Система органов государственного экологического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:06, реферат

Краткое описание

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом «Почему в богатейшей своими природными ресурсами стране мира большая часть населения находиться за чертой бедности?». В первую очередь это связано с неэффективным природопользованием. Неблагоприятную ситуацию усугубляет также то, что территория России законодательно превращается в мировую свалку токсичных, ядерных и прочих опасных отходов. Это иной, непосредственно связанный с природопользованием аспект проблемы, который состоит в том, что в его результате качество среды проживания большинства россиян деградирует, что, в свою очередь, приводит к болезням и к сокращению средней продолжительности жизни населения по стране. Оба отмеченных аспекта современного российского природопользования (так называемые природо-ресурсные и природоохранные отношения) тесно взаимосвязаны и составляют единую проблему.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Основные методы регулирования природопользованием……………………3
2.Система органов государственного экологического управления……………8
3.Основные проблемы…………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

реферат эп 2.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Основные методы регулирования природопользованием……………………3

2.Система органов государственного экологического управления……………8

3.Основные проблемы…………………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом «Почему в богатейшей своими природными ресурсами стране мира большая часть населения находиться за чертой бедности?». В первую очередь это связано с неэффективным природопользованием. Неблагоприятную ситуацию усугубляет также то, что территория России законодательно превращается в мировую свалку токсичных, ядерных и прочих опасных отходов. Это иной, непосредственно связанный с природопользованием аспект проблемы, который состоит в том, что в его результате качество среды проживания большинства россиян деградирует, что, в свою очередь, приводит к болезням и к сокращению средней продолжительности жизни населения по стране. Оба отмеченных аспекта современного российского природопользования (так называемые природо-ресурсные и природоохранные отношения) тесно взаимосвязаны и составляют единую проблему.

В данной работе будут рассмотрены основные методы государственного регулирования природопользования, система государственных органов, осуществляющих это регулирование, а также основные проблемы федерального законодательства РФ в сфере защиты окружающей среды и возможные пути решения этих проблем.

 

 

1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

 

Управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды означает совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Существуют следующие формы экологического управления как его внешние проявления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трёх основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Экологическое управление можно рассматривать в нескольких «срезах»: через систему органов, его осуществляющих; путём анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.

Выделяют следующие функции государственного экологического управления:

  1. определение стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (в форме федеральных и региональных целевых программ, иных планов);
  2. учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в формах мониторинга и ведения кадастров);
  3. распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями;
  4. пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;
  5. разрешительную систему (выдача разрешений и лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);
  6. нормотворчество;
  7. контроль и надзор;
  8. разрешение споров (кроме посудных);
  9. издание индивидуальных актов.

Методы управления иногда подразделяются на административные – собственно управленческие, например прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические – создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении; идеологические – агитация, воспитание, образование и т.п.

Конкретные методы экологического регулирования определяются следующими особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:

  • инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;
  • длительностью основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;
  • спецификой отношений собственности на ресурсы природы;
  • спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.

В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:

  • природоохранное законодательство;
  • совокупность экологических стандартов и нормативов;
  • систему лицензирования хозяйственной деятельности;
  • методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.

К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие” инструменты:

  • экологический мониторинг;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
  • экологический аудит;
  • экологическая сертификация (маркировка);
  • добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.

Экономическими рычагами могут быть:

  • плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;
  • компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;
  • плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
  • налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий;
  • льготы по налогообложению;
  • политика компенсации;
  • метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
  • залоговая система;
  • кредитные отношения;
  • создание страховых фондов охраны окружающей среды;
  • экологический лизинг;
  • продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.

Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают точность и определённость задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п.

В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно-ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не означает, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования. Оно может осуществить государственный контроль на расстоянии, тем самым усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные.

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ, а также в общих и специальных актах экологического законодательства. Деятельность этих органов в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле над ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах ил по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями.

Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Её образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.

Опишем систему специальных органов экологического управления, существующую на сегодняшний день, взяв за классификационный критерий формальный статус органа исполнительной власти по Указам Президента от 9 марта и 20 мая 2004 года:

I. Министерства:

- Министерство  природных ресурсов РФ;

- Министерство  сельского хозяйства РФ;

- Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ;

- Министерство  экономического развития и торговли  РФ;

- Министерство  промышленности и энергетики  РФ;

- Министерство  РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий;

- Министерство  внутренних дел РФ.

II. Федеральные службы:

- Федеральная  служба России по надзору в  сфере природопользования;

- Федеральная  служба по экологическому, технологическому  и атомному надзору;

- Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная  служба по ветеринарному и  фитосанитарному надзору;

- Федеральная  таможенная служба;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  защиты прав потребителей и  благополучия человека;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  здравоохранения и социального  развития;

- Федеральная  служба безопасности РФ;

- Федеральная  служба государственной статистики.

III. Федеральные агентства:

- Федеральное  агентство водных ресурсов;

- Федеральное  агентство лесного хозяйства;

- Федеральное  агентство по недропользованию;

- Федеральное  агентство по атомной энергетике;

- Федеральное  агентство по промышленности;

- Федеральное  агентство кадастра объектов  недвижимости;

- Федеральное  агентство по рыболовству (в 2007 году  преобразовано в Государственный  комитет по рыболовству)

- Федеральное  агентство по сельскому хозяйству;

- Федеральное  агентство геодезии и картографии;

- Федеральное  космическое агентство;

- Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии;

  1. Государственный комитет по рыболовству.

По масштабу деятельности экологическое законодательство подразделяется на три уровня:

  1. федеральный;
  2. субъектов РФ;
  3. местное самоуправление.

Информация о работе Система органов государственного экологического управления