62,7
1997 389,8 64,7 8,1 11,8 291 59,6
1998 370,7 63,8 8,9 13,2 253 52,4
1999 390,8 64,0 9,1 12,6 197 55,0
2000 429,8 64,3 7,0 9,8 238 64,6
2001 451,3 64,7 6,3 8,9 289 71,2
2002 470,7 65,4 6,1 8,6 320 72,9
* Российский статистический ежегодник  2003. М., 2003. С. 32; Россия в цифрах 2002. М, 2003. С. 109.

Информация о работе Безработица в современной экономике: причины, структура, оценка