Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:28, курсовая работа
Важнейшее направление изучения безработицы - ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные аспекты. И только двойственный подход к ее изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, ее роль и значение.
Введение.......................................................................................... 3
Глава 1. Безработица (измерение, структура, типы). Причины возникновения безработицы.
1.1 Общие сведения о безработице.................................... 4
1.2 Причины возникновения безработицы........................ 5
1.3 Виды безработицы........................................................ 11
1.4 Измерение безработицы................................................ 13
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Социальные последствия безработицы................... 15
2.2 Экономические последствия безработицы.............. 17
Глава 3. Безработица в современной России
3.1 Особенности рынка труда в России........................ 20
3.2 Структура безработицы............................................ 25
3.3 Методы снижения уровня безработицы.................. 35
Заключение...................................................................................... 46
Список используемой литературы................................................. 49
Приложения.................................................................................... 50
Характерной особенностью российского
рынка труда является высокий
уровень скрытой безработицы, когда
по социальным или иным причинам сотрудники
предприятий и организаций не могут быть
уволены, и их переводят на режим неполной
рабочей недели либо неполного рабочего
дня, или же отправляют в отпуска по решению
руководства организации. Только в 2002
году число таких работников составляло
3,0 млн человек, или 9,2% численности занятых[2].
Особенностью российского рынка труда
является также высокая доля работников,
совмещающих работу в двух и более местах.
Серьезное влияние на динамику рабочей
силы оказывают процессы миграции рабочей
силы. Миграция представлена как утечкой
высококвалифицированных специалистов
из России (в основном в сфере наукой области),
так и въездом на территорию России рабочих
из стран СНГ, Турции и других соседних
государств (их доля особенно значительна
в строительной индустрии и в сфере услуг).
Часть притока иностранной рабочей силы
носит сезонный характер. Увеличение числа
иностранной рабочей силы приводит к росту
уровня безработицы.
Сегментация рынка
труда.
На данный момент российскому рынку труда
свойственна сегментация по причине существования
нескольких рынков рабочей силы, не конкурирующих
друг с другом.
Анализ рынка труда позволяет выделить
следующие 4 сегмента[3] рынка труда:
1. Рынок специалистов с высшим образованием,
администраторов высшего звена и управляющих.
Данный сегмент рынка характеризуется
высоким уровнем квалификации работников,
значительной конкуренцией за рабочие
места, высоким уровнем оплаты труда, большими
возможностями для профессионального
роста.
2. Рынок высококвалифицированных рабочих.
Данный сегмент рынка характеризуется
высокой степенью надежности, высоким
уровнем оплаты труда, низкой степенью
текучести персонала.
3. Рынок труда, включающий административно-
4. Рынок труда, охватывающий рабочие места,
не требующие специальной подготовки
и значительной квалификации. Их занимают
работники обслуживания, неквалифицированные
рабочие, низшие категории служащих.
Преобразования рынка
труда, вызвавшие структурную безработицу.
Переход к капиталистическому пути развития
потребовал преобразования структуры
экономики страны, и, как следствие, изменил
требования к квалификации персонала.
Переход к индустриализации и информатизации
общества привел к увеличению числа персонала,
обслуживающего данные технологии. Рост
числа занятых в данной сфере и минимизация
числа занятых в сельском хозяйстве являются
основными тенденциями формирования рынка
труда развитых стран. Данная тенденция
прослеживается и в России. Структурные
преобразования рынка труда по отраслевому
признаку с 1990 по 2004 год представлены на графике
1.
График 1. Прирост численности занятых
по отраслям, по данным Баланса трудовых
ресурсов.
Источник: Капелюшников Р.И. Структура
российской рабочей силы: особенности
и динамика "Вопросы экономики", 2006,
№10 //www.demoscope.ru
Согласно приведенным данным на графике
1, невостребованными оказались специалисты
следующих отраслей: культура и искусство,
промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт. Развитие сферы услуг требовало
специалистов другого профиля: финансы,
управление, оптовая и розничная торговля.
За время перестройки структуры рынка
труда произошел резкое возрастание уровня
безработицы. Специалисты вынуждены были
перепрофилироваться либо наниматься
на работу в новую для себя сферу деятельности
без соответствующего опыта и знаний.
Это обстоятельство привело не только
к затянувшемуся процессу переподготовки,
но и к тому, что в отраслях, набирающих
высокие темпы роста, не хватало специалистов
необходимого профиля. Новые кадры не
имели должного образования и им приходилось
непосредственно на рабочем месте постигать
всю специфику новой профессии с нуля.
