Загрязнение воды и воздуха – проблема современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной катастрофой для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3-4

Загрязнение воздуха:

а) автомобильное……………………………………….…...….4-5

б) промышленное………………………………………...….…5-7

в) смог (фотохимический туман)………………………….…..7-9

Загрязнение воды:

а) в зоне потребления……………………………………………9

б) в черте города……………………………………………..10-12

Заключение………………………………………………...……….12-14

Список использованной литературы…………………………...……15

Файлы: 1 файл

1к. БЖД.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
 

Тема: ЗАГРЯЗНЕНИЕ  ВОДЫ И ВОЗДУХА –

ПРОБЛЕМА  СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. 

2008 год. 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………….3-4

Загрязнение воздуха:

      а) автомобильное……………………………………….…...….4-5

      б) промышленное………………………………………...….…5-7

      в) смог (фотохимический туман)………………………….…..7-9

Загрязнение воды:

      а) в зоне потребления……………………………………………9

      б) в черте города……………………………………………..10-12

Заключение………………………………………………...……….12-14

Список использованной литературы…………………………...……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      На  всех стадиях своего развития человек  был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось  высокоиндустриальное общество, опасное  вмешательство человека в природу  резко усилилось, оно стало многообразнее  и сейчас грозит стать глобальной катастрофой для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы.

      Социально-экономическая  обстановка привела к неуправляемости  процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Все больше городов имеют статус городов-миллионеров. Сегодня таковыми могут называться как минимум 408 больших городов. Более того, существует больше 20 очень крупных городов с населением более 10 миллионов людей. Население одного города Токио (35 миллионов) превышает население всей Канады. Население города Мехико (19 миллионов) приблизительно эквивалентно количеству всего населения Австралии. Нью-Йорк, Сан-Паулу, Мумбай (прежде Бомбей), Дели, Калькутта, Буэнос-Айрес и Шанхай близко подошли к таким же показателям. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города.  Примером могут служить Вашингтон - Бостон и Лос-Анжелес - Сан-Франциско в США; города Рура в Германии. Происходит также слияние городов-миллионеров с соседними менее многочисленными городами, например Москва, Санкт-Петербург с прилежащими городами.

      В России 73% населения сосредоточено  в городах. Общая тенденция развития и роста городов - прогрессирующее ухудшение условий жизни в них. Это прежде всего связано с тем, что с увеличением населения, транспорта и промышленных предприятий на сравнительно небольших территориях они становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни. Образуются антропогенные ландшафты, далекие от состояния экологического равновесия.  

Загрязнение воздуха.

      Одна  из самых важных проблем современного города - усиливающееся загрязнение воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

      Автомобильные выхлопные газы  - это смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды - несгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, то есть у красного сигнала светофора и во время «пробок» (скопление транспортных средств на дороге, мешающее нормальному движению).

     
    Именно в этот момент, когда нажимают на акселератор, выделяется примерно в 10 раз больше несгоревших частиц, чем при работе двигателя в нормальном режиме.

Монооксид углерода, углекислый газ и большинство  других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все  они скапливаются у земли. Оксид  углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма. В выхлопных  газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу. В 1 литре бензина может содержаться около 1 грамма тетраэтилсвинца, после разрушения которого, в виде соединений выбрасывается свинец, который в свою очередь имеет свойство накапливаться в организме. Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 тонн кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. 

        С ростом благосостояния жителей растёт количество автомобилей и, следовательно, увеличивается и концентрация отравляющих веществ в воздухе. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

      В  результате применения в  промышленности и образования в процессе различных производств больших количеств токсических веществ в окружающий воздух так же выбрасываются массы загрязняющих веществ. Предприятия металлургической, химической, цементной и других отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые, фтористые другие вредные газы и соеднинения, выделяющиеся при различных технологических производственных процессах. Выброс в атмосферу вредных веществ на нефтеперерабатывающих заводах происходит главным образом вследствие недостаточной герметизации оборудования. Например, загрязнение атмосферного воздуха углеводородами и сероводородом отмечается от металлических резервуаров сырьевых парков для нестабильной нефти, промежуточных и товарных парков для легковых нефтепродуктов. Основными выбросами от предприятий химической промышленности являются окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, аммиак, пыль от неорганических производств, органические вещества, сероводород, сероуглерод, хлористые соединения фтористые соединения и др. Эти соединения снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. Наиболее опасны для окружающей  среды производства, связанные с применением лаков и красок. Их выбросы антропогенных органических веществ составляют 350 тыс. тонн в год, в то время как остальные производства химической промышленности в целом выделяют 170 тыс. тонн в год.

