Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в любом общественно-экономическом устройстве проблема занятости населения является весьма сложной и болезненной. С общеэкономической точки зрения безработица означает расточительство производственных ресурсов, увеличение расходов на социальные нужды и уменьшение налоговых поступлений. Согласно закону, выведенному известным американским экономистом Артуром Оукеном, превышение фактического уровня безработицы её естественного уровня на один процент приводит к отставанию объёма валового национального продукта на два с половиной процента.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения
1.2 Сущность безработицы и ее основные формы
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ
4. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА В 2006 - 2008 ГОДАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В зависимости от социально-экономического положения в области будут формироваться и другие категории лиц, составляющие рынок труда (уволенные по причине текучести кадров, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, граждане трудоспособного возраста, прибывшие из других регионов, и привлекаемые на территорию области иностранные работники).
По оценке в прогнозируемом периоде сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом работодателей.
Состояние рынка труда будет характеризоваться:
- незначительным увеличением уровня общей и регистрируемой безработицы;
- низкой конкурентоспособностью на рынке труда отдельных социально- демографических групп населения (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидов и др.);
- ростом напряженности на рынке труда, особенно в сельской местности; увеличением численности лиц, уволившихся в связи с выходом на пенсию, так как пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионера получать пенсию в полном объеме;
- сохранением высокого уровня неэффективной занятости, низкой территориальной и профессиональной трудовой мобильности рабочей силы, значительной дифференциацией в сфере занятости городов и районов области [21, С.30].
Исходя из прогноза ожидается, что около 60 процентов граждан будут трудоустраиваться самостоятельно, а 40 процентов станут клиентами органов службы занятости.
Содействие в трудоустройстве ежегодно будет оказано 43-47 тыс. гражданам, или 70,0 процентам от обратившихся.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных на конец 2006-2008 годов может составить 11,5-12,8 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения – 1,6-1,7 процента.
Информация о работе службы занятости Белгородской области в 1992 – 2006 гг. представлена в Приложении 1.
Сложным останется трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Именно эти группы населения, а также значительная часть пенсионеров, лиц, ранее незанятых, нуждающаяся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни, оказывают давление на рынок труда. В прогнозируемом периоде можно ожидать расширения указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве [21, С.31].
Таким образом, возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально – квалификационной структуры приведет к смене тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам органов службы занятости. Исходя из прогноза ситуации на областном рынке труда среднегодовая общая численность безработных в 2006-2008 годах может составить 45,0 – 50,0 тыс. человек, или 6,2 – 6,8 процента к экономически активному населению. В результате чего оценка дисбаланса рынка труда будет согласовываться с общей (реальной) безработицей, определяемой территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области в соответствии с методологией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
Во-первых, государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью имущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости. Как ранее указывалось, Трудовой кодекс ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. Трудоустройство российских граждан за границей осуществляется на основе лицензий, полученных российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации. Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий ВПК государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.
Во-вторых, в 2006-2008 годах на ситуацию на рынке труда будут оказывать такие ключевые проблемы как: сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом; продолжение процессов высвобождения работников связанных структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики области; низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; молодежь, лица предпенсионного возраста; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и других), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам; высокий уровень женской безработицы; увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступивших к трудовой деятельности или не имеющих профессии; деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики; наличие на предприятиях части персонала, не обеспеченного работой или не использующего свой трудовой потенциал; повышение оплаты жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг, которое повлечет снижение доходов наиболее уязвимых категорий населения, что в свою очередь приведет к увеличению ах экономической активности; обострение дефицита по ряду рабочих профессий отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров, снижение мотиваций молодежи к обучению дефицитным рабочим профессиям; большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицы.
В-третьих, возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально – квалификационной структуры приведет к смене тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам органов службы занятости. Исходя из прогноза ситуации на областном рынке труда среднегодовая общая численность безработных в 2006-2008 годах может составить 45,0 – 50,0 тыс. человек, или 6,2 – 6,8 процента к экономически активному населению. В результате чего оценка дисбаланса рынка труда будет согласовываться с общей (реальной) безработицей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов М.А., Александров М.С. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. – 400 с.
2. Албегова И.М., Емцов Р.Г. Государственная экономическая политика. – М.: Дело и сервис, 1998. – 542 с.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П. и др. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.
4. Базылев Н.И., Воробьева Л.В. Экономическая теория: практикум. – Мн., 1997. – 345 с.
5. Белгородоведение: Учебник / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Бел ГУ, 2002. – 410 с.
6. Белгородская область в 2000 году статистический сборник / Под ред. В.Э. Гордина. – Белгород: Госкомстат России, 2001. – 421 с.
7. Белгородская область в цифрах в 2007 г. краткий статистический сборник / Под ред. В.К. Сенчагова. – Белгород: Госкомстат России, 2008. – 193 с.
8. Борисов Н.А. Хрестоматия по экономической теории. – М.: Юристъ, 2000. – 536 с.
9. Вечканов Г.М., Вечканова Г.В. Макроэкономика, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 167 с. (Серия «учебник для вузов»).
10. Видяпин В.И. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – 608 с.
11. Государственное регулирование социально-экономических отношений. / Под ред. Л.Н. Давыденко. – Мн.: Экоперспектива, 1996. – 536 с.
12. Долан Э.Дж. Макроэкономика. – СПб., Проспект. 1994. – 330 с.
13. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – 861 с.
14. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
15. Курс экономической теории: Учебник. / Под. Ред. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. – Киров: «АСА», 2002. – 232 с.
16. Миляков Н.В. Белгородская область – 50 лет. Юбилейный статистический сборник. – Белгород: Белгородский облкомстат, 2004. – 240 с.
17. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Под ред. В.В. Полякова. – М.: КНОРУС, 2005. – 656 с.
18. Никулов А.П. Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края). – Курск: ГУИПП «Курск», 1997. – 576 с.
19. Носов С.С. Экономическая теория: Краткий курс. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 288 с. (Учебное пособие для вузов).
20. Поликорнов В.С. История науки и техники. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 352 с.
21. Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2006 – 2008 годы // Управление ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения. – 80 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – Мн.: Новое знание, 2002. – 687 с. (Экономическое образование).
23. Сакс Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Проспект, 1996. – 468 с.
24. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ : ИНФРА∙М, 2003. – 425 с. (Серия «Профессиональное образование»).
25. Стерликов Ф.Ф. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 608 с.
26. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика. – М.: ИНФРА·М, 1996. – 624 с.
27. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория». / Под ред. Н.А. Булатова. – М.: БЕК, 1999. – 816 с.
28. Экономика: Учебник / Под ред. А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2007. – 840 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация о работе службы занятости в 1992 – 2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Информация о социальном составе безработных граждан на 01.01.2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные принципы государственной политики в области занятости
45
[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2007. – С. 521
[2] С3 РФ. 2003. - № 2. – Ст. 160
[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2007. – С. 523
[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2007. – С. 525
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 714
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 716
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 717
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 724
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 726
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 728
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 730
[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 732
[1] Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2006 – 2008 годы // Управление ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения. – С. 27
[1] Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2006 – 2008 годы // Управление ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения. – С. 29