Под влиянием масштабных изменений отраслевая
структура российской занятости стала
качественно иной, преодолев пик структурной
безработицы. Хотя самой крупной отраслью
экономики, как и прежде, остается промышленность,
по сравнению с дореформенным периодом
ее вклад в совокупную занятость резко
уменьшился. Обратный процесс наблюдался
в торговле, вклад которой в совокупную
занятость, напротив, увеличился. Это позволило
ей переместиться на второе место в списке
отраслей по численности работников, так
что сегодня она аккумулирует значительно
большую долю рабочей силы, чем сельское
хозяйство, строительство или транспорт
и связь. Заметно возросла также доля занятых
в государственном управлении. Но, говоря
о России, необходимо учитывать географический
фактор, который определяет высокую дифференциацию
в уровне развития регионов, а, следовательно,
в структурах рынков труда различных регионов.
Наравне с крупными городами, где большая
часть населения занята в сфере услуг,
существуют регионы, в которых основным
источником занятости является сельское
хозяйство или добывающая промышленность.
Обобщая данные по России, можно сказать,
что с точки зрения распределения рабочей
силы, доминирующим сектором российской
экономики все же выступает сектор услуг,
где сосредоточено почти 2/3 всех занятых.
Заметна позитивная динамика и в профессионально-
График 2. Динамика численности различных
профессиональных групп.
Источник: Капелюшников Р.И. Структура
российской рабочей силы: особенности
и динамика "Вопросы экономики", 2006,
№10 //www.demoscope.ru
Динамика численности различных профессиональных
групп неразрывно связана с преобразованием
рынка труда по отраслевому признаку.
График 2 подтверждает резкий спад спроса
на рынке труда на квалифицированных и
неквалифицированных рабочих промышленности
и рост спроса на работников сферы обслуживания.
Таким образом, опережающие темпы роста
демонстрировали наиболее квалифицированные
профессиональные группы (а также работники
сферы обслуживания), тогда как численность
наименее квалифицированных групп либо
сокращалась, либо оставалась неизменной.
В России постепенно растет доля занятых
преимущественно нефизическим трудом.
К данной группе относятся руководители
всех звеньев, специалисты высшего и среднего
уровня квалификации, служащие, занятые
подготовкой информации и оформлением
документации и учетом, служащие сферы
обслуживания, работники сферы индивидуальных
услуг и защиты граждан и собственности,
продавцы. Другой характерной чертой качественной
эволюции рабочей силы является рост ее
образовательного уровня. По этому показателю
Россия находится на одном из ведущих
мест в мире.
3.2. Структура безработицы
в современной России
Рассматривая вопрос динамики безработицы
в России, следует обратить внимание на
характерные причины ее возникновения,
особенности социально-
Рыночной экономике требовались активные
работники, желающие развиваться, самостоятельно
разрешать возникающие проблемные ситуации,
обучаться. Что предполагает наличие людей
с другими установками. Следовательно,
возникла задача формирования самостоятельного
агента рыночной экономики, к чему не было
приспособлено экономически активное
население того времени. Отсутствие инициативы
и негативное отношение к малому предпринимательству
препятствовали формированию новых рабочих
мест, способствуя безработице.
При переходе к капиталистическому развитию
многие промышленные предприятия потерпели
крах, оказавшись неконкурентоспособными.
1 июля 1991 года началась официальная регистрация
безработных в городах России. Российская
система службы занятости, созданная в
соответствии с принятым в 1991 году законом
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» стала посредником в поиске
работы гражданами и работников работодателями.
В 1995 году число безработных увеличилось
почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам
обследования населения по проблемам
занятости число безработных в стране
составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число
безработных превысило 7 миллионов человек,
что не могло не сказаться на уровне экономической
активности населения. С 1998 года уровень
безработицы стал снижаться
Для рассмотрения состояния и структуры
безработицы в России в настоящее время
обратимся к обследованию населения, проведенного
в мае 2007г. По данным обследования населения
по проблемам занятости по сравнению с
маем 2006г. численность занятого населения
увеличилась на 3,1%, численность безработных
сократилась на 19,8%. Уровень безработицы
в мае 2007 г. составил 5,9 % (в июле он снизился
до 5,8%)[4].
По данным Федеральной службы по труду
и занятости, в конце мая 2007г. на учете
в государственных учреждениях службы
занятости населения состояло 1,6 млн. безработных.
