Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:54, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
Введение
Глава 1 Антиинфляционная политика государства и ее эффективность
1.1 Основные подходы к формированию антиинфляционной политики
1.2 Виды антиинфляционной политики
1.3 цели и Инструменты борьбы с инфляцией
2. Анализ антиинфляционной политики в России
2.1 История развития и регулирования российской инфляции
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики
Заключение.
Q - физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.
Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.
Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:
1. Теория адаптивных ожиданий.
Наиболее упрощенный вариант
теории адаптивных ожиданий
2. Теория рациональных
ожиданий. Основным положением этой
теории является идея о том,
что рынки товаров и факторов
производства
Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.
Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».
Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты -- договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. -- должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.
«Валютный коридор» является
способом принудительного ограничения
курса доллара с целью
На основе различных теорий возникли два основных вари-анта антиинфляционных стабилизационных программ -- ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная -- факторов неденежного характера инфляции издержек.
Ортодоксальная программа
предусматривает максимально
Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.
2.3.
Россия <#"179" src="doc_zip1.jpg" />
Рис. 2.1.Темпы прироста основных денежных агрегатов, %
Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
) ортодоксальные программы
финансовой стабилизации, приоритетами
которых являются ликвидация
бюджетного дефицита и
) гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).
Негативные социально-
Составляющие антиинфляционной стратегии:
. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
. долгосрочная денежная
политика (введение жестких лимитов
на ежегодные приросты
. сокращение бюджетного
дефицита (увеличение налогов или
уменьшение расходов
Антиинфляционная тактика
должна быть направлена на увеличение
предложения товаров без
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части - адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.
3.
Анализ антиинфляционной политики в России.
3.1
История развития и регулирования российской
инфляции.
Множество причин инфляции отмечается
практически во всех странах. Однако комбинация
различных факторов этого процесса зависит
от конкретных экономических условий.
Так, сразу после второй мировой войны
в Западной Европе инфляция была связана
с острейшим дефицитом многих товаров.
Экономика современной России реально
столкнулась с инфляционными проблемами
в начале 90-х годов, в период экономической
трансформации от централизованно-планируемой
к рыночной экономике. Для России важнейшей
причиной инфляции в 90-е можно считать
уникальную диспропорциональность в экономике,
возникшую как следствие командно-административной
системы. Система планового ценообразования,
означающая централизованное установление
государственных фиксированных цен на
большинство видов продукции и услуг, являлась
неотъемлемой частью планового хозяйства.
Цены, построенные по затратному принципу
и неподвижные в течение нескольких лет,
не могли служить индикатором соотношения
спроса и предложения на продукт, не могли
показывать производителю динамику потребительских
предпочтений.
Цена подобной экономической политики
- подавленная инфляция, которая проявляется
в виде низкого качества товаров, вечном
дефиците и в виде очередей.
Переход к рыночному механизму хозяйства,
где спрос определяет через уровень цены
размеры производства, потребовал реформировать
всю систему цен. Реформа цен в России
являлась одной из задач правительственной
программы 1991 года. Цены производителей
были скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем
цены возросли на 60%. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной
платы. В результате в 1991 г. розничные цены
выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности
на 236%. При этом объем производства снизился
на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.
Результат этого, стало разбалансирование
товарного рынка и развитие тотального
дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный
дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии.
Образовался огромный денежный навес,
готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.
Политический кризис 1991 г. еще более осложнил
ситуацию и привел к отказу от концепции
постепенной реформы. 2 января 1992г. было
отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских
цен. Исключение составили товары первой
необходимости. Однако, оставаясь под
контролем государства, эти цены возросли
в 3-5 раз. Практически на все остальные
потребительские товары цены были отпущены
в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты
цены на нефть. Снятие контроля над ценами
сопровождалось либерализацией внешнеторговых
операций и обменного курса рубля. Начиная
реформировать экономику, правительство
полагало, что освобождение цен на большинство
товаров при ограничении в денежно-кредитной
сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать
бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической
деятельности приведет к насыщению внутреннего
рынка и снижению взлетевших цен. До 1992
г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной
политики не проводилось. Сложность ситуации
заключалась в том, что антиинфляционную
политику в России нельзя было свести
лишь к косвенным экономическим рычагам.
Нарушение пропорций в народном хозяйстве
можно было устранить при помощи структурной
политики государства и прямыми административными
методами, которые необходимо было дополнить
мерами, которые ограничивают денежную
массу, устраняют дефицит госбюджета,
стабилизируют курс национальной валюты,
а также созданием для усиления конкуренции
в экономике.
