Анализ причин динамики инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:34, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрения сущности инфляции, причин ее порождающих и особенности инфляции в современной экономике России и её анализ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы темы, рассмотреть её основные понятия;
- На основе имеющейся теоретической базы рассчитать основные показатели инфляции и определить её уровень в РФ в настоящее время;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования инфляции.
1. Сущность инфляции и показатели ее количественные оценки…………………………………………………………………….5
2. Причины возникновения инфляции и ее виды………………………………………………………………………11
Глава 2. Особенности динамики инфляции Российской экономике.
2.1 Причина инфляции в России и ее особенности…………………………………………………………………20
2.2 Анализ динамики инфляции в России за 2005-2010гг………………………………………………………………………..25
2.3 Антиинфляционное регулирование Российской экономики…………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………….34
Литература…………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Анализ причин динамики инфляции в России.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    За  первые два месяца 2009 г. инфляция выросла  на 4,1% по сравнению с 3,5% в 2008 г. Помимо традиционной коррекции цен естественных монополий, это обусловлено, во-первых, завершением девальвации рубля, во-вторых, сравнительно высокой потребительской  активностью населения. Рост потребления в условиях сокращения реальных доходов осуществлялся в конце 2008 г. и начале текущего года за счет накоплений населения, в том числе в валюте. Исходя из крайне высокой в течение всего предыдущего года динамики домашних хозяйств, можно считать, что уровень спроса в ближайшее время значительно сократится и замедлит динамику роста цен. Этому будет способствовать не только истощение накоплений населения, но и по-прежнему неблагоприятная ситуация в сфере потребительского кредитования. Согласно нашим расчетам, во II и III кв. 2009 г. инфляция будет снижаться и в целом за год составит около 13,9%, что сопоставимо с уровнем 2008 г. За пределами 2009 г. ожидается существенное замедление инфляции - примерно с 8% в 2010 г. до 6% в 2012 г.

    Необходимо  отметить также значительное изменение  динамики дефлятора ВВП, связанное, главным образом, с резким снижением  экспортных цен и изменением пропорций  экспорта и импорта. По нашим расчетам, дефлятор ВВП снизится с 18,7% в 2008 г. до 5,7% в 2009 г., а в 2010 г. - повысится до 13,4%. В дальнейшем ожидается плавное снижение дефлятора ВВП темпом около 1 проц. п. в год. 
2.3 Антиинфляционное регулирование в Российской экономике.
 

  Основной  целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня. Каждый год Правительство берет на себя обязательства,  прогнозируя инфляцию ниже, чем она есть на самом деле, это увеличивает недоверие граждан к проводимой антикризисной политики государства.

       Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

  В зависимости от целей выделяют два направление такой политики.

  Первое  направление - адаптированная политика, ориентированная на смягчение негативного  влияния высокой инфляции на уровень  жизни населения и ослабления социально-политической напряженностью в обществе.

  Инструментом  такой политики является индексация  заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной,  т.е  практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.

   Индексация  может носить «запаздывающий» характер -   то есть компенсировать уже  происшедшее увеличение уровня  цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» индекс потребительских цен, с которого начинается индексации денежных доходов.

  В некоторых странах индексация носит  упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) - так называемая  «система адаптации к новым условиям». При этом новые станки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

  Международная практика (чаще - в развивающихся  странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения; создание сеч и дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.

  Второе  направление — политика, нацеленная на снижение им высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие.   Концептуальные  основы  такого  регулировании различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории.

   Мы  отметили, что инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия АD > АS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).

   Кейнсианская  концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

   Однако  увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета  влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться  не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило инфляцию),а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.

  Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса: проведение конфискационной денежной ре-фирмы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, шпаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит — и его дефицита.

  Для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего — продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.

  На  фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с другой — создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства.  Тогда появится  возможность стимулировать, рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.

   Значительные  социальные издержки «санирующего»).Монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровни жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее м жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).

  Однако  практика развивающихся стран и  стран с переходной экономикой показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

-развиты  рыночные инфраструктуры;

-обеспечена  взаимосвязь различных рынков (что  позволит восстановить общее  рыночное равновесие);

-высоко  значение мультипликатора инвестиций;

-действует  большое количество производителей, из которых 
-может быть осуществлен отбор сильнейших.

  Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения  дальнейшее его падение вследствие «шоковой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны.

  Альтернативой «шоковой терапии» выступает так  называемая «градуалистская», т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны:

-небольшое,  но регулярно повторяющееся сжатие  денежной 
-массы;

-краткосрочное  замораживание заработной платы  (что не 
-успеет существенно подавить спрос);

- краткосрочное  повышение налогов в целях  увеличения доходов бюджета (что не позволяет предпринимателям в полной мере перенести это на издержки);

-сокращение  государственных расходов в виде  дотаций не 
эффективным производителям.

Наряду  с этим предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование  инвестиций в отрасли ,способные стать “локомотивом” экономики: поддержка отечественных производителе, в том числе с помощью таможенного регулирования, непосредственное участием государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью мер адаптационной политики

При невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики — предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения. Если определяющим механизмом при этом является инфляция спроса, то основные меры связываются с регулированием денежного обращения, а именно:

  регулированием  соотношения  роста денежной  массы  и роста реального ВНП (практика таргетирования определение ограничивающих показателей денежной эмиссии);

регулированием  скорости оборота денег путем  повышения ставки рефинансирования, нормы резервных отчислений, установления «валютного коридора» и ревальвации — повышения курса национальной валюты (для предотвращения «бегства» от дешевых денег). Наряду с этим контролируется и ограничивается бюджетный дефицит.

  В случае, если определяющим механизмом умеренной инфляции становится инфляция издержек, то акцент делается на регулирование цен и доходов, создание конкурентной среды с использованием антимонопольного законодательства. Практикуются и меры таможенного регулирования — снижение ввозных пошлин, в том числе на ввозимое сырье, комплектующие, оборудование.

  Борьба  с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.

  Ортодоксальные  программы финансовой стабилизации опираются на теоретические положения и практические  рекомендации монетаристов. Их приоритеты — ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства. Программы предусматривают максимальное включение рыночных регуляторов путем: либерализации деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках, либерализации цен при ограничении роста заработной платы и поддержания плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты:уменьшения государственной собственности вследствие  приватизации и максимального свертывания хозяйственной активности государства.

  Гетеродоксальные  программы исходят из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек. Наряду с использованием перечисленных мер они предполагают более активное государственное вмешательство: проведение политики “политики 
доходов” (мер по временному замораживанию либо сдерживания роста цен и заработной платы),стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижение налогов, участие государства в формировании рыночной инфраструктуры и поддержание жизненно важных отраслей.

  При успешной проводимой антиинфляционной политики государства  и положительном  оживлении экономики сопровождаются резким замедлением роста инфляции. Так же следует отметить, что благоприятные  внешнеэкономические условия –  рост цен на нефть на мировом рынке, стабильно высокие золотовалютные резервы Банка России обеспечивают возможность обслуживания государственного долга без дополнительных заимствований, создают условия для проведения более активной структурной политики, реформы социальной сферы: в 2009году в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находился уровень безработицы - это сопровождалось замедлением инфляции.

 

Заключение.

  
 

   В результате мною проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

   Из-за использования в денежном обращении  различных заменителей натуральных  денег инфляция была, есть и будет  всегда. Нам надо научиться жить в условиях имеющейся инфляции и разрабатывать цели на ее обуздание.                                                                                         Основное монетарное правило гласит:  государство должно ежегодно увеличивать денежную массу в обращении на прогнозируемы средний рост ВВП (обычно это 3-5% в год для нормальной развивающейся экономики).

Информация о работе Анализ причин динамики инфляции в России