По сравнению с маем 2006г. численность зарегистрированных
безработных сократилась на 217 тыс. человек,
или на 12,1%. В мае 2007г. общая численность
безработных по сопоставимому кругу лиц
(т.е. в трудоспособном возрасте без студентов,
учащихся и пенсионеров, отнесенных к
безработным) превышала численность зарегистрированных
безработных в 2,5 раза.
В общей численности безработных 1,6 млн.
человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности.
В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди
безработных доля лиц, не имеющих опыта
работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта.
Состав безработных, имеющих опыт трудовой
деятельности, представлен на диаграмме
1.
Диаграмма 1. Состав безработных, имеющих
опыт трудовой деятельности на май 2007.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики // www.gks.ru
Среди безработных, имеющих опыт трудовой
деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют
лица, уволившиеся по собственному желанию
и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили
последнее место работы в связи с сокращением
персонала. По сравнению с маем 2006г. доля
уволившихся по собственному желанию
среди безработных, имеющих опыт работы,
сократилась на 4,7 процентных пункта, а
доля безработных, оставивших место работы
в связи с сокращением персонала, сократилась
на 1,4 процентных пункта.
Среднее время поиска работыбезработными
в мае 2007г. составило 8,9 месяца и по сравнению
с маем 2006г. увеличилось на 0,1 месяца.Стаж
пребывания в состоянии безработицы один
год и более имели 42,6% безработных (в мае
2006г. – 41,5%). Доля застойной безработицы
среди сельских жителей существенно выше
– составляет 54,1%, и увеличилась за последний
год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных
городских жителей доля застойной безработицы
увеличилась на 0,9 процентных пункта и
составила 34,6%. Динамика численности занятого
населения и безработных в РФ представлена
на графике 3.
*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской
Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской
Республики.
График 3. Динамика численности занятого
населения и безработных в РФ в 1999-2007.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики // www.gks.ru
Средний возраст безработных составил
33,7 года, занятого населения – 39,8 года.
Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди
безработных и 11,5% - среди занятого населения,
лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно,
5,1% и 11,1 %.
Около 11% безработных имели высшее образование
и 18% - среднее профессиональное. Среди
занятых эти данные составили соответственно
25,9% и 25,6%.
На рисунке 1 показан уровень безработицы
по регионам РФ в среднем на конец сентября
2007 года. (Источник: www.gks.ru).
Среди субъектов Российской Федерации
самый низкий уровень безработицы
по методологии МОТ наблюдается
в Москве и составляет 1,1%. Не превышает
5% уровень безработицы в Санкт-
Самый высокий уровень безработицы по
данным обследования отмечается в Чеченской
Республике и Республике Ингушетия, где
уровень безработицы составляет, соответственно,
69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской,
Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы
составляет от 20% до 23%.
В таблице 1 представлена группировка
субъектов Российской Федерации
по уровню безработицы в среднем за май
2006-февраль 2007гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1. Группировка субъектов
Российской Федерации по уровню безработицы в
среднем за май 2006-февраль 2007гг. Источник:
Федеральная служба государственной статистики
// www.gks.ru
Такая дифференциация в уровне безработицы
в различных субъектах РФ объясняется
тем, что в некоторых районах России отсутствуют
вакансии. Размер минимального пособия
по безработице в РФ в 2007 году составляет
– 720 рублей, максимального – 2880 рублей[5].
Структурная безработица.
Преобразование экономики страны, повлекшее
резкий спад производства, привело к возникновению
структурной безработицы. Данное обстоятельство
вызвало резкое увеличение спроса на специалистов
новых отраслей (в том числе сферы услуг)
и резкий спад спроса на прежних специалистов.
Показатель региональной структурной
безработицы в последнее десятилетие
вырос в два раза - с 22% в 1992 году до почти
40% в 2000-е годы.[6]
Рассмотрим подробнее причины, повлиявшие
на возникновение высокого уровня структурной
безработицы на рынке труда.
Наибольшее влияние на формирование данной
ситуации оказала организационно-технологическая
модернизацией производства и колебание
совокупного спроса на продукцию различных
отраслей. Неконкурентоспособность отечественных
товаров по сравнению с импортными аналогами,
поступившими на рынок в связи с наступившей
свободой осуществления внешнеэкономической
деятельности, привела к резкому спаду
спроса на отечественные товары, а, следовательно,
сворачиванию оборотов промышленных предприятий
и сокращению численности сотрудников.
Свой отпечаток на сложившуюся ситуацию
накладывает неразвитость в должной степени
рынка капитала, финансов, жилья и т.д.