В 1992 году экономическая реформа в России
стала делать первые шаги. В основу экономической
программы правительства года была положена
монетаристская концепция борьбы с инфляцией.
Правительство России начало проводить
финансовую политику, основанную на либерализации
цен и внешнеэкономической деятельности,
внутренней конвертируемости и стабилизации
обменного курса рубля за счет валютных
резервов. Однако под угрозой нарастания
платежного кризиса жесткая финансовая
политика сменилась инфляционным кредитованием
предприятий.
Либерализация цен создала условия для
реагирования на наличный спрос повышением
цен. Подавленная инфляция превратилась
в открытую. Пик инфляции в России пришелся
на 1992 год, когда цены за год выросли в
среднем на 2508%. Гиперинфляция потребовала
денежные знаки более высокого достоинства
для обеспечения роста цен необходимой
денежной массой. В 1993 году в оборот были
введены новые банкноты достоинством
5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении
на 844%, и по этому показателю в то время
Россия среди других стран мира уступала
лишь Бразилии (2830%). [5]Рост курса доллара
то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался
почти до нуля. Одной из самых доходных
финансовых операций стала спекуляция
на валютном рынке. К осени покупательная
способность доллара снизилась до предела
(его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность
экспорта стала критически низкой, усилилось
вытеснение отечественных товаров импортными.
В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный
рост потребительских цен, который в годовом
исчислении составил соответственно 215,0
и 131,3%. Фактически в этот период Россия
переживала стагфляцию –
сочетание экономического спада (стагнации
с высоким уровнем инфляции). В 1995 году
в России проводилась очень жесткая бюджетная
политика. На период 1995-1998 г.г. ключевой
целью антиинфляционной политики стало
снижение инфляции до уровня, не препятствующего
росту инвестиционной активности, т.е.
до 35-40% в год. Для решения этих был осуществлен
следующий комплекс мер, направленных
на сдерживание и регулирование всех трех
компонентов инфляции: спроса, издержек
и ожиданий.
· Регулярная установка ориентиров ("коридор")
инфляции денежной массы.
· Введение прямых ограничительных мер,
направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
·
·
· Политика стабилизации реального валютного
курса, сохранение "валютного коридора".
Конечной целью было сокращение инфляции
до социально-безопасного уровня: 1-2% в
месяц. Для решения этой задачи необходимо
было проведение радикального сокращения
инфляционного потенциала экономики,
изменение ценовых пропорций, структурных
сдвигов и пользу отраслей инвестиционного
и потребительского комплексов. Благодаря
введению валютного коридора и других
мер по укреплению национальной валюты
в 1996 году правительству удалось снизить
уровень инфляции до 21.9%, и в 1997 г. до 11%.
Введение валютного коридора снизило
инфляционные ожидания. Резко сократился
рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился
относительно высокий рост потребительских
цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более
высокий рост оптовых цен по сравнению
с розничными ценами в первом полугодии. В
дальнейшем правительство планировало
уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998,
до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим
планам помешал финансовый кризис, который
разразился в августе 1998 года и привел
к новому витку роста потребительских
цен. Уровень инфляции в этом году составил
84,4%.[6]
Причина краха была в том, что политика,
направленная на преодоление инфляции
лишь с помощью финансовых рычагов, тратя
основные средства на поддержание стабильного
курса рубля, определяя его показателем
стабильного развития экономики, невозможна
без мер по развитию и поддержанию промышленности,
производства, сельского хозяйства, что
вели бы к реальному увеличению доходной
части бюджета. Стабилизировать курс рубля
приходилось за счет значительных трат
центральным банком на поддержание валютного
коридора. Недостаток золотовалютных
средств компенсировался займами в виде
государственных краткосрочных бумаг
и международных кредитов. С учетом поступлений
от них строились бюджеты. В итоге возник
огромный государственный долг. Государство
стало неспособным выплатить по внутренним
долгам. Немаловажная причина была в общем
мировом кризисе и мировом падении цен
на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара
на рынке страны, в связи с его ростом,
привела к резкому скачку цен. Россия в
своем экономическом развитии была отброшена
на годы назад.
В бюджете РФ на 1999 год рост потребительских
цен прогнозировался уже на уровне 30%.
В реальности по официальным данным, уровень
инфляции в России составил 36 %. С 2000 по
2004 год с проведением последовательной
политики по сдерживанию роста цен данный
показатель уменьшился за указанный период
с 20,2 до 10,0%.[7] Повышение норм обязательных
резервов для банков снизило объем денег
в экономике. Требование обеспечения рублевых
резервов для валютных активов привело
к увеличению продажи валюты, что стабилизировало
рубль и повысило предложение рублевых
средств. В 2005 г. правительство прогнозировало
уровень инфляции в 9%, однако удержать
данный показатель в прогнозных рамках
не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный
уровень инфляции составил 9%. [8]
Доктор экономических наук М.Ю. Малкина
обнаруживает «закономерность инфляционного
процесса в России – его цикличность,
имеющая естественное происхождение и
никаким образом не связанная с цикличностью
денежно-кредитного регулирования».[9] М.Ю.
Малкина выделяет три случая усиления
инфляционного процесса. Взрыв 1992-1993 г.;
инфляционный процесс, инициированный
кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов
инфляции на рубеже 2004-2005 г. Все три случая
усиления инфляционного процесса связаны
с предшествующим накоплением дисбаланса
в той или иной системе. Цикличность инфляционных
процессов в российской экономике (1992,
1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике
действуют свои механизмы накопления
скрытой инфляции, которая достигнув границы
меры, превращается в открытый инфляционный
процесс. В современной России стала преобладать
инфляция, вызванная чрезмерными издержками
(по сравнению с инфляцией спроса). В России
цены растут по разным поводам: изменение
курса рубля к доллару и евро (в любом направлении
вопреки логике), увеличение издержек
производства и обращения, тарифов естественных
монополий и ЖКХ, бюджетной заработной
платы, пенсий, рост мировых цен на топливо,
а также инфляционные ожидания.
3.2 Эффективность
российской антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области организации
денежных отношений позволили развитым
странам выработать достаточно эффективный
механизм воздействия денежно-кредитной
политики над процессами в реальной экономике.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям,
инфляция бывает, весьма различной, хотя
и обозначается одним термином. Инфляционные
процессы не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной
политики, политики расширения денежной
эмиссии или дефицитного регулирования
производства. Рост цен оказывается не
просто следствием «злой воли» и непродуманных
акций государственных чиновников, а неизбежным
результатом глубинных процессов в экономике,
объективным следствием нарастания диспропорций
между спросом и предложением, производством
предметов потребления и средствами производства,
накоплением и потреблением и т.д. В итоге
процесс инфляции (в различных его проявлениях)
носит не случайный, а весьма устойчивый
и практически неизбежный характер.
В развивающихся странах наблюдается
более активное участие государства в
регулировании денежных отношений. Несмотря
на признание России страной с рыночной
экономикой, по сути, она продолжает оставаться
типичным примером экономической системы
с развивающимися рынками. Характерными
особенностями таких систем являются
незавершенность структурных изменений,
неразвитость финансовых рынков, подверженность
угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя
и внешняя среда способствует к накоплению
системных дисбалансов, к которым относится
открытая инфляция. Характерной особенностью
России является устойчивый, достаточно
высокий уровень инфляции, несмотря на
усилия властей. Это свидетельствует о
наличии постоянно действующих факторов,
влияющих на характер денежных отношений,
а также об ограниченности и неэффективности
действующих методов управления этими
отношениями.
История регулирования российской инфляции
обнаруживает несамостоятельность денежно-
В настоящее время доминируют два варианта
антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает
максимальное использование рыночных
регуляторов:
·
·
·
·
2-ой вариант состоит
в более активном вмешательстве государства
в экономические процессы:
·
·
·
· развитие инфраструктуры рынка;
· поддержка жизненно важных отраслей
и производств;
·
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
·
·
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса
и предпринимательства, ослабление таможенных
и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом
и др.) неэффективны, если они не подкреплены
работой по гашению инфляционных ожиданий.
Решение проблемы погашения инфляционных
ожиданий лежит в достижении доверия народа
государственной политике. Для этого правительство:
разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному
регулированию, постоянно информирует
об их выполнении и результатах, добивается
реализации поставленных задач по борьбе
с инфляцией. В результате постоянного
соблюдения правительственных обещаний
в течение продолжительного времени у
населения начинает появляться доверие
к объявляемым очередным правительственным
мерам по обузданию инфляции, срабатывает
так называемый «эффект объявления».
Все меры антиинфляционной стратегии
должны быть подкреплены процессом стабилизации
и развития производства. С этой целью
государство обязательно должно разработать
политику стимулирования передовых научно-технических
разработок, четко определить основные
направления структурной политики, проводить
политику поддержания инвестиционных
вложений.
Одновременное использование стратегических
и тактических мер (увеличение предложения
без изменения спроса и наоборот; разумная
организация приватизации; единовременный
массированный выброс потребительских
товаров на рынок; увеличение процента
по вкладам) в итоге ведут к созданию условий
для достижения и поддержания низких темпов
инфляции, не влияющих на развитие рыночной
экономики.
Информация о работе Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность