Безработица и ее особенности в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Занятость и безработица являются одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость - не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 81.26 Кб (Скачать)

Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность  развития рыночного хозяйства, что  делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало  после Маркса устойчивой традицией  в экономической теории. Если экономика  развивается циклически, когда подъемы  и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение  рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Из числа западных теорий безработицы, причин ее возникновения  и путей преодоления широкое  распространение получила теория Дж.М. Кейнса, которая в полном объеме изложена в его книге «Общая теория занятости, процента и денег». Решающей причиной безработицы, по Кейнсу, выступает  недостаточный объем «эффективного  спроса». Только он вызывает увеличение объема производства и благосостояние нации. Недостаток эффективного спроса ведет к недогрузке производственных мощностей, низким темпам роста производства, кризисным явлениям и безработице.

Заключение, к которому пришел Кейнс в результате своего анализа, состоит в том, что современное  ему общество, т.е. рыночное капиталистическое  хозяйство, не имеет механизма автоматического  восстановления равновесия в экономике. Поэтому необходимо государственное  регулирование экономики, обеспечение  государством должного объема эффективного спроса.

Государство должно воздействовать на общую величину спроса. Расширяя объем спроса, оно способствует уменьшению безработицы.

Впервые в экономической  науке он обосновал необходимость  и определил основные направления  регулирования рыночного капиталистического хозяйства, которые сохраняют свое значение и теперь. Дж. М. Кейнс определил  и механизм этого регулирования. Государство имеет в своем  распоряжении кредитно-денежную политику и дискретную фискальную политику; оно может и должно играть определенную роль в стабилизации экономики.

Кейнсианцы считают, что  кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь связей, что  она не воздействует должным образом  на инвестиции и это очень ослабляет  или даже устраняет ее влияние. Они  отводят деньгам второстепенное значение и обосновывают решающую роль в регулировании экономики и  занятости фискальной политики. Суть ее в использовании государственного бюджета и налогообложения для  достижения поставленных целей. Чтобы  повысить совокупный спрос и сократить  безработицу, нужна стимулирующая  фискальная политика, предусматривающая  увеличение государственных расходов или снижение налогов, либо использование  того и другого, что приводит к  дефициту государственного бюджета. Государственные  расходы направляются при этом на увеличение эффективного спроса на основе роста социальных выплат и льгот, субсидирования создания новых рабочих  мест, организации общественных работ  и т.д. Снижение налогов стимулирует  предпринимателей к инвестициям  и развитию производства. Если на совокупный спрос слабо влияет личное потребление, то решающая роль принадлежит инвестициям. Кейнсианцы уделяют им очень большое  внимание. Кейнс считал, что инвестиции являются важным средством для обеспечения  приближения к полной занятости  и что именно государство должно брать на себя все большую ответственность  за прямую организацию инвестиций.

Важное значение имеет  разработка Кейнсом проблемы мультипликатора, суть которого в том, что инвестиции, увеличивая занятость в отраслях, куда они направляются, в тоже время  неизбежно оказывают стимулирующее  влияние на другие отрасли, что ведет  к общей совокупной занятости.

Рекомендации Кейнса правительствам увеличить расходы даже путем  дефицита правительственного бюджета, чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие  места, поразившее в то время всех, были использованы американским президентом  Ф. Рузвельтом в его многотрудной работе по выводу страны из глубокого  кризиса.

  1. Что касается безработицы, то Дж.М. Кейнс говорил о трех ее формах притом, что классическая теория, говоря о полной занятости, допускала две: фрикционную и добровольную. Фрикционная безработица – это результат временной потери работы при переходе от одного предприятия к другому. Добровольная безработица связана с отказом самих рабочих от работы в силу низкого вознаграждения или других личных причин. Наличие этих двух форм классики рассматривают как исчерпывающее, что означает полную занятость. Кейнс определяет третью, «вынужденную» форму безработицы, когда совокупное предложение труда работников, готовых работать за существующую заработную плату, превышает существующий спрос на рабочую силу.

Рассматривая проблему занятости  одновременно с позиции интересов  рабочих и предпринимателей, Кейнс  считал, что уровень занятости  устанавливается предпринимателями  под влиянием стремления довести  до максимума их нынешнюю и будущую  прибыль. Конечно, условия максимизации прибыли и увеличения занятости  далеко не тождественны, но устремления  Кейнса были направлены как на сокращения уровня безработицы на основе увеличения эффективного спроса, так и на определение  возможностей использования «нормального»  уровня безработицы для максимизации прибыли.

Кейнсианские программы  успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности  для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а  точнее государственный долг. Последний  беспредельно разрастаться не может, ибо  увеличение долга государства ведет  к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста  товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается.

Кроме того, процесс воспроизводства  поставил новые проблемы, которые  государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы. Что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие  к росту предложения. Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова  «монета»). Концепция монетаристов сводится в основном к следующему.

Рыночное хозяйство обладает высокой степенью устойчивости и  конкурентности, стремиться к стабильности и самоналаживанию. В этой связи  они резко выступают против государственного вмешательства в экономику, считая вмешательство государства основной причиной инфляции, неустойчивости экономического роста. В то же время система свободного рынка способна обеспечить необходимую  макроэкономическую стабильность, и  государственное вмешательство  подрывает эту способность, способствует нестабильности системы. Усиливает  циклические колебания. Отсюда их лозунг «Назад к Смиту», т.е. монетаризм своими корнями уходит в экономическую  теорию классиков.