Отсутствие свободы движения рабочих
мест и перелива рабочей силы между сферами
занятости, отраслями хозяйства и по территориям
приводят к низкой, хаотичной мобильности
рабочей силы, способствующей росту безработицы.
Число структурных безработных возрастает
за счет различия в положении представителей
различных профессий в различных отраслях.
Представители "сквозных профессий"
(например, работники транспорта и сантехнических
служб) могут устроиться на работу относительно
быстро в другой отрасли. В свою очередь,
овощеводу или животноводу, учителю, найти
работу в другой отрасли сложнее, соответственно
такие категории работников увеличивают
число структурных безработных[7].
Содействует росту структурной безработицы
и отсутствие согласованного с динамикой
спроса экономики на рабочую силу функционирования
системы профессионального образования.
Данная ситуация приводит к тому, что отраслевая
принадлежность подготовленных специалистов
весьма слабо соотносится с существующими
на рынке труда вакансиями.
Проблемы безработицы
в России на перспективу.
Уже с 2007 года на состоянии экономики начнет
сказываться ухудшение демографической
ситуации и сокращение численности граждан
трудоспособного возраста. По подсчетам
специалистов Минздравсоцразвития, количество
занятых в экономике граждан сократится
до 65 млн. человек. "Дефицит рабочей
силы может в ближайшем будущем привести
к сокращению темпов роста российской
экономики", - рассказал источник "РГ"[8].
Существующие тенденции показывают, что
старение населения будет продолжаться,
что выразится в ухудшении соотношения
возрастных групп моложе и старше трудоспособного
возраста.
Однако останется проблема структурного
дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное,
на первый взгляд, одновременное существование
проблем повышения уровня занятости и
нехватки трудовых ресурсов объясняется
неоднородностью положения в различных
отраслях народного хозяйства, в различных
регионах страны, а так же в крупных городах,
с одной стороны, и в сельской местности
и в малых городах - с другой[9].
Наиболее проблематичным станет возмещение
потерь среди квалифицированных работников
сельского хозяйства и индустриальных
отраслей экономики. Поэтому от структуры
и качества производимого системой профессионального
образования кадрового капитала зависит
конкурентоспособность экономики страны.
Проведение реформы системы профобразования
должно ориентироваться на повышение
его качества и соответствие потребностям
рынка труда. Большой проблемой становятся
сертификация и специализация обучающихся.
Отсутствие единой системы создает трудности
при трудоустройстве как выпускников,
так и уже работающих людей.
Структура учебных заведений профобразования
за последние 10 лет осталась неизменной.
Наибольший вес по-прежнему имеют начальные
профессиональные учреждения, наименьший
- вузы. Оставляет желать лучшего и уровень
получаемого образования. По данным одного
из последних опросов, 25% респондентов
считают полученные знания недостаточными
для работы в реальных условиях и лишь
15% всем довольны. Присоединяются к ним
и руководители - 2/3 из них считают необходимым
повышать квалификацию выпускников[10].
Таким образом, ситуация, складывающаяся
на рынке труда, выдвигает на первый план
проблему роста технологической безработицы
как важнейшей составляющей уже сложившейся
структурной безработицы, так как в XXI веке
конкурентоспособность экономики страны,
прежде всего, определяется высокотехнологичными
секторами экономики.
В связи со сложившейся ситуацией в целях
снижения уровня безработицы правительство
РФ разрабатывает региональные целевые
программы по сокращению числа безработных,
на которые планируется выделить 20 млрд.
руб. из федерального бюджета. Возможности
минимизации уровня безработицы будут
рассмотрены в следующем параграфе.
3.3. Методы снижения
уровня безработицы в России.
В целях снижения безработицы государство
располагает различными методами, связанными
с разработкой способов переподготовки
безработного населения, социальной поддержкой
безработных, содействием в создании дополнительных
рабочих мест и т.д. Данные методы можно
классифицировать следующим образом:
активные и пассивные.
Рассмотрим
подробнее данные методы:
Активные методы
нацелены на создание дополнительных
рабочих мест, организацию системы образования
и производственно- технического обучения
кадров в соответствиями с требованиями
современной экономики; регулирование
отраслевой и региональной мобильности
кадров, создание рабочих мест для молодежи,
субсидии по занятости лиц, нуждающихся
в социальной защите и т.д.
Пассивные методы
включают создание системы социального
страхования и материальной помощи безработным.
Система социального страхования предусматривает
выплату пособий по безработице с учетом
прежних заработков, система материальной
помощи направлена на обеспечение безработному
прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного
регулирования безработицы, следует определить,
какие виды политики непосредственно
воздействуют на уровень безработицы
в стране. На основе данного критерия выделим
следующие три вида государственной политики:
социальная, макроэкономическая, политика
в сфере занятости населения. (Схема 1.)
Схема 1. Виды государственной политики
в области безработицы.
Данные виды политики государства тесно
взаимосвязаны между собой и в совокупности
определяют влияние на уровень занятости
населения.
Обращаясь к методам минимизации безработицы
в России, рассмотрим возможные методы,
прибегая к вышеуказанной классификации.
Макроэкономическая
политика:
ü Создание условий для роста спроса на
товары. Так как спрос на рынке труда –
производный и зависит от ситуации на
рынках товаров и услуг, то занятость возрастет,
а безработица упадет в том случае, если
товарные рынки предъявят больший спрос
и для его удовлетворения надо будет нанять
дополнительных работников. Способами
увеличения спроса являются:
§ стимулирование роста экспорта (с помощью
регулирования ставок таможенных пошлин
и тарифов),
§ льготное налогообложение,
§ поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию
предприятий
§ льготное кредитование (например, Национальный
проект развития сельского хозяйства)
и т.п.
Социальная политика:
ü Выплата пособия по безработице признанным
безработными,
ü Бюджетное субсидирование дополнительной
(по отношению к фактическому уровню) рабочей
силы на действующих предприятиях. Оно
может иметь вид кредитования государством
зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
ü Предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возраста (этот способ может
использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере
занятости населения:
ü Применение в государственном и негосударственном
секторах экономики гибких форм занятости
и др.
ü Реализация программ поддержки молодых
работников (возможно, создание специальных
организаций, привлекающих на работу молодых
специалистов).
ü Развитие самозанятости населения. Самозанятость
населения – это специфическая форма
экономической деятельности. Ее сущность
заключается в том, что гражданин сам находит
для себя источник доходов, обеспечивающий
его достойное существование в результате
экономической деятельности, не противоречащей
законам страны.
ü Предоставление рабочих мест, не ориентированных
на получение прибыли, а связанных с работой
в интересах общества, например: работа
в области охраны окружающей среды и т.д.
ü Организация подготовки и переподготовки
кадров. Такая работа общества и государства
неразрывно связана с формированием экономики
знаний. Она должна обеспечивать переподготовку
специалистов, их обучение именно тем
профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
ü Создание и поддержка нетрадиционных
форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное
надомничество). К надомничеству обращаются
квалифицированные работники, располагающие
персональными компьютерами, терминалами,
современными средствами связи. Распространение
«электронного надомничества»[11] создает
гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей
расходы на помещения, отопление, освещение.
Вместе с тем подобные сдвиги в структуре
занятости создают новый стиль жизни:
труд обогащается, возрастают самостоятельность
и ответственность работника.
ü Обращение к системе гибкого рабочего
времени, в том числе закрепление в коллективных
договорах схемы гибкости трудового года,
т.е. право изменять продолжительность
труда на предприятиях в зависимости от
колебаний спроса.
ü Информационная помощь безработным.
Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает,
что службы занятости должны располагать
информацией о рынках труда не только
своего региона, но и всей страны в разрезе
отдельных отраслей.
ü Содействие трудоустройству безработных
с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих
посредничество между рабочими и предпринимателями
при совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации
безработицы с помощью биржи труда. В настоящее
время функции биржи труда выполняют в
основном государственные биржи труда,
так называемые государственные службы
занятости населения, подчиненные министерствам
труда. В задачу государственных служб
занятости входит, во-первых, оказание
посреднических услуг при трудоустройстве
безработных и лиц, желающих переменить
работу, во-вторых, изучение спроса и предложения
рабочей силы, в-третьих, предоставление
информации о требующихся профессиях,
в-четвертых, профориентация молодежи.
Государственные биржи труда ведут учет
безработных и производят выплату пособий
по безработице. В случае отказа от работы,
предложенной биржей труда, безработный
лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики
в области занятости населения и обеспечения
гражданам соответствующих гарантий в
Российской Федерации на базе действующих
центров по трудоустройству, переобучению
и профориентации населения создана Государственная
служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность
вынуждено незанятого гражданина заявить
об этом. Это один из новых принципов, определяющих
правила поведения гражданина и государства
на рынке труда: не государство выявляет
неработающих, а незанятый гражданин сам
обращается за помощью к государству,
в Государственную службу занятости. Человека
регистрируют как лицо, ищущее работу.
