Антиинфляционная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

В первой части данной курсовой будет освещён вопрос понятия инфляции и её последствий. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики будут рассмотрены во второй части. В третьей части будут проанализированы причины инфляции в России, а в качестве примера (практикум) будут выдвинуты предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономические последствия инфляции………………………4
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики…………………………………………………………………….11
3. Особенности антиинфляционной политики в России…………………...18
Практикум……………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

экономтеория.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

  Важной  особенностью является то, что цены повышаются неравномерно. Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для отдельных хозяйствующих субъектов многих слоев населения и привлечению к себе другой части субъектов.

    Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, т.к. она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

       Инфляция приводит к искажению важных экономических показателей развития хозяйства и, прежде всего, – процента за кредит и рентабельности производства. При нормальном состоянии экономики и производства величина процента и размер рентабельности производства находятся в определенной зависимости. Ставка процента определяется динамикой рентабельности производства. Инфляционный рост цен приводит к увеличению ставки процента, так как кредитор, чтобы сохранить свои деньги и получить процент по ссуде, вынужден установить ставку процента, превышающую темп роста цен. Повышение ставок процента значительно снижает рентабельность предприятий, что нарушает нормальный ход производства, приводит к его сокращению или даже остановке.

  Повышение ставок процента и колебания рентабельности ведут к дезорганизации производства, подрывая тем самым экономическую жизнь общества. В результате рентабельность производства зависит не от применения в производстве научно-технических достижений и усилий коллектива предприятия, а от динамики цен и зависимой от них величины процента за кредит.

  При высоком уровне инфляции нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, появляется цепь неплатежей, в результате чего значительно ухудшается финансовое состояние предприятий и фирм.

 

  2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.

  Опыт  зарубежных стран показывает, что  полностью избавиться от инфляции невозможно – она стала постоянным спутником  развития экономики − и не нужно (как уже отмечалось выше). Поэтому задача экономистов состоит в том, чтобы инфляция стала управляемой, а её уровень − оптимальным для России, который бы позволял устойчиво развиваться производству.6 Для этого используется ряд денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

  В общем виде все меры антиинфляционной политики представлены в схеме7.

  Схема 1.

  

                   Антиинфляционная политика государства

    

   
Адаптивная  политика   Активная политика
Индексация   Монетарные  рычаги Немонетарные  рычаги

               Схема 67.

 
 
 
 

Адаптивная  политика.

   Адаптивная  антиинфляционная политика представляет собой  комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

   Особой  мерой приспособления к высокой  инфляции служит, прежде всего, индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен.

   Получатели  проиндексированных доходов только на мгновение улучшают свое благосостояние, которое, буквально, в считанные дни съедается очередным витком инфляции. Так порочный круг инфляции закручивается в инфляционную спираль, из которого без решительных мер, в целом, нет выхода.         

   Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; соглашения с предпринимателями профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты; другие формы благотворительной помощи.

   Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер, они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.

   Существует  и другой взгляд на эту проблему: инфляция, как болезнь, преследующая все страны с рыночной экономикой, должна быть подавлена, вылечена. В  этой связи выделяют два основных абсолютно противоположных подхода: кейнсианство и монетаризм.   

     Кейнсианство.

   Основоположником  данной теории является Джон Кейнс. После Великой депрессии он выдвинул свою теорию, где говорилось о том, что рыночная экономика не способна к саморегулированию. Причиной этому является предельная склонность к сбережению и к импорту, который в совокупности составляет недопотребление отечественного продукта.

   Мировой опыт 30-х гг. XIX века показал, что государство не только может, но и должно вмешиваться в экономику страны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные меры для экономики. Кейнсианская теория придаёт главное значение совокупным расходам и их компонентам.

   Кейнсианцы  считают, что экономике изначально присуща нестабильность и поэтому  она нуждается в стабилизации с помощью активной фискальной политики (манипулировании государственным бюджетом для снижения инфляции), являющейся мощным и надёжным стабилизационным средством. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 2: 

Схема 2.

                           Фискальная политика

       Дискреционная                                  Автоматическая

 
 

Стимулирующая       Сдерживающая 

     Рассмотрим дискреционную фискальную  политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: изменение правительственных расходов, или изменение налогов, или сочетание первого и второго:

  • Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика - повышение совокупного спроса в результате увеличения правительственных расходов на товары и услуги, уменьшения чистого объёма налоговых поступлений или некоторого сочетания этих двух факторов. В результате, повысятся расходы, увеличится совокупный спрос, вырастет реальный ВВП.
  • Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией. Она заключается в уменьшении совокупного спроса посредством сокращения государственных расходов, повышения налогов или некоторого сочетания этих двух мер.

     Изменение уровней государственных  расходов и налогов происходят  в определённой степени автоматически.  Использование встроенного стабилизатора (инструмент недискреционной фискальной политики) объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется прямо пропорционально величине ВВП. С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и – поскольку они сокращают расходы – сдерживают экономический подъём. Когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведёт к росту расходов и тем самым смягчает экономический спад. Трансфертные платежи («отрицательные налоги») увеличиваются в периоды спада, сокращаются в периоды экономического роста.

     Недостатки фискальной политики наглядно представлены в таблице 3: Таблица 38.

Проблемы  фискальной политики Характеристика
Разрыв  восприятия. Проходит некоторый  промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.
Административная  разрыв. Задержка в  понимании необходимости фискальных мер и их принятии.
Функциональное  запаздывание Имеет место  временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о  фискальных мерах, и временем, когда  эти меры начнут оказывать воздействие  на уровень цен.
Политические  проблемы. Фискальная  политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
Эффект  вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке Стимулирующая фискальная политика способствует росту  процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, т.о. ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Эффект  чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика увеличивает чистый экспорт. Результат - снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).

   

 К кейнсианским антиинфляционным мерам также относят:

  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. Государственное регулирование цен;
  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
  5. Государственное регулирование валютного курса.
 

    Монетаризм.

      К настоящему времени классическая экономическая теория приобрела современные формы. Одна из них – монетаризм. Сторонники данной теории (Милтон Фридмен) утверждали, что рынок – саморегулирующаяся система и любое вмешательство извне со стороны государства может привести к негативным последствиям.  В то же время они признавали необходимость существования государства в целях сбора налогов.9 По мнению монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику. Оно проводит фискальные мероприятия которые, хотя и диктуются благими намерениями, усиливают ту самую нестабильность, для борьбы с которой предназначены.10

       Монетарная политика базируется  на регулировании количества  денег в обращении как способе  стабилизации экономики. Главную роль здесь занимает денежно-кредитная политика, осуществляемая формально неподконтрольным правительству Центральным Банком.

      Основополагающая цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике сохранить уровень инфляции, обеспечивающий условия экономического роста.

     С целью регулирования денежной массы ЦБ и уполномоченные на то государственные органы используют следующие инструменты11:

  1. Мероприятия на открытом рынке. ЦБ покупает и продаёт государственные ценные бумаги с целью уменьшения денежной массы. ЦБ продаёт ценные бумаги, т.о. деньги изымаются из обращения. В то же время избыточное предложение ценных бумаг уменьшает их цену, процентные ставки по ним растут, растут процентные ставки по всей стране, сокращение выдаваемых кредитов, экономическая и денежная активность сокращается.
  2. Регулирование учётной ставки процента. С целью увеличения денежной массы ЦБ уменьшает процентную ставку, в результате кредит становится «дешёвым», увеличивается количество выдаваемых кредитов, увеличивается скорость обращения денег, цена денег падает, уменьшается валютный курс.
  3. Изменение обязательной нормы резервов (ОНР). С целью уменьшения денежной массы в обращении ЦБ увеличивает ОНР, с целью увеличения – уменьшает.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления