Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:34, реферат
Актуальность темы определяется особенностями регулирования отношений, связанных с трудом российских граждан за рубежом, а также их законодательное обеспечение.
Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является сложным образованием, состоящего из норм частного и публичного характера. Регулирование международного рынка труда осуществляется, в первую очередь, на основе международного трудового права.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет
имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина»
Высшая школа экономики и менеджмента
Кафедра
«Экономика энергетики и маркетинг»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Организация внешнеэкономической деятельности предприятий»
на тему
«Трудовые
права российских граждан за границей»
Руководитель
Шибин Александр Владимирович
Студент
Группа ЭМ-570401
Замулдинова Алина Шамильевна
2011
Введение
Интернационализация производства двадцатого века резко усилила миграцию населения. Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению труда иностранных граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с другой — к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.
Актуальность темы определяется особенностями регулирования отношений, связанных с трудом российских граждан за рубежом, а также их законодательное обеспечение.
Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является сложным образованием, состоящего из норм частного и публичного характера. Регулирование международного рынка труда осуществляется, в первую очередь, на основе международного трудового права.
Возможность трудовой миграции российских граждан была предусмотрена в законе «О занятости населения», принятом в РСФСР 19 апреля 1991г. В этом законе устанавливалось, что "граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей", а также "граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей"1.
На основании ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" российский гражданин имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.
Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд; допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств.
В
ряде государств есть специальное законодательство,
регулирующее трудовые отношения на
совместных предприятиях, а также
в свободных экономических
В российской практике к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права. Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Также положения о трудовых отношениях содержатся в других многосторонних соглашениях регионального характера.2
Как правило, основной комплекс вопросов в этой сфере регулируется трудовым законодательством того государства, на территории которого заключен трудовой контракт и протекает основная трудовая деятельность.
В Российской
Федерации основным нормативным
актом, в сфере регулирования
трудовых отношений является Трудовой
кодекс РФ, содержащий только материально-правовые
нормы.
Наиболее распространенными основаниями возникновения трудовых отношений за рубежом с участием российских граждан выступают служебное командирование и заключение специального трудового контракта. Причем трудовой договор может быть заключен работником — российским гражданином как с российскими органами, учреждениями и организациями, выступающими в качестве нанимателей, так и с иностранными физическими и юридическими лицами. В первом случае российские граждане направляются на работу в органы, организации и на предприятия, находящиеся за границей, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей и должностных функций, которые реализуются ими в процессе служебной командировки.3
Во
всех подобных случаях условия труда
граждан РФ за границей определяются
российским правом. К ним применяются
общие нормы трудового
Например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями российского трудового права, так и специальными нормами, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями российского законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.
Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений за границей разрешается суммирование отпусков, т.е. они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.
От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.
За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в России. За время пребывания в командировке работнику должны выплачиваться суточные.
Находясь за границей, российские специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами, и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отношениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т.д.
Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ее специалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Выплата этих ставок производится со дня выезда специалистов из РФ и до дня их возвращения. Датой выезда и возвращения специалистов считается день пересечения ими Государственной границы РФ.
Заказчик несет также расходы по переезду специалистов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случае направления специалистов с семьей - также расходы по переезду семьи специалиста. При командировании специалиста на год и более длительный срок заказчик возмещает расходы по выплате подъемного пособия.
В соответствии с условиями контрактов специалистам, командированным для оказания технического содействия, предоставляется жилая площадь с обстановкой, отоплением и освещением и коммунально-бытовыми услугами, а в необходимых случаях - транспортные средства для служебных целей. Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Им предоставляются квалифицированные переводчики. 4
Трудовые отношения российских граждан по контрактам, заключаемым с иностранными нанимателями в целях выполнения ими работы за рубежом, могут подчиняться различным правопорядкам, в зависимости от использования того или иного коллизионного принципа. В целом в российском праве, не содержится ограничения, кроме соответствующих императивных норм и оговорки о публичном порядке, по применению закона, избранного сторонами при заключении сделки. Следовательно, стороны вправе избрать сами применимое к их договорным отношениям право. С другой стороны, оптимальным, для целей регулирования отношений по существу, могут выступать и личный статут нанимателя, особенно если в качестве такого действует юридическое лицо, и закон страны, где выполняется работа. В условиях, когда работа выполняется в нескольких государствах, наиболее целесообразным будет правопорядок, в соответствии с которым создано юридическое лицо — наниматель.5
При этом важной проблемой становится определение подсудности споров, возникающих из договорных отношений в связи с выполнением работы российским гражданином за рубежом. Положения приводившегося российско-польского Договора о правовой помощи 1996 г. решают ее следующим образом: по вопросам возникновения, изменения, прекращения или расторжения трудового договора и вытекающих из него претензий компетентны суды той договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. В то же время международно-правовые нормы соглашения не лишают стороны трудового договора возможности предъявить иск в суд того государства, на территории которого имеет место нахождения или место жительства ответчик, равно как и по месту жительства или месту нахождения истца, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Помимо указанного, стороны трудового договора могут изменить разграничение компетенции национальных судов путем соглашения.6
К
российским гражданам, так же как и к другим
иностранцам, применяются существующие
в том или ином государстве общие ограничения
в отношении занятия отдельными профессиями,
особые условия приема на работу и т.д.
Однако условия труда российских граждан
не могут быть хуже условий труда иностранцев
- граждан других государств.
Заключение
Комплексный характер трудового характера любой страны а также вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью определения социальной политики баланса интересов работников и работодателей. К предмету международного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой характер: условия и выплата заработной платы, регламентация порядка и условия возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.
Правовое регулирование трудовых отношений российских граждан с иностранным элементом осуществляется посредством международных договоров, подавляющую часть которых составляют Конвенции и рекомендации Международной организации труда, в которых переплетаются нормы частноправового и публично-правового характера, что отражает специфику самих трудовых отношений.
Как
правило, основной комплекс вопросов регулируется
трудовым законодательством того государства,
на территории которого заключен трудовой
контракт и протекает основная трудовая
деятельность.
Список
использованных источников
Информация о работе Трудовые права российских граждан за границей