Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
    раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
    проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
    раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
    провести исследования основных возможностей обеспечения занятости  населения в нашей стране.
Введение           3
 
1. Теоретические аспекты  функционирования рынка труда  и 
безработица          5
1.1 Понятие и сущность  безработицы и занятости    5
1.4. Причины безработицы,  ее виды и измерение    15
 
2. Современные проблемы  занятости и безработица на российском рынке
труда            22
2.1 Анализ рынка труда   основных городов и в целом  по России  22
2.2 Рынок труда в  РФ и потребность российских  предприятий в иностранных работниках           25
2.3. Пути регулирования  безработицы и занятости в РФ   27
 
Заключение          34
Литература           36
Приложение
Экономически активное население  | 
  В том числе  | |||||||
млн. чел.  | 
  в % к соответст вующему периоду предыдущего года  | 
  занятые  | 
  безработные  | 
  безработные, зарегистрированные в службах занятости  | ||||
млн.человек  | 
  в % к соответст вующему периоду предыдущего года  | 
  млн.человек  | 
  в % к соответст вующему периоду предыдущего года  | 
  млн. человек  | 
  в % к соответст вующему периоду предыдущего года  | |||
2002г.  | ||||||||
январь  | 
  72,6  | 
  99,7  | 
  65,3  | 
  98,6  | 
  7,3  | 
  109,8  | 
  2,5  | 
  104,0  | 
февраль  | 
  72,6  | 
  99,6  | 
  65,1  | 
  98,3  | 
  7,5  | 
  111,6  | 
  2,6  | 
  99,5  | 
март  | 
  72,7  | 
  99,7  | 
  65,1  | 
  98,3  | 
  7,6  | 
  113,2  | 
  2,5  | 
  95,3  | 
апрель  | 
  72,7  | 
  99,6  | 
  64,9  | 
  98,2  | 
  7,8  | 
  112,1  | 
  2,5  | 
  91,1  | 
май  | 
  72,7  | 
  99,6  | 
  64,8  | 
  98,2  | 
  7,9  | 
  113,0  | 
  2,4  | 
  89,5  | 
июнь  | 
  72,7  | 
  99,6  | 
  64,8  | 
  98,2  | 
  7,9  | 
  112,5  | 
  2,3  | 
  88,3  | 
июль  | 
  72,7  | 
  99,5  | 
  64,8  | 
  98,2  | 
  7,9  | 
  111,8  | 
  2,2  | 
  86,7  | 
2003г.  | ||||||||
январь  | 
  72,7  | 
  100,1  | 
  64,5  | 
  98,8  | 
  8,2  | 
  112,5  | 
  2,0  | 
  78,3  | 
февраль  | 
  72,6  | 
  100,0  | 
  64,3  | 
  98,8  | 
  8,3  | 
  110,8  | 
  2,0  | 
  77,7  | 
март  | 
  72,6  | 
  99,9  | 
  64,3  | 
  98,8  | 
  8,3  | 
  109,2  | 
  2,0  | 
  76,9  | 
апрель  | 
  72,7  | 
  100,0  | 
  64,3  | 
  99,1  | 
  8,4  | 
  108,0  | 
  1,9  | 
  76,8  | 
май  | 
  72,7  | 
  100,0  | 
  64,4  | 
  99,4  | 
  8,3  | 
  105,3  | 
  1,9  | 
  77,4  | 
июнь  | 
  72,7  | 
  100,0  | 
  64,4  | 
  99,4  | 
  8,3  | 
  105,3  | 
  1,8  | 
  77,9  | 
июль  | 
  72,7  | 
  100,0  | 
  64,4  | 
  99,4  | 
  8,3  | 
  105,8  | 
  1,8  | 
  79,8  | 
К началу 2004 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.
 
2.2 Рынок труда в РФ и 
Одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
 Несмотря на рост 
масштабов безработицы 
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального 
распределения свободных 
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и ее регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.
 
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В связи с этим, нового 
осмысления потребовало такое 
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования 
экономики России показал, что наряду 
со свойственными мировой 
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
 Речь идет об 
увеличении скрытой 
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана 
Государственная программа 
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство 
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.
Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.