Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:17, курсовая работа
Сравнительно недавно законодатель начал активно формировать и редактировать нормативно-правовую базу по вопросу рыболовства, приняты специализированные федеральные законы. На публично-правовом уровне признана необходимость надлежащего регулирования рыболовства, создания юридических гарантий охраны водных биологических ресурсов. Важность указанных общественных отношений обусловлена тем, что промысловая рыба и иные объекты биосферы являются ключевым ресурсом для любого государства.
Введение 2
Глава 1. Проблемы правового регулирования рыболовства 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения. 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве 10
Глава 2. Принципы законодательства о рыболовстве 12
Глава 4. Платность пользования водными биоресурсами 30
Глава 5. Международно-правовые аспекты охраны и использования
водных биоресурсов 34
Заключение 38
11
СОДЕРЖАНИЕ
11
Введение 2
Глава 1. Проблемы правового регулирования рыболовства 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения. 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве 10
Глава 2. Принципы законодательства о рыболовстве 12
Глава 4. Платность пользования водными биоресурсами 30
Глава 5. Международно-правовые аспекты охраны и использования
водных биоресурсов 34
Заключение 38
11
Сравнительно недавно законодатель начал активно формировать и редактировать нормативно-правовую базу по вопросу рыболовства, приняты специализированные федеральные законы. На публично-правовом уровне признана необходимость надлежащего регулирования рыболовства, создания юридических гарантий охраны водных биологических ресурсов. Важность указанных общественных отношений обусловлена тем, что промысловая рыба и иные объекты биосферы являются ключевым ресурсом для любого государства.
Рыбоводство и рыболовство являются важнейшими факторами продовольственной безопасности нашей страны, которая богата рыбными и другими водными биологическими ресурсами. В силу своей природы рыбное хозяйство не может существовать и развиваться без соблюдения самых жестких требований к качественному и количественному состоянию вод. Однако нынешнее состояние востребованного этой отраслью хозяйства российского водного фонда находится на недостаточно высоком уровне.
В связи со строительством в бывшем СССР плотин на крупных равнинных реках, мелиоративных гидроузлов, нерациональным водопользованием, загрязнением и засорением заливов, мелководья, дельт, лиманов, ухудшились экосистемы водных объектов, что стало гибельным для рыбных запасов. Многочисленные плотины и водозаборные сооружения, не имеющие рыбопропускных устройств, привели к пресечению миграционных путей и изоляции нерестилищ от мест нагула. Особый ущерб был нанесен ценным осетровым и лососевым видам рыб.
Упомянутые устройства нуждаются в совершенствовании и часто не приспособлены для жизни рыб. При этом наполненные в ХХ в. водохранилища имеют низкую рыбопродуктивность, слабые механизмы самоочищения и водообмена, "цветут" и становятся накопителями загрязняющих веществ. В эти искусственные водоемы вселилась неприхотливая мелкая рыба, подавляющая более хозяйственно ценные виды[1].
Поэтому, тема правового регулирования рыболовства актуальна в нынешний период, так как ресурсная база рыбного хозяйства находится в состоянии деградации: сократились не только абсолютные размеры добычи, но и сильно ухудшился видовой состав уловов (замена ценных промысловых объектов малоценными или не имеющими промыслового значения). Уловы во внутренних водоемах страны сократились в несколько раз, запасы многих водных биоресурсов в полной мере не освоены. Производственный потенциал прудового хозяйства используется менее чем наполовину, в целях восстановления таких запасов необходимы адекватные меры государственного регулирования.
Еще в советские годы в целях воспроизводства ихтиофауны строились рыбоводные хозяйства индустриального и прудового типа. Были возведены искусственные нерестилища на Волге, Днепре, Кубани, в Балтийском и Беломорском бассейнах, на Дальнем Востоке. В условиях переходной экономики продолжалось строительство рыбохозяйственных предприятий. Так, например, на Дальнем Востоке построена сеть новых рыбозаводов, реконструируются старые, в Сахалинской области функционирует целая система лососевых хозяйств разных форм собственности.
Объект исследования - концепция управления морскими живыми ресурсами, как современное содержание регулирования рыболовства.
Предмет исследования - нормы законодательства Российской Федерации, которые закрепили обязанности сохранения и использования морских живых ресурсов
Задача работы - исследовать проблему и перспективы правовой базы рыболовства и охраны рыбных ресурсов.
Цель работы - наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе.
Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о водных биоресурсах)[2] в России законодательство о водных биоресурсах регламентирует использование, охрану, воспроизводство, как водных животных (рыб, морских млекопитающих), так и водных растений (водоросли). В формирующейся отрасли законодательства по водным биологическим ресурсам необходимо предусмотреть меры по восстановлению рыбных запасов страны.
За реализацию законодательства о водных биоресурсах в числе других органов государственной власти отвечает Федеральное агентство по рыболовству.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) — орган исполнительной власти Российской Федерации, созданный на основании Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 путём преобразования ранее существовавшего Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Первоначально планировалось, что Росрыболовство будет находиться в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, однако уже 30 мая 2008 года издаётся Указ Президента № 863, которым руководство Росрыболовством было поручено непосредственно Правительству РФ[3].
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 утверждено Положение о Федеральном агентстве по рыболовству.
Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции[4]:
Закон о водных биоресурсах был создавался в течение целого десятилетия[5]. Разногласия между специалистами касались как ключевых положений, так и названия будущего закона. Поэтому проект неоднократно перерабатывался, была предпринята попытка вместо закона о рыболовстве издать постановление Правительства РФ, также была предложена идея кодифицированного по своему характеру закона: единого объемного, охватывающего по возможности все направления рыбного хозяйства.
Принятый Закон о водных биоресурсах создал единую основу правового регулирования отношений в области водных биоресурсов, устранил противоречия в действующей правовой базе и отменил многие морально устаревшие акты. С другой стороны, закон позволяет "нарастить" новый нормативно-правовой материал.
В Законе о водных биоресурсах установлена преимущественно федеральная собственность на водные биоресурсы. Исключение составляют лишь водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности сообразно праву собственности на водоем. Таким образом, собственность на водные биоресурсы производна от собственности на водные объекты (моря, водоемы и водотоки). Право собственности влечет за собой право пользования водными биоресурсами.
В течение многих лет общественность, представители рыбохозяйственного комплекса, уполномоченных государственных органов управления высказываются за выдачу квот добычи (вылова) водных биоресурсов не на один год, а на пять лет. В новом законе п.1 ст. 31 промышленные квоты, прибрежные квоты на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статье 19 настоящего Федерального закона, на срок не менее пяти лет путем закрепления за этими лицами долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных на основании данных об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за предыдущие пять лет Эта мера необходима для стабильности и предсказуемости рассматриваемых правоотношений.
Одним из важных понятий Закона о водных биоресурсах, указанном в статье 18, является понятие рыбопромыслового участка. Именно рыбопромысловый участок является предметом названных договоров. Он состоит из всей акватории водного объекта рыбохозяйственного значения либо ее части. Согласно первоначальной редакции Закона в понятие рыбопромыслового участка включали не только акваторию водного объекта, но и прибрежную полосу суши. Однако согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"[6] и Земельный кодекс Российской Федерации"[7] законодательное определение рыбопромысловых участков оказалось сужено: "Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или его части". При этом не упоминающаяся теперь в определении понятия "рыбопромысловый участок" прибрежная полоса может использоваться на основании публичного сервитута в целях охоты и рыболовства, что также указано в поправках в Земельный кодекс РФ. Кроме того, предусматривается приведение в соответствие уже заключенных договоров пользования рыбопромыслового участка требованиям новой редакции Закона о водных биоресурсах.
Весной 2007 г. в законодательство о животном мире и о водных биоресурсах были внесены изменения, направленные против "теневого рынка" водных биоресурсов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[8] предусматриваются следующие важные положения:
незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и
продукты их переработки, а также рыбопромысловые суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания;
в случае, если физическое состояние изъятых водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению
безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы иных видов и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"[9].
Разработчики этого закона стремились обеспечить непрерывность пользования водными биоресурсами со стороны добросовестных хозяйствующих субъектов, стимулировать отечественные перерабатывающие предприятия, способствовать доставке уловов водных биоресурсов на российский берег, а не в скандинавские страны.
Таким образом, в силу многочисленных и существенных изменений возникает новая редакция Закона о водных биоресурсах, которая призвана усилить договорные начала в области рыбного хозяйства, предусмотрев договор пользования водными биоресурсами. Углубление договорных начал в области использования и охраны водных биоресурсов в целом соответствует тенденциям развития российского законодательства.
Не менее характерная особенность нового закона заключается в том, что теперь иностранцы не могут осуществлять промышленное рыболовство, кроме случаев, прямо установленных федеральными законами (международные обязательства России и т.д.)