И с этого момента у государства наступает
обязанность в течение 10 календарных дней
предоставить ему подходящую работу. Если
по истечении этого периода предложений
о подходящей работе нет, то он приобретает
статус безработного и начинает получать
государственное пособие.
Государственная служба занятости является
структурой специальных государственных
органов, призванных обеспечить координацию,
решение вопросов занятости населения,
регулировать спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации их профессиональной
подготовки, оказании социальной поддержки
безработным. Услуги предоставляются
службой занятости бесплатно.
1. Анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую силу,
информирование населения и работодателей
о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан,
обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. Для эффективного осуществления этих
задач необходимо комплексное внедрение
автоматизации в процессы управления
занятостью. Она позволяет освободить
персонал от рутинной работы по переработке
информации, оставляет время для разбора
различных вариантов принимаемых решений.
Основным средством автоматизации является
вычислительная техника.
4. Консультация обращающихся в службу
занятости трудящихся и работодателей
о возможностях получения работы и обеспечения
рабочей силой, о требованиях, предъявляемых
к профессиям и работникам;
5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей
работы, а работодателям - в подборе необходимых
работников;
6. Для граждан, потерявших работу и заработок,
подходящей считается работа, соответствующая
их профессиональной подготовке, учитывающая
возраст, трудовой стаж и опыт работы по
прежней специальности, транспортную
доступность нового рабочего места. В
соответствии с законом граждане имеют
право на свободный выбор работы путем
прямого обращения на предприятия, а не
обязательно через службу занятости.
7. Организация профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
граждан в учебных центрах службы занятости
или других учебных заведениях, оказание
помощи в развитии и определении содержания
курсов обучения и переобучения;
8. В настоящее время уровень профессиональной
подготовки занятого населения достаточно
низок. При значительном высвобождении
с предприятий работников потребуется
организация курсов ускоренной их подготовки
и переобучения по краткосрочной программе.
Служба занятости и соответствующие органы
по подготовке кадров, исходя из потребностей
административно-
9. Оказание услуг в профессиональной ориентации
и трудоустройстве высвобождаемым работникам
и другим категориям населения. В связи
с этим необходима разработка новой концепции
развития системы профориентации. Профориентационные
услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию.
10. Регистрация безработных и оказание
им в пределах своей компетенции помощи.
11. В законе определен статус безработного,
которым является вынуждено незанятый
человек, по отношению к которому государство
не смогло выполнить своих обязательств,
то есть не предоставило работы. Однако
не всякий незанятый человек, желающий
работать, получает статус безработного
и может рассчитывать на социальную помощь
или поддержку государства. Для этого
требуется соблюдать два условия. Во-первых,
гражданин должен быть трудоспособного
возраста и обладать способностью к систематической
работе по какой-либо профессии. Если профессии
нет, то он обязан принять предложение
службы занятости о предварительной профессиональной
подготовке. Во-вторых, необходима его
готовность трудиться, то есть желание
и обязанность принять предложение о подходящей
работе.
12. Оплата стоимости профессиональной
подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство
которых требует получение новой профессии,
установление им на весь период обучения
стипендии;
13. Выдача в установленном законе порядке
гражданам пособия по безработице и приостановление
выплаты этих пособий;
14. Подготовка предложений и заключений
об использовании труда иностранных рабочих,
привлекаемых в РФ на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
15. Разработка республиканских и региональных
программ занятости, включая финансовое
обеспечение и мероприятия по социальной
защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной
службы занятости значительно расширились
по сравнению с функциями ранее действовавшей
системы трудоустройства населения.
Наиболее актуальные вопросы минимизации
уровня безработицы рассматриваются при
разработке концепции действий на российском
рынке труда с 2007 по 2010 год
специалистами департамента трудовых
отношений Минздравсоцразвития России.
Этот документ обсуждался на заседании
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Разрабатываемая концепция включает в
себя варианты решения наиболее важных
проблем на рынке труда.
Первая из них
– дисбаланс спроса на рабочую силу. Так
как структура профобразования смещена в
сторону высшей школы, хотя рынок нуждается
в большем количестве квалифицированных
рабочих и специалистов со среднетехническим
образованием. Концепция предлагает ежегодно
формировать государственные заказы,
финансируя за счет бюджета подготовку
определенного количества специалистов
нужных профессий. По словам министра
образования и науки РФ Андрея Фурсенко,
количество бюджетных мест в вузах будет
сокращаться за счет невостребованных
специальностей.
Что касается платных учебных заведений,
то им предлагается напрямую сотрудничать
с работодателями. "Пусть бизнес сам
"заказывает" нужные кадры, - считает
глава департамента трудовых отношений.