Монетаристы предлагают в  условиях, когда безработица и  спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить  государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено  уклоняться от социальных программ по поддержанию низкооплачиваемых  и слабо социальнозащищенных  слоев населения, что, безусловно, ведет  к нагнетанию социальной напряженности.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией  идеи эффективного рынка, который сам  себя очищает от отсталого производства, разоряет производителей, продукция  которых не отвечает новейшим требованиям  рынка. Обычно эти функции рынок  выполняет постепенно, но во время  циклического спада производства банкротства  приобретают массовый характер. После  этой суровой операции рынок выдвигает  на авангардные позиции сильных  и адаптивных производителей, которые  наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают  спрос на рабочую силу. Анализ механизма  экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма  Милтону Фридмену сделать вывод  о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих и слабых производителей, должно ускорить процесс  освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных  пропорций, по созданию условий для  нового витка сбалансированного  роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость  дешевого кредита, монетаристы предлагают сделать его дорогим и тем  самым - малодоступным. Поэтому учетную  ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных  производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается  здоровый эффективный рынок –  основа для расширения производства. В этом случае возможен спрос на рабочую силу.

Эффективный рынок снижает  безработицу до естественных пределов.

В современных условиях при  разработке политики занятости в  той или иной стране с развитой рыночной экономкой используются разные теории, а нередко отдельные положения  нескольких теорий. Однако со времени  самого мощного мирового кризиса 30-х  гг. преобладающей теорией стала  кейнсианская, широко использованная президентом США Ф. Рузвельтом при  осуществлении мер для вывода страны из глубокого кризиса и  преодоления массовой безработицы.

Положения кейнсианской теории нашли широкое отражение в  Законе о занятости 1946 г. и Законе о полной занятости и сбалансированном росте 1978 г. Закон 1946 года возложило  на правительство ответственность  за обеспечение занятости, и создал механизм конкретных действий.

В российском законодательстве о занятости ответственность  за занятость на исполнительную власть, к сожалению, не возложена, задачи правительства  в этой области неопределенны.

Монетарные программы  были с успехом использованы правительствами  Р. Рейгана и М. Тэтчер. Однако проведение монетарной политики, осуществляемое Международным валютным фондом в  странах латинской Америки, Восточной  Европы нигде не дало ощутимых положительных  результатов. Сложности этой программы  связаны с сознательным углублением  спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые  может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь  между предприятиями, остро и  быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет, и не может быть в  условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства  может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной  перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает  страну, не закладывая основы будущего подъема.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению  жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует  население на стихийные формы  протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется мс трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда  кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно.

Что касается отказа от государственного регулирования экономики, то полный отказ от него российского правительства  в 1991 г., когда экономика еще на 9/10 была государственной, привело к  разграблению национального богатства, обнищанию основной массы населения  и росту безработицы.

Необходимость государственного регулирования и ценность социально-ориентированной  экономики поддерживается теперь большинством экономистов и политических деятелей; приходит к этому и российское руководство.

Анализ зарубежного опыта  указывает на то, что российская модель регулирования должна носить синтезированный характер. Данная модель должна основываться на сочетании отдельных  элементов организации гибкого  и регулируемого рынков труда, с  постепенным усилением роли активной государственной политики по мере стабилизации и оживления экономики.

Государственное регулирование  рынка труда представляет собой  необходимое условие его развития. По сравнению с другими рыночными  механизмами, рынок труда является наиболее регулируемым элементом, даже в условиях максимального ограничения  вмешательства государства в  эту сферу. И, следовательно, снижение безработицы до минимального, социально-допустимого  уровня и достижение высокого уровня занятости является важнейшей и  первоочередной задачей большинства  стран с развитой рыночной экономикой.

 

 

2 Политика занятости  населения в Российской Федерации

2.1 Приоритетные направления  государственного регулирования  занятости и снижения безработицы  населения РФ на современном  этапе.

Россия, будучи интегрированной  в мировую экономику, не могла  не испытать на себе влияния мирового финансово-экономического кризиса, который  во многом определяет ситуацию в сфере  труда и занятости.  16 января 2009 года Федеральной службой по труду  и занятости был открыт информационный портал «Работа в России», который  объединил в себе официальную  информацию 82 региональных служб занятости  и более 2 тыс. центров занятости  населения.  Центральное место  в системе антикризисных мер  в сфере занятости населения  заняли мероприятия по реализации в  субъектах РФ региональных программ, принятых в соответствии с положениями  постановления Правительства РФ №1089. Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке  труда были разработаны во всех субъектах  РФ. Основную долю участников региональных программ (68 %) составляют работники  предприятий, которые находятся  под угрозой массовых увольнений. Менее значительные доли участников программ составили безработные  граждане (20 %) и ранее не занятые  и ищущие работу граждане (12 %). Структура  участников региональных программ по целевым группам представлена на рисунке 2. Фактически, во всех субъектах  РФ, в период активной реализации дополнительных мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло  снижение как численности зарегистрированных безработных граждан, так и коэффициента напряженности на рынке труда. На целом ряде предприятий (в том  числе и системообразующих), благодаря  реализации региональных программ удалось  сдержать массовые увольнения персонала, сократить неполную занятость, не допустить  социального напряжения.

Информация о работе Безработица и ее особенности в России на современном этапе