В статье 2 Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» закреплены основные принципы законодательства о водных биоресурсах, которые представляют собой основополагающие начала, подходы к решению вопросов, а также к целям и задачам. Сформулированные в Законе принципы являются основой всей системы права в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Суть первого принципа состоит в том, что система правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Но понятие природный объект отличается от понятия природный ресурс. Природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность[10]. Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Являясь составной частью природы, водные биоресурсы, в качестве природного объекта, подлежат охране. Как природный ресурс, они, в силу своих потребительских свойств, выступают основой осуществления рыбохозяйственной и иной деятельности. Кроме этого, водные биоресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также быть объектами иных прав на водные биоресурсы.
Следующий принцип закрепляет приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому "принцип сохранения водных биоресурсов и их рационального использования" должен заключаться в том, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации водных биоресурсов, не нанося при этом им экономического и экологического вреда.
Третий принцип закрепляет приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов. Он находит свою реализацию в ст. 27 Закона, которая посвящена ограничению добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, устанавливая, что в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена. В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Четвертый принцип установливает дифференцированный правовой режим водных биоресурсов. Данный принцип означает, что при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы.
Пятый принцип впервые закрепляет участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов: граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Таким образом, закрепляется право ассоциаций рыбаков принимать участие в подготовке решений и их реализации по вопросам, касающихся рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Сами рыбаки, их общественные организации всех уровней (ассоциации, объединения, профсоюзы и т.д.) в целях реализации данного принципа должны взять под особый контроль качественную подготовку подзаконных актов, которые особенно будут влиять на практическую рыболовную деятельность, а главное - контроль за исполнением на практике всех положений Закона и вводимых подзаконных актов органами власти всех уровней.
Шестой принцип устанавливает обеспечение коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации упрощенный доступ к водным биоресурсам. Данное положение конкретизируется в нормах ст.ст. 18, 25, 30, 31, 39 Закона. Например, согласно ст. 39 договор пользования рыбопромысловыми участками заключается с общинами и отдельными лицами коренных малочисленных народов без проведения конкурсов.
Коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации предоставляются также определенные льготы в сфере взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов. Согласно ст. 333.2 НК РФ не признаются объектами обложения объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Эти исключения из общих правил созданы, чтобы облегчить жизнь народов окраин Российской Федерации.
Седьмой принцип посвящен гласности и открытости предоставления в пользование водных биоресурсов. То есть информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, должна быть общедоступна любому лицу.
Нормы о праве на получение информации содержатся во многих действующих российских законах. Так, в Конституции РФ (ч.2 ст.24) говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Данное положение корреспондируется и с ч.4 ст.29, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе и информацию о предоставлении в пользование водных биоресурсов).
Согласно восьмому принципу, полномочия по управлению собственностью на водные биоресурсы и по контролю в этой же области осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти. В целях реализации комментируемого принципа постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"[11] было установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ утверждает:
- ежегодно общие допустимые уловы водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы водных биоресурсов), а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- ежегодно распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;
- состав и порядок деятельности бассейновых научно-промысловых советов;
- порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и использования находящихся в них водных биоресурсов;
- порядок установления ограничений рыболовства;
- порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
- порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов;
- порядок заключения и регистрации договора о переходе от одного лица к другому лицу долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
- порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
- порядок распределения между пользователями водными биоресурсами прибрежных квот во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
- перечень водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства;
- перечень водных биоресурсов, добыча (вылов) которых осуществляется при любительском и спортивном рыболовстве на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна;
- порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
- порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
- порядок осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
- порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- типы рыбопромысловых судов, орудия и способы добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства по районам промысла;
- порядок разработки нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения[12].
Изучив Положение о Федеральном агентстве по рыболовству можно выделить следующие функции[13]:
- ежегодно определяет общие допустимые уловы водных биоресурсов;
- ежегодно распределяет общие допустимые уловы водных биоресурсов, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;
- определяет категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности их использования;
- осуществляет изъятие долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в случае прекращения права пользования водными биоресурсами;
- заключает договоры об искусственном воспроизводстве водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения;
- является организатором аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
- заключает со специализированными организациями договоры об организации аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
- выдает документ, удостоверяющий наделение пользователя квотами добычи (вылова) водных биоресурсов;
- распределяет между пользователями водными биоресурсами по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
- согласует утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации;
- распределяет между пользователями водными биоресурсами научные квоты, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
- осуществляет государственный мониторинг водных биоресурсов;
- организует и проводит конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком;
- заключает договор пользования рыбопромысловым участком и предоставляет на основании этого договора гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок[14].
