Система экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:14, реферат

Краткое описание

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к глав¬ному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на про¬блемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель разви¬тия должна создать больше экономических и экологических интере¬сов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказать¬ся от потребительского отношения к природе.

Оглавление

1. Понятие экологического права.......................................2

2. Правовая охрана природы и ее
составных компонентов.............................................................6

3. Экологические системы, подлежащие
правовой охране.........................................................................7

4. Право гражданина РФ на благоприятную окружающую природную среду...............................................9
5. Качество естественной окружающей среды.......................10
6. Механизм охраны природной среды....................................11
7. Вред окружающей природной среде....................................14
8. Формы ответственности причинителя вреда.......................15

9. Литература.............................................................17

Файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Во-первых, это естественные (нетронутая  природа), т.е. область активной  биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».

  Естественные  экологические системы в первую очередь охраняется (заповедники, заказники, национальные парки) и лишь косвенно используются. Вторые и третьи виды экологических систем в первую очередь используются и соответственно охраняются правом в разной степени. В силу этого правовая охрана природы бывает комплексная, т.е. осуществляемая в отношении всей природной среды и ресурсовая, по отношению к отдельным ее компонентам (охрана почвы, воды, лесов, недр, редких животных и т.д.). Такую правовую охрану природы обычно называют правовой охраной по объему осущевляемых  мероприятий.

  Природный объект — это земля (почва земли), недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, животный мир (фауна), атмосферный воздух. Именно это перечислено в Законе РФ«Об охране окружающей природной среды». Отметим, что в ст.4 выделяются озоновый слой атмосферы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты как объекты правовой охраны, также как и места обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

      Природные ресурсы — это отделяемая часть природного объекта, полезные свойства (качества) которого удовлетворяют потребности человека (нефть, газ, уголь, и т.д.). Совокупность природных ресурсов — природные национальные «богатства государства». В зависимости от удовлетворения потребностей общества их можно классифицировать:

— на экологические ресурсы: микроклимат, ландшафт, водные минеральные источники;

экономические ресурсы: полезные ископаемые, продукты охоты, изделия лесного хозяйства и т.д.;

культурно-оздоровительные ресурсы, имеющие историческую ценность для поддержания физического и духовного баланса человека.

      По  степени наличия природные ресурсы классифицируются на реальные (открытые месторождения) и потенциальные. По возможности самовосстановления природные ресурсы обычно классифицируют на возобновляемые (лес) и невозобновляемые (недра). По скорости их использования: неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра), относительно исчерпаемые (почва земли), и исчерпаемые (нефть). По темпам экологической замены: восполнимые (вода) и невосполнимые (газ).

      Природные комплексы — это часть природной  среды, которая составляет совокупность природных объектов и природных  ресурсов, специально обособленных государством с целью их охраны. Значит, не все, а только типичные или особые ландшафты, редкие объекты природы, флоры и фауны являются природными комплексами и имеют правовой режим защиты и использования их.

      От  природных объектов, ресурсов и комплексов — составных компонентов окружающей среды на планете Земля надо отличать окружающую человека сферу данного общества (социосфера), а также производственную сферу человеческой цивилизации (техносфера).

      Социальная  сфера, понимаемая в узком смысле — это часть естественной среды обитания, уже преобразованная в результате социального развития человечества. Примером могут служить многочисленные города с многомиллионным населением, курорты и т.п. Социальная окружающая человека сфера — это область интенсивного взаимодействия естественной среды и человеческого общества, в котором переплетаются социально-экономические интересы развития человека и «естественные интересы» эволюции природы.

   Техносфера — это производственная сфера, где человек во многом «оторван» от естественной природы и находится в искусственно созданной им социальной сфере, предназначенной для материального или духовного производства (завод, рудник, шахта, НИИ). Наиболее типичным примером техносферы являются космические объекты, в которых созданы социальные и технократические условия для защиты от враждебной человеку окружающей природной среды — космоса. 

4. Право гражданина  РФ на благоприятную  окружающую природную  среду

      В статье 42 Конституции РФ предусмотрено  право гражданина РФ на благоприятную  окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами.

Это право  гарантируется государством путем  планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий  экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

      В центре системы «человеческое общество — природа» стоит человек. Он выступает одновременно как объект естественного воздействия окружающей среды и в этом смысле он — ее «жертва» (воздействие естественного радиационного фона). С другой стороны человек — субъект своей преобразовательной деятельности на лоне природы, т.е. «хищник» по отношению к другим ее частям (фауне, флоре). И, наконец, он — объект отрицательного воздействия своей же (в первую очередь хозяйственной) деятельности — «жертва своих потребностей». Суммируя эти направления воздействия человека на природу России, следует признать, что в целом экологическая обстановка в стране становится все тревожнее, что в общем и целом разделяют многие «алармисты» («аларм» — нем., тревога). Обеспокоенность проникает во все слои общества, даже далекие от экологических проблем и норм экологического права. Качество жизни, во многом зависимое от качества окружающей среды, падает не только в связи с экономической обстановкой. 
 

5. Качество естественной  окружающей среды

      Качество  естественной окружающей среды — это такое состояние экологических подсистем планеты, при котором обмен веществ и энергии внутри биосферы Земли и между природой и человеком не остается неизменным, а постоянно колеблется от экологически благополучной зоны до зон экологического кризиса. Законодательством определены разные по уровню экологических аномалий зоны:

— зона повышенного экологического риска характеризуется высоким уровнем загрязнения всех видов, устойчивой антропогенной нагрузкой по всем параметрам, реальной угрозой дефицита флоры и фауны, стабильной картиной заболеваемости населения;

— зона чрезвычайной экологической ситуации — это официально объявленная часть территории РФ, где четко обозначены процессы разрушения большинства экологических подсистем, присутствуют признаки общенационального загрязнения, существует частичное истощение флоры и фауны, отмечено резкое увеличение заболеваемости и смертности населения всех возрастных групп;

— зона экологического бедствия — это официально признанная государством часть территории РФ, где присутствуют признаки полного разрушения экосистем природы, общенациональное загрязнение, факты истощения флоры и фауны, уровень заболеваемости и смертности населения значительно выше среднестатистического по стране.

      Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая — санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая — охрана природы и неистощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще обширного Отечества.

      Существует  насущная необходимость уменьшения «потребительного давления» человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня своей жизни. В условиях индустриального общества — это главный фактор отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня. Разумеется, это воздействие — неизбежное следствие жизнедеятельности человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но этот процесс необходимо регулировать нормами экологического права.

      6. Механизм охраны  природной среды

      Государство предусматривает целый ряд мер  организационно-правового обеспечения  управления природопользованием и  охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вол, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская (региональные) Красная книга — совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны.

      Основное  место в механизме охраны природной  среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический  контроль.

      Нормирование  качества — это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

      Показатели  нормативов качества — это общие  требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности:

   а) медицинский критерий — «пороговый»  уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения — мутация. Этот критерий, установленный медициной, определяет требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и критерии безопасности среды обитания человека;

   б) технологический — способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания;

   в) научно-технический — способность  научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.

   Законодательство  устанавливает следующие нормативы качества:

   а) санитарно-гигиенические — предельно  допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;

      б) производственно-технические  — предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы. ПНИПы и т.п. технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);

       в) комплексные — наименее  разработанные и наиболее важные  нормативы, которые как бы суммируют  все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного так и естественного происхождения.

      Управление  охраной (защитой) окружающей природной  среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

      Задачами  экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Информация о работе Система экологического права