- Такая система успешно применяется за
рубежом"[12].
Вторая проблема
- крайне неравномерная "география"
распределения трудовых ресурсов. По данным
статистики, 28,4 процента всех трудоспособных
россиян живут и работают в Центральном
федеральном округе. Только в 2004 году в
Москву и область перебрались более 80,9
тысячи человек. В то же время районам
Сибири и Дальнего Востока "прощай"
сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте
концепции большое внимание уделено привлечению
трудовых ресурсов - в основном молодых
людей, только получивших диплом, - в отдаленные
регионы страны, традиционно нуждающиеся
в рабочих руках. "Заманить" туда
работников предлагается через решение
жилищной проблемы - оплачивать им проценты
по ипотечным кредитам - за счет государства,
гасить часть суммы кредита - за счет работодателя.
А пока молодые люди будут копить на первоначальный
взнос, они будут жить в специально построенных
комфортных общежитиях.
Третий
важный вопрос
- обеспечение работникам дополнительной
социальной поддержки в случае увольнения.
Проектом предусмотрено появление совершенно
новой для России системы - добровольного
социального страхования на случай потери
работы. Страховым случаем при этом может
быть расторжение трудового договора
по причине ликвидации предприятия, сокращения
штата и даже увольнения по собственному
желанию.
Согласно концепции, должно полностью
измениться отношение к пособию по безработице,
механизм выплаты которого должен стимулировать
к активному поиску работы. В поисках дополнительного
резерва рабочих рук авторы концепции
обратили взоры на такие группы безработных,
как выпускники школ, не имеющие профессии,
домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного
возраста и даже матери, воспитывающие
инвалидов. Для них планируется предложить
программы обучения востребованным профессиям.
4 аспект – корректировка
механизма квотирования иностранной рабочей
силы. Предложено учитывать кадровые потребности
работодателей, ликвидировать лишние
административные барьеры при оформлении
иностранной рабочей силы, а в использовании
труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом
режиме, работодателям будут предоставляться
преференции. Проектом планируется создать
перечень приоритетных профессий, по которым
привлечение иностранных работников будет
происходить сверх установленной квоты.
В частности, предлагается приглашать
специалистов востребованных категорий,
обладающих высокой квалификацией.
5 вариант. Данный
подход предлагает отказаться от единой
тарифной сетки и перейти к отраслевым
системам оплаты труда, разрешить региональным
властям устанавливать ставки пособий
по безработице, дать регионам побольше
свободы. Предлагается также установить
федеральный максимум и минимум пособий
и разрешить региональным властям самим
устанавливать ставки пособий.
В рамках данной концепции предусмотрен
ряд мероприятий, способствующих ее реализации:
1. повышение уровня оплаты труда,
2. переход на новые отраслевые системы
оплаты труда в бюджетной сфере,
3. регулирования трудовой миграции,
4. усиление ответственности работодателей
за несоблюдение трудового законодательства,
5. повышение эффективности функционирования
систем пенсионного, социального и медицинского
страхования.
Применение части приведенных способов
минимизации безработицы и рост доверия
безработных к государственным службам
занятости позволили снизить уровень
безработицы в последние три года. Дальнейшее
следование рекомендациям возможное применение
положений разрабатываемой концепции
действий на российском рынке труда на
ближайшие пять лет
специалистами департамента трудовых
отношений Минздравсоцразвития России
будут способствовать дальнейшему падению
уровня безработицы, росту благосостояния
населения, экономическому развитию страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение данного исследования по вопросу
безработицы позволило прийти к следующим
выводам:
Безработица представляет собой сложное
социально-экономическое явление, при
котором часть экономически активного
населения не занята в общественном производстве товаров
и услуг и не может реализовать свои способности
при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением
экономического развития в условиях конкуренции.
Наличие различных видов безработицы
требует минимизации в первую очередь,
циклической, сезонной и структурной безработицы
для поддержания полной занятости населения
и достижения высокого уровня экономического
развития.
Несмотря на разные причины возникновения,
безработица является естественным сопровождением
экономического развития в условиях конкуренции.
Наличие безработицы является неизбежным,
и, более того, необходимым для эффективного
развития экономики государства. Безработица
влечет за собой ряд положительных и негативных
последствий, выступая и как фактор повышения
эффективности труда, и, как фактор снижения
уровня жизни населения.Показатель безработицы
является одним из ключевых показателей
для определения общего состояния экономики,
уровня жизни населения, а также для оценки
эффективности экономической деятельности
государства. При неполном использовании
имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая
система работает, не достигая границ
своих производственных возможностей.
