Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и
безработица 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.4. Причины безработицы, ее виды и измерение 15
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке
труда 22
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России 22
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках 25
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 34
Литература 36
Приложение
Экономически активное население |
В том числе | |||||||
млн. чел. |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года |
занятые |
безработные |
безработные, зарегистрированные в службах занятости | ||||
млн.человек |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года |
млн.человек |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года |
млн. человек |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года | |||
2002г. | ||||||||
январь |
72,6 |
99,7 |
65,3 |
98,6 |
7,3 |
109,8 |
2,5 |
104,0 |
февраль |
72,6 |
99,6 |
65,1 |
98,3 |
7,5 |
111,6 |
2,6 |
99,5 |
март |
72,7 |
99,7 |
65,1 |
98,3 |
7,6 |
113,2 |
2,5 |
95,3 |
апрель |
72,7 |
99,6 |
64,9 |
98,2 |
7,8 |
112,1 |
2,5 |
91,1 |
май |
72,7 |
99,6 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
113,0 |
2,4 |
89,5 |
июнь |
72,7 |
99,6 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
112,5 |
2,3 |
88,3 |
июль |
72,7 |
99,5 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
111,8 |
2,2 |
86,7 |
2003г. | ||||||||
январь |
72,7 |
100,1 |
64,5 |
98,8 |
8,2 |
112,5 |
2,0 |
78,3 |
февраль |
72,6 |
100,0 |
64,3 |
98,8 |
8,3 |
110,8 |
2,0 |
77,7 |
март |
72,6 |
99,9 |
64,3 |
98,8 |
8,3 |
109,2 |
2,0 |
76,9 |
апрель |
72,7 |
100,0 |
64,3 |
99,1 |
8,4 |
108,0 |
1,9 |
76,8 |
май |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,3 |
1,9 |
77,4 |
июнь |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,3 |
1,8 |
77,9 |
июль |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,8 |
1,8 |
79,8 |
К началу 2004 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.
2.2 Рынок труда в РФ и
Одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
Несмотря на рост
масштабов безработицы
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального
распределения свободных
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и ее регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В связи с этим, нового
осмысления потребовало такое
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования
экономики России показал, что наряду
со свойственными мировой
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об
увеличении скрытой
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана
Государственная программа
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.
Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.