Изучив положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно выделить следующие функции[15]:
- государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- приостановление разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или аннулирует такое разрешение до истечения установленного срока его действия;
- временное оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения до внесения в нормативные правовые акты Правительства РФ изменений, предусматривающих перераспределение данной функции между федеральными органами исполнительной власти;
- согласование размещения, проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов.
Закрепленный в Законе принцип платности использования водных биоресурсов направлен на осуществление эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. Согласно данному принципу любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Отношения в сфере взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются гл. 25.1 Налогового кодекса РФ[16] (далее - НК РФ), где плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Также Налоговым кодексом определяются объекты обложения, ставки сборов, порядок их исчисления и уплаты.
В ст. 333.3 НК РФ указано, что обложению подлежат объекты водных биоресурсов по перечню, приведенному в гл. 25.1. Также оговорено, что к данным объектам отнесены те из них, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (разрешения). Таким образом, сбор взимается не за все виды добываемых ресурсов, а только поименованных в указанном выше перечне и лицензии (разрешении).
Ставки сбора установлены более чем за 100 видов водных биоресурсов, включая несколько видов морских млекопитающих. Виды водных биоресурсов разделены по конкретным бассейнам. Кроме того, в их перечне несколько раз упоминаются "прочие объекты водных биологических ресурсов", что означает значительное увеличение общего количества биоресурсов, добываемых за плату.
Порядок исчисления и уплаты сбора предусматривает, что сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов как произведение соответствующего количества объектов биоресурсов и установленной ставки. Практически все ставки установлены в рублях за 1 т биоресурсов. Только по морским млекопитающим - в рублях за одно животное.
Отметим, что плата за пользование водными биоресурсами вносится в виде разового взноса и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. При этом уплата разового взноса производится сразу же при получении лицензии (разрешения), а оставшаяся сумма сбора определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Эта оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.
Контроль над правильностью исчисления сбора осуществляется налоговыми органами исходя из представленных этим органам сведений о выданных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате по каждой лицензии (разрешению), и некоторых других данных. Эти сведения представляются лицензирующими органами и непосредственно пользователями биоресурсами (см. ст.ст. 333.6 и 333.7 НК РФ).
Согласно ч.2 ст.2 Закона «О рыболовстве», иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о водных биоресурсах, однако они не должны противоречить принципам, установленным настоящим Законом. Таким образом, приведенный перечень принципов не является исчерпывающим. Процесс формирования принципов продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского законодательства о водных ресурсах.
Хочется подвести итоги по данной главе, изучив закон «О рыболовстве», я, выяснила следующие принципы:
Для полного изучения главы о законодательстве рыболовства, я ознакомилась с постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а так же затронула Налоговый кодекс Российской Федерации.
Одним из принципов законодательства в рассматриваемой сфере является платность использования водных биоресурсов. Но она не приобрела столь важного для дела охраны природы компенсационного характера. В конце 90-х гг. некоторое время функционировал Федеральный целевой бюджетный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. Он обеспечивал компенсационный характер платежей. Затем федеральные целевые бюджетные фонды были отменены, вместо водных неналоговых платежей был введен водный налог.
С 1 января 2004 года введена в действие глава 25.1 Налогового кодекса, которая посвящена двум новым федеральным сборам в сфере природопользования — сбору за пользование объектами животного мира и сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов. В статье проанализированы положения данной главы, касающиеся сбора за пользование объектами водных биоресурсов[17].
Система взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов заменила действовавшую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства. Сегодня аукционная система продолжает действовать только в части вылова водных биоресурсов, вновь разрешенных к вылову, и в части вновь осваиваемых районов промысла.
Кроме того, был введен сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 части второй Налогового кодекса РФ). Эта глава российского Налогового кодекса уже получила научный комментарий. Таким образом, законодательство о водных биоресурсах не может определять, будут ли платежи за пользование водными биоресурсами налоговыми или неналоговыми. Это дело финансового законодательства, что может вызвать и резонную критику.
Сбор за пользование водными биоресурсами является федеральным и взимается в соответствии с нормами налогового законодательства. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на промысел водных биоресурсов.
Все плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов условно подразделяются на две категории:
организации и индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся предпринимателями.
Организации и предприниматели осуществляют вылов биоресурсов на основании долгосрочных лицензий и краткосрочных разрешений.
Все объекты водных биоресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы:
морские млекопитающие;
другие (кроме млекопитающих) объекты водных биоресурсов.
Как представляется, платность использования водных биоресурсов должна, как и платность водопользования, быть финансовым способом обеспечения охраны и восстановления ресурсов рыбных запