Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Экологическое право. ответы.эл.вид.1.docx

— 46.14 Кб (Скачать)

6.Экологическое право как отрасль  права

Экологическое право как  отрасль права представляет собой  систему правовых норм, специфическим  способом регулирующих экологические  общественные отношения в целях  достижения гармоничных отношений  между обществом и природой, в  интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме — на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделена между конкрет-ными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой — на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Экологическое право  как наука

Научное обоснование концепции  экологического права еще не выра-жено. Однако можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:

а) исторический подход к  исследованию проблем эколого-правового  регулирования;

6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;

в) экономический подход к  изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всех сторон и связей исследуемых явлений.

Экологическое право как  наука представляет собой систему  научных знаний об экологическом  праве как (отрасли права, а также  об экологиче-ском праве как учебной дисциплине.

 

40.Правовая  охрана лесов.

Одним из определяющих принципов  правового регулирования исполь-зования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состо-яния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций. Эти общие требования действуют в отношении всех лесов.

Все лесопользователи, осуществляя соответствующие виды лесополь-зования, обязаны не допускать возникновения эрозии почв, отрицатель-ного воздействия этих пользований на состояние и воспроизводство лесов, водоемов, других природных богатств, соблюдать пожарную безопасность. Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законо-дательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов  осуществляется с учетом их биологических  и региональных особенностей и включает комплекс организационных, пра-вовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загряз-нения и иных вредных воздействий.

Правительство РФ, органы исполнительной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации  обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий  по охране и защите лесов. Осуществление  мероприятий по охране и защите лесов  возлагается в лесах государственного значения на лесохозяйственные предприятия  ор-ганов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также на соответству-ющие министерства, государственные комитеты и ведомства и органы местного самоуправления (их администрации). Охрану и защиту лесов осуществляют государственная лесная охрана Российской Федерации, лесная охрана министерств, государственных ко-митетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельскохо-зяйственных предприятий.

 

3.Формы взаимодействия  природы и общества.

Форма взаимодействия природы  и общества

 

Основной формой взаимодействия природы и общества является материальное производство. И в прошлые исторические эпохи вторжение человека в природные  процессы вызывало в них серьезные  сдвиги, выражавшиеся в изменении  ландшафта, климата, режима рек и  озер вследствие сведения лесов, ирригации, мелиорации, распашки почв. Вся основа человеческой истории представляет собой преобразование природы трудом, приспособление ее вещества и энергии  к потребностям общества. Обмен человека с природой социально опосредован. Через производство природа включается в систему общественных связей, становится вещественным субстратом социальной формы  движения. Вещество и энергия природы  приобретают социальную функцию, будучи использованными в виде предметов  труда, орудий и средств производства и их продуктов. Таким образом естественно-географическая среда превращается в фактор внутреннего содержания общественной жизни. Человек – часть природы, и он может существовать лишь благодаря постоянному обмену с ней. Анализ взаимосвязи различных типов и форм хозяйственной деятельности и естественно-географической среды, выявление оптимальных для данного ландшафта хозяйственно-культурных типов их региональных и локальных вариантов, учет положительных и отрицательных результатов антропогенного воздействия на природу при разных способах производства и формах хозяйства все это входит в изучение экологического опыта прошлых эпох.

11.Источники экологического права.

Источники экологического права  представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при-нятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Классификация: 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ, состоя-щим из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире (22 марта 1995 г.)). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, прини-маемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должно-стными лицами, имеющими право на принятие данных актов. 2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии.  Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют пред-метом регулирования только экологические или преимущественно эколо-гические общественные отношения. 3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные норма-тивно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию дей-ствующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный крут лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. 5. Особое место среди источников экономического права занимают ис-точники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в уста-новленном порядке. 6. Судебная и арбитражная практика. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ данным организациям предоставлено право законодательной инициативы.

Под источником экологического права следует понимать нормативный  акт, принятый уполномоченным на то государственным  органом в установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

 

41.Правовая  охрана животного мира.

В Федеральном законе (о  животном мире) предусмотрены традиционные методы охраны и использования объектов животного мира. Лица, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения, включая охоту, рыболовство и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добывания объектов живо-тного мира и продуктов жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокраща-ют численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Это право указанные лица могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, ро-довые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, соби-рателей, рыболовов и иные).

Важной новеллой Федерального закона является экономическое регу-лирование охраны и использования объектов животного мира. Оно включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; и пр.

Система платежей за пользование  животным миром включает в себя: плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром; штрафы за нарушение законодательства РФ о животном мире.

Основные требования: сохранение видового много-образия животных в состоянии естественной свободы; охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения ущерба народному хозяйству. Мерами охраны животного мира являются следующие: установление правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству животного мира; установление запретов и ограничений в пользовании животным миром; охрана от самовольного пользования и других нарушений установлен-ного порядка пользования животным миром; и пр.

14.Формы собственности на землю  и др природные ресурсы.

Под понятием права собственности  на землю и другие природные объекты  понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулиру-ющих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собствен-ности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Структура любого регулятивного  правоотношения включает в себя три  основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.

Объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются: 1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.); 2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); 3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находя-щимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие при-родные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. Заметчу, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами по-прежнему будет осуществлять государственный аппарат.

 

38.правовая  охрана вод.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения  и истощения. Юридические лица и  граждане, деятельность которых влияет на состо-яние водных объектов, обязаны проводить установленные законодательст-вом Рф технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Новое экологическое законодательство устанавливает, что при разме-щении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплу-атацию промышленных, сельскохозяйственных; коммунальных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, вли-яющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на окружающую среду. На действующих предприятиях должна быть обеспечена нормативная очистка вод, сбрасываемых в водные объекты. Водным Кодексом РФ строжайше запрещены ввод в эксплуатацию и эксплуатация следующих хозяйственных объектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: 1. хозяйственных и иных объектов, не обеспеченных устройствами, пред-отвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, средствами по учету забираемых и сбрасываемых вод, а также водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств; 2. оросительных, обводнительных и осушительных систем . водохрани-лищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений и искусст-венных водных объектов до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод; 3. земель, орошаемых сточными водами, без сети наблюдения за режимом и составом подземных вод; и пр.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному  использованию водных объектов влечет за собой огра-ничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Эта деятель-ность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Законодательством предусмотрено  создание зон чрезвычайных эколо-гических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах. Для их создания используются водные объекты, их бассейны (часть водных объ-ектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные или необратимые изменения, угрожающие здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру.

Как и всеми природными ресурсами, пользование водными  объектами является платным, за исключением  случаев, которые указаны в законе. Система платежей при пользовании  водными объектами включает плату  за право пользования водными  объектами и платежи на восстановление и охрану водных объектов.

Охрану водных объектов осуществляют специальные государственные органы водного хозяйства с инспекциями  по бассейнам основных рек (водоемов). Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 года установ-лено, что совокупность всех водных объектов (за неко-торым незначительным исключением), находящихся впределахтерритории РФ, образует водный фонд РФ

37.правовая охрана земель.

Охрана земель включает систему  правовых, организационных, эко-номических и других мероприятий, предотвращение необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антро-погенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение пло-дородия почв, продуктивности земель.

В содержание охраны земель сельскохозяйственного назначения входят два комплекса мероприятий: охрана земель от истощения и от загрязнения. В содержание охраны от истощения входят меры по сохранению, восста-новлению, улучшению плодородия почв, предотвращению сокращения этих земель.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к  угодьям как к сложным природным  образованиям (экосистемам), с учетом их зональ-ных и региональных особенностей. Она имеет следующие цели: предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяй-ственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, зем-левладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов независимо от со-стояния земель и экологической обстановки в целом; и пр.

Для решения указанных  задач все собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны проводить рациональную орга-низацию земель, восстанавливать и повышать плодородие почв, а также другие свойства земли.

Экономическое стимулирование рационального использования и  ох-раны земель включает: 1. выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; а также частичную компенсацию снижения доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; 2. освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, и в период, предусмотренный проектом производства работ; 3. поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, и пр.

Требование рационального  использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование  земли, потребительское и бесхо-зяйственное отношение к ней приводят к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности зем-ли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

 

39.правовая  охрана недр. Законодательство.

Деятельность Российского  государства по созданию необходимых  ус-ловий для рационального использования недр и всех природных богатств, находящихся в них, связана с охраной недр.

Основными требованиями по рациональному  использованию и охране недр являются: 1. соблюдение установленного законодательством  порядка предоставле-ния недр в пользование и недопущение самовольного пользования недра-ми; 2. обеспечение полноты геологического изучения, рационального комп-лексного использования и охраны недр; 3. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива-ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4. обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попятных ком-понентов; и пр.  (ст. 23 Закона о недрах). В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользова-ние недрами может быть прекращено, приостановлено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законо-дательством.

Новым законодательством  о недрах определены основные требования по безопасному ведению работ, связанных  с пользованием недрами (ст. 24). Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1. допуск к работам лиц,  имеющих специальную подготовку  и квалифи-кацию; 2. обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты; 3. применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм; 4. правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование; 5. систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, со-держанием в ней кислорода, вредных взрывоопасных газов и пылей; и пр.

Основными требованиями в области охраны недр являются: обеспече-ние полного и комплексного геологического изучения недр; соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопуще-ние самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей за-легания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей;  и пр. Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже по-чвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологиче-ского изучения и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее конти-нентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодо-бывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под-земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

 

 


 

 

 

 

42.Правовая охрана атмосферного  воздуха.

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреж-дению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах. Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государствен-ными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими госу-дарственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, уста-навливаемом законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очист-ных сооружений и совершенствования технологических процессов. В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом Рф установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) за-грязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдельных районов.

Важное значение в решении  проблемы охраны атмосферного воздуха  имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 “Правила установления допустимых вы-бросов вредных веществ промышленными предприятиями”, введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. “О нормативах предельно допустимых выбросов загряз-няющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее”.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных передвиж-ных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабатываться и осуще-ствляться мероприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допуска-ются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Для охраны атмосферного воздуха  необходим целый комплекс мер  по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, перевод железнодорожного транс-порта на электронику и т.д .

В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного воздуха. Задачей Закона является регулирование общественных отношений в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воз-действий, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, рас-тительного и животного мира.

 

13.Понятие  и основные признаки права  собственности на природные ресурсы.

Под понятием права собственности  на землю и другие природные объекты  понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Иначе, это понимается как право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Содержание права собственности  на природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве  распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании.

Право пользования  землей и природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” и которые конкретизируются в кодексах республик и в законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами. Если в обычном понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние. Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

22.Природные кадастры.

Кадастрами природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных  ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса.

Земельный кадастр. По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.

Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.

Кадастр месторождений  полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ и недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горно-технические, экономические, экологические условия их разработки.

Лесной кадастр. Его ведет Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ, ее органы на местах. Лесной кадастр согласно ст. 77 Основ лесного законодательства содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Водный кадастр. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. так оценивает задачи государственного водного кадастра: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов и их использования с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водных источников, восстановления нормативного (т. е. предусмотренного санитарными и иными нормативами) качества вод. Головной организацией - здесь выступает Росгидромет, Роскомвод ведет кадастр по использованию вод. Роскомнедра — по подземным водам.

На основе данных водного  кадастра определяется целевое использование  вод, идет паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного использования наиболее ценных водных объектов, вводятся ограничения с целью охраны и рационального использования вод.

Реестр рыбных запасов  в количественном и качественном показателях по внутрихозяйственным  водоемам составляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служат Красная книга Федерации, Красные книги республик, краев и областей.

Функции кадастра выполняет  реестр природно-заповедных территорий и объектов — заповедников, национальных парков, памятников природы. Эту функцию  осуществляет Минприроды, на которое  возложено по закону руководство  всем природно-заповедным делом в  стране.

Наконец, к числу кадастров  как совокупности сведений о количественной и качественной характеристике природного ресурса можно отнести тот  учет загрязнителей окружающей природной  среды, который в свое время был  возложен на органы Минприроды.

 

24.Эколого-экспертный  процесс.Стадии.Правовой статус заключения.

Эколого-экспертный процесс  включает пять стадий: назначение экспертизы; сбор, обобщение, оценку информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа; разрешение споров.Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномо-ченным на то органом государства в области охраны окружаю-щей природной среды -- в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприро-ды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям феде-рального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объ-явление территорий зонами экологического бедствия и чрезвы-чайных экологических ситуаций. По остальным проектам стро-ительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окру-жающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды на-значают государственную экологическую экспертизу по объек-там, связанным с ресурсами республиканского, краевого, облас-тного значения, а районные, городские органы -- с муниципальными природными ресурсами.В зависимости от объема и характера экспертной деятельнос-ти проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду  намечаемой деятельности (ОВОС); положительные  зак-лючения и согласования органов федераль-ного надзора и контроля и органов местного самоуправле-ния; материалы обсуждений объекта с гражданами и обще-ственными объединениями.Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докумен-тации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

 

Применительно к заказчику  закон говорит о его праве  прове-дения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его террито-риальные органы и подразделений призваны заниматься орга-низацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалис-тов -- ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

 

Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация  и проведение не требует каких-либо особых уста-новлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдель-ных кафедр или ученых.

12.Закон РФ «об охране окр среды» как источник экологического права.

Закон является средством  закрепления государственной экологической  политики и принимается органом  представительной ветви государственной  власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и экологии.     Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной  среды" 1991 г. Это означает, что  в вопросах охраны окружающей среды  нормы других законов не должны противоречить  данному законодательному акту.     Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.     Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.     Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например в разделе об экологической экспертизе).

 

15.Механизм  приобретения права собственности  на землю

Различают два способа  приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:

в собственность;

во владение;

в пользование;

в аренду. Гражданско-правовой способ распространяется на:

куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона);

приватизацию;

выдел доли;

выкуп залога;

долгосрочную аренду;

наследование..

 

16.Механизм  прекращения права собственности  на землю и др природные ресурсы.

Основания прекращения права  собственности на землю и другие природные ресурсы:

объективные причины: прекращение  права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных  надобностей;

несоблюдение условий  пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, не освоение земельного участка;

нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

 

19.Лимитирование  природопользования.

Лимитирование природопользования.

 

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений

по территориям и представляют собой установленные

предприятиям-природопользователям на определённый срок объёмы

предельного использования  природных ресурсов, выбросов и сбросов  в

окружающую природную  среду загрязняющих веществ и  размещения отходов

производства.Лимиты на природопользование – предельные нормы на использование,

потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают  одним

из эффективных средств  охраны окружающей природной среды. Также как и

лицензирование, лимитирование использования и потребления окружающей

природной среды обусловлено  ограниченностью запасов природных  ресурсов и

необходимостью их рационального  использования и воспроизводства.Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие

природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества вприроду. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два

видаПредельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из

природной среды.Предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную

среду, размещение отходовЛимиты изъятия, выемки природного вещества при использовании природной

среды устанавливаются и  реализуются под общей шапкой рациональногоиспользования и воспроизводства природных ресурсов.

Цель установления подобных лимитов двойная: природоохранительная и

экономическая – сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление

ресурсов. Средства, полученные то оплаты за потребление ресурсов,

используются на их воспроизводство  и рациональное использование.Предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение вредных веществ также

представляют собой вид  природопользования. Данное лимитирование решает

природоохранительные задачи путём экономического стимулирования

источника загрязнения к  сокращению отходов и посредством  использования

экологических фондов, которые  аккумулируют средства, поступающие  за

выбросы, сбросы вредных веществ.

21.понятие , обшие требования нормативов качества окр среды.

Статья 22. Основы нормирования в области охраны окружающей природной  среды 

1. Нормирование в области  охраны окружающей природной  среды осуществляется в целях  государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  природную среду, для оценки  состояния окружающей природной  среды, как среды обитания человека, животного и растительного мира.

2. Нормирование в области  охраны окружающей природной  среды заключается в установлении  нормативов качества окружающей  природной среды, нормативов допустимого  воздействия на окружающую природную  среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, иных нормативов  в области охраны окружающей  природной среды (природоохранных  нормативов), а также правил и  стандартов природоохранного назначения.

3. Природоохранные нормативы  разрабатываются, утверждаются и  вводятся в действие на базе  современных достижений науки  и техники, с учетом международных  правил и стандартов в области  охраны окружающей природной  среды в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

 

18.Понятие  виды сущность лицензий на  природопользование.

 

Лицензирование есть проявление административно-правового метода

управления природопользования путём запрета, разрешения, уполномочия.

Предмет лицензии в области  природопользования – природный  ресурс,

предназначенный для использования.

Для лицензии характерно, что  она выдаётся уполномоченным органом

экологического управления. Такими органами являются Минприроды России,

его территориально-отраслевые органы в республиках, краях, областях,

городах и районах.

Лицензия на использование  земель. Она выдаётся администрацией района,

города в виде земельно-отводного  акта

Лицензия на использование  недр. Такие лицензии выдаются в  соответствии с

Законом РФ о недрах и Положением Верховного Совета РФ о порядке

лицензирования пользования  недрами администрацией республики, области,

края Лицензия на использование  вод. На специальное и

обособленное водопользование  администрацией и органами Роскомвод России выдаются лицензии. Лицензия на использование лесов. Основы законодательства РФ

предусматривают два типа лесопользования: основное и побочное. Основное

– заготовка древесины, побочное лесопользование включает такие  виды как

сбор ягод, грибов и других плодов, сенокошение, заготовка лекарственного

сырья, охота, рыболовство  и т.д.

Лесорубочный билет. Это  разновидность лицензии, применяемой  в лесном

хозяйстве. В нём указывается объём древесины, подлежащей вырубке, вид

разрешенной вырубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения

работ.Лицензия на использование животного мира.следующие виды использования

животным миром – охота, рыболовство, использование продуктов

жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным

миром в научных,Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический

ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или

выбросов вредных веществ  и их примесей.

 

23.Виды экологических  нормативов.

Статья 25. Нормативы допустимого  воздействия на окружающую природную  среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую природную среду при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельности устанавливаются  в целях предотвращения негативных воздействий на окружающую природную  среду и включают в себя:

нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ  в окружающую природную среду;

нормативы образования отходов  и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых уровней  шума, вибраций, магнитных полей, ионизирующих излучений и иных физических воздействий  на окружающую природную среду;

нормативы допустимого изъятия  компонентов окружающей природной  среды;

нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую природную среду;

иные нормативы допустимого  воздействия на окружающую природную  среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, устанавливаемые  с целью охраны окружающей природной  среды законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


 

 

 

 

 

       


Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"