При переходе к капиталистическому развитию
многие промышленные предприятия потерпели
крах, оказавшись неконкурентоспособными.
Официальное признание безработицы в
России произошло в 1991 г., с этого времени
началась регистрация безработного населения.
Динамика безработицы в России, начиная
с 1991 года по настоящий момент, показывает
постепенное снижение ее уровня в последние
несколько лет, что достигается благодаря
государственной политике в области социального
регулирования, в сфере занятости, макроэкономической
политике.
По данным Федеральной службы по труду
и занятости, в конце мая 2007 г. численность
зарегистрированных безработных сократилась
на 217 тыс. человек, или на 12,1% по сравнению
с маем 2006 г.
Несмотря на значительное сокращение
численности безработных, ее уровень еще
достаточно велик. Фактический уровень
безработицы сегодня существенно превышает
ее естественный уровень.
В целях снижения безработицы государство
располагает различными методами, связанными
с разработкой способов переподготовки
безработного населения, социальной поддержкой
безработных, содействием в создании дополнительных
рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня
безработицы в России выступают: повышение
доверия к службам занятости, более равномерное
географическое распределение трудовых
ресурсов, реализация программ поддержки
молодых квалифицированных специалистов,
развитие самозанятости населения, государственное
содействие открытию новых предприятий
и предоставление рабочих мест, информационная
помощь безработным, содействие трудоустройству
безработных с помощью бирж труда, содействие
переподготовке безработного населения
с помощью методов (частично или полностью
за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы
является взаимодействие безработного
населения с Государственной служба занятости,
которая представляет структуру специальных
государственных органов, призванных
обеспечить координацию, решение вопросов
занятости населения, регулировать спрос
и предложение на рабочую силу, содействовать
неработающим гражданам в трудоустройстве,
организации их профессиональной подготовки,
оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов
минимизации безработицы и рост доверия
безработных к государственным службам
занятости позволили снизить уровень
безработицы за последние три года.
Таким образом, предложенные способы снижения
уровня безработицы в России могут способствовать
усилению существующих благоприятных
тенденций приближения к полной занятости
населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреев Б.Д. Безработица
в современной России:- М.:Наука, 2005
2. Иохин В.Я., Экономическая теория: Учебник.-М.:ЮРИСТЬ,
2002.
3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский
А.И., Макроэкономика: Учебник.-М.: Высшее
образование, 2006
4. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой
/ М. ЮНИТИ 2002г.
5. Мелкумян А. Проблемы безработицы. "Экономист"
2005г. №8
6. Жеребин В. Как экономический рост повлияет
на благосостояние россиян //www.demoscope.ru
7. Капелюшников Р.И. Структура российской
рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы
экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru
8. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица"
на российском рынке труда //www.demoscope.ru
9. Малеева О. Тает поток на заводской гудок
"Экономика и жизнь", 10 декабря 2005
года //www.demoscope.ru
10. Cальникова В. Спрятанная безработица.
"Трибуна", 03.08.2007// www.demoscope.ru
11. Соколова М., Ткач А. В России разразился
жестокий кризис на рынке квалифицированных
специалистов «Парламентская газета»,
17 мая 2007 года //www.demoscope.ru
12. В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21
августа 2007 //www.gazeta.ru
13. Федеральная служба государственной
статистики // www.gks.ru.
[1] Капелюшников Р.И. Структура российской
рабочей силы: особенности и динамика
"Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru
[2] Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:
Экономист. 2006г.
[3] Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:
Экономист. 2006г.
[4] В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21
августа 2007 //www.gazeta.ru
[5] Постановление Правительства
РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной
величин пособия по безработице на 2007
год» от 29 декабря 2006 г.
[6] Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица"
на российском рынке труда //www.demoscope.ru
[7] Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица"
на российском рынке труда //www.demoscope.ru
[8] Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците
- БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский
выпуск), 16 февраля 2007 года //www.demoscope.ru
[9] Жеребин В. Как экономический рост повлияет
на благосостояние россиян //www.demoscope.ru
[10] Малеева О. Тает поток на заводской гудок
"Экономика и жизнь", 10 декабря 2005
года //www.demoscope.ru
[11] Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика.
3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 г
[12] Домчева Е. Чем грозит безработице новая
концепция рынка труда. "Российская
газета" - Центральный выпуск №4073 от
23 мая 2006 г. // www.rg.ru
Информация о работе Безработица в России, причины и последствия