Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономического развития и безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.

Как экономическое явление инфляция существует уже долгое время. Ее появление связывают чуть ли не с появлением денег, с которыми она тесно связана. Несмотря на столь немалый возраст, инфляция остается во многом еще не до конца раскрытым экономическим показателем. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, в том числе в России.

Оглавление

Введение
Инфляция, ее сущность и виды
Причины инфляции
Типы инфляции
Антиинфляционная политика
Инструменты борьбы с инфляцией
Анализ антиинфляционной политики в России
История инфляции в России
Борьба с инфляционными процессами в России
Антиинфляционная политика России в 2011 году
Пути совершенствования антиинфляционной политики
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.36 Кб (Скачать)

При этом перелома в сторону  снижения темпов роста цен удалось  «добиться», прежде всего, за счет снижения потребительского спроса и сокращения притока капитала, что само по себе является негативным фактором для экономики.

Антиинфляционная политика после 2009 года базируется на трех китах: снижении ставки рефинансирования, выделении льготных банковских кредитов предпринимателям и регулировании цен на медикаменты и продукты питания. Сегодня к этим мерам прибавились также регулирование темпов прироста денежной массы, зерновые интервенции, снижение госрасходов и изымание ликвидности.

Антиинфляционная  политика России в 2011 году

Давайте рассмотрим подробнее  инфляционные процессы и антиинфляционную политику государства на 2011 год.

Прогноз Bank of America - Merrill Lynch на 2011г. составляет 8%-9%. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2011 год составляет 9.4%. Прогноз Минфина РФ: 6.5-7.5%.

Причины инфляции в 2011 году

  • рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
  • рост цен на сахар (на мировом рынке);
  • рост цен на говядину и свинину;
  • рост цен на продукты (гречка, картофель);
  • рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
  • увеличение бюджетных расходов;
  • рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
  • низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
  • высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
  • сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста  оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.

Государственная проверка выявила  также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11.5%.

Антиинфляционные  меры государства в 2011 году.

  1. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
  3. для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
  4. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10. расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  11. прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  12. повышение ставки рефинансирования
  13. сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  14. сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам);принятие трех антимонопольных проекта, в которых уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции и возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.

Причины снижения инфляции в 2011 году

  • низкий потребительский спрос;
  • укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);
  • стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (II-III кварталы);
  • замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке;
  • рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции;
  • снижение монетарного давления;
  • сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.

В 2011 году подавление роста  потребительских цен достигалось  в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

Пути совершенствования антиинфляционной политики

Российские лидеры всегда уделяли особое внимание борьбе с  инфляцией. Рост цен всегда волнует население, хотя он и не является основным показателем экономической стабильности. Премьер-министр Владимир Путин на встрече с представителями «Единой России» в сентябре упомянул, что инфляция по итогам года может составить 8%, но сразу после этого Минэкономразвития подтвердило предыдущий прогноз на уровне 6,5-7,5%. Эксперты сходятся во мнении, что достигнуть такого уровня России будет очень сложно, но руководство страны пока уверено в своем прогнозе. «Я считаю, что будет чуть-чуть меньше 7%», отметил заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев на банковском форуме в Черногории. Он напомнил, что, по прогнозу ЦБ, за первые три квартала инфляция не должна выйти за рамки 5,5%.

Снижение инфляции в России до 3-4% в ближайшие годы маловероятно, отмечает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, добавляя, что политику по ее сдерживанию вести нужно, но с учетом всех текущих факторов.

В ближайшее время планируется  вести несколько путей совершенствования антиинфляционной политики государства:

  1. снижение ставок таможенных пошлин;
  2. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  3. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  4. ужесточение контроля над ценами;
  5. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  6. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);
  7. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  8. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  9. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  10. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  11. перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

 

 

Заключение

Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.

Для эффективного регулирования  инфляции требуются согласованные  действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей.

Таким образом, инфляция в  России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.

 

Список литературы

  1. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
  2. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
  3. http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.
  4. http://www.rg.ru – Российская газета.
  5. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000 г.
  6. www.realtypress.ru/article/article_412.html

 

 

Приложения


Информация о работе Антиинфляционная политика