      Атмосфера современных городов (особенно крупных) чрезвычайно загрязнена. По данным исследований  на одного жителя Москвы в целом приходится 46 кг(!) вредных веществ в год. Многие ученые видят в усиливающемся загрязнении воздуха развитых городов главную причину увеличения заболеваний легких.

      Растительный  покров городов обычно практически  полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Их площадь  в городах-миллионерах обычно не превышает 30% (Москва), что составляет около 25-30 м2 на человека (в Париже это число равно 6, в Лондоне – 7.5, в Нью-Йорке – 8.6).

    Развитие зеленых  насаждений городов протекает в  искусственных условиях, постоянно  поддерживается человеком. Многолетние  растения в городах развиваются  в условиях сильного угнетения, до 30-40% насаждений затронуто болезнями и потеряло способность к самовозобновлению.
 

      Человеку  приходится все больше вмешиваться  в хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. Из-за более активной конденсации влаги в городах происходит увеличение осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250 – 400 м, а контрасты температуры могут достигать 5 – 6° С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.

      Фотохимический  туман (смог) представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят: озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия (или очень слабого обмена воздуха в приземном слое), необходимого для создания высокой концентрации реагирующих веществ. Такие условия создаются чаще в июне – сентябре и реже зимой. Далее происходит цепь химических преобразований, результатом которых служит образование оксидантов, которые являются источником свободных радикалов.

      По  своему физиологическому воздействию  на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной  системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских  жителей с ослабленным здоровьем. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. В 1952 г. в течение 3 – 4 суток от смога в Лондоне погибло более 4 тыс. человек. Английские специалисты определили, что смог 1952 г. содержал несколько сот тонн дыма и сернистого ангидрида. В 1963 г. густой туман с копотью и дымом (смог), спустившийся на Нью-Йорк, убил более 400 человек.

      Значительная  загазованность воздушного бассейна в городах так же приводит к уменьшению инсоляции и сокращению поступления к поверхности земли ультрафиолетового излучения. Это отрицательно влияет на здоровье горожан, поскольку при пониженной инсоляции замедляется выведение из организма ряда токсических веществ, в частности тяжелых металлов и их соединений, помимо этого пониженная инсоляция тормозит синтез в организме ряда важных ферментов. Между тем жители больших городов очень часто, особенно в зимнее время, испытывают ее дефицит.

      Многие  техногенные вещества, попадающие в  воздушную среду городов, являются опасными загрязнителями. Они наносят ущерб здоровью людей, живой природе, материальным ценностям. Некоторые из них в силу длительного существования в атмосфере переносятся на большие расстояния, из-за чего проблема загрязнения превращается из локальной в международную. В основном это касается загрязнений окислами серы и азота.

      Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере Северного полушария (годовой прирост 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Они подавляют биологическую продуктивность почв и водоемов, особенно тех из них, которые обладают собственной высокой кислотностью. 
 

Загрязнение воды.

      Еще одна не менее важная проблема современного города – загрязнение воды. Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

      Загрязнение водного бассейна в городах следует  рассматривать в двух аспектах –  загрязнение воды в зоне водопотребления  и загрязнение водного бассейна в черте города за счет его стоков.

      Загрязнение воды в зоне водопотребления является серьезным фактором, ухудшающим экологическое состояние городов. Оно производится как за счет сброса части неочищенных стоков городов и предприятий, расположенных выше зоны водозабора данного города и загрязнения воды речным транспортом, так и за счет попадания в водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых на поля. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводить к эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды.

Важно заметить, что водоочистные сооружения водопроводов не в состоянии отчистить питьевую воду от растворов указанных веществ, поэтому питьевая вода может содержать их в себе в повышенных концентрациях и отрицательно повлиять на здоровье человека.
 

      Ежегодно в крупных городах (в том числе и в Москве) отмечается сезонное, в период весеннего паводка, ухудшение качества питьевой воды, связанное с попаданием загрязняющих веществ в водоисточники с поверхностным и ливневым стоком с территорий санитарно неблагоустроенных мест, сельскохозяйственных объектов и угодий. В связи с этим проводится гиперхлорирование воды, что, однако небезопасно для здоровья населения в связи с образованием хлорорганических соединений.  

Информация о работе Загрязнение воды и воздуха – проблема современного города