Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Цель, к которой необходимо стремиться - полная занятость. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы экономического понятия безработица………. 6
2. Анализ безработицы в России…………………………………………. 19
3. Пути снижения безработицы и роль государства в стимулировании занятости……………………………………………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы……………………………………... 35
Положительные:
2.
Анализ безработицы
в России
Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Однако существовавший в то время рынок труда был своего рода квазирынком – порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне.
Главное отличие нашего рынка труда – это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников.
Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.
Первая группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.
Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.
Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
Общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2005 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной.
Что касается численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), то здесь мы видим колебания. В связи с кризисом, численность официальных безработных в 1995 году увеличилась в 4 раза по сравнению с 1992 годом. Это породило крайне сложную социально-экономическую ситуацию в экономике страны. Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Спад с 1991 по конец 1995 г. составил 35% при снижении занятости на 10%.
Увеличившись в 1996 году еще на 179 тыс. человек безработица стала сокращаться, и этот процесс продлился достаточно долгий период времени с 1996 года до конца 2000 года. Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и имела тенденции к росту.
Ипотечный кризис subprime на ипотечном рынке США в 2007 и 2008 году, стал толчком к началу мирового финансового кризиса. Высокие цены на нефть и как следствие, снижение спроса на определенные товары (например, автомобили). После падение потребительского спроса последовало сокращение производства и рост безработицы во многих экономиках мира. Рекордные цены на нефть достигнув своего максимума после резко пошли вниз и упали больше, чем в 3 раза. Это резкое изменение цены на энергоносители стало одним из основных причин мирового финансового кризиса 2008 года.
Перепроизводство и
С начала кризиса уровень безработицы в России неумолимо растет. Высокие темпы роста привели к тому, что безработица в России превысила аналогичный показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса. По официальным данным темпы роста безработицы в 2009 году снизились, а летом рост безработицы и вовсе прекратился. Отметим, рост прекратился, однако уровень сохраняется, несмотря на усилия правительства РФ по созданию новых рабочих мест, а также несмотря на летний сезон, который всегда характиризуется усилением активности в строительной отрасли и промышленности.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда. По состоянию на начало лета 2009 года безработица по разным оценкам составила от 9% до 10,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на май 2009 года уровень безработицы был равен 8,5%, что гораздо ниже данных безработицы, полученных методом социального обследования, опросов населения и предприятий.
Жесткое трудовое законодательство в России в отношении работодателей привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Напомним, что по действующему в 2009 году трудовом кодексу при сокращении штата и увольнении работников, работодатель вынужден выплатить двухмесячную заработную плату увольняемому работнику. Поэтому работодатели всяческими способами вынуждают работников увольняться самим по собственному желанию, чтобы не попасть под действие вышеупомянутой статьи в трудовом кодексе РФ. Основным методом воздействия на неключевых сотрудников является перевод их на неполную рабочую неделю и вывод в вынужденные бессрочные отпуска. Таким образом, снижается фактическая средняя заработная плата работника за 12 месяцев, что позволяет в дальнейшем сократить штат с меньшими издержками. Численность людей, работавших неполное рабочее время на июнь 2009 года составляет около 9% по официальным данным. Реально же эта цифры гораздо больше. Вторым методом сокращения издержек по заработной плате становится уже забытый метод выплаты "серой" зарплаты. Но все же он является противозаконным, поэтому работодатели больше прибегают к методам, ведущим к росту скрытой безработицы.
В 2010 году число безработных, по прогнозу Минэкономразвития (МЭР), снизится в среднем за год до 6,3 миллиона человек, а уровень безработицы - до 8,6 процента, в 2011 году - до 6 миллионов человек и 8,2 процента, а в 2012 году - до 5,6 миллиона человек и 7,7 процента.
Что касается официальной безработицы, то по данным МЭР, она тоже будет снижаться и в 2010 году она составит 2,2 миллиона человек, в 2011 году - 2,1 миллиона человек, в 2012 году - 2 миллиона человек.
Сейчас, по информации Росстата, общий уровень безработицы в России составляет 6,1 миллиона человек или 8,1 процента от экономически активного населения. Максимальным показатель был зафиксирован в феврале этого года - 7,1 миллиона человек. Официально зарегистрированных безработных в настоящее время насчитывается в России 2 миллиона 74 тысячи.
С более менее оптимистичными прогнозами по безработице на следующий год соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям представители и правительства, и профсоюзов, и работодателей в один голос заявили - резких всплесков безработицы не ожидается, возможны лишь сезонные колебания.
Большинство экспертов склонны относить
стабилизацию на рынке труда на счет антикризисных
программ занятости. В 2009 году на них было
израсходовано 37 миллиардов рублей, в
2010 году потратят более 36 миллиардов.
3.
Пути снижения безработицы
и роль государства
в стимулировании занятости
Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
— разработка
концепции обеспечения
— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
— ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
— становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
— целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ [11].
Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный. Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
-повышение доли отчислений в
фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку
предприятий;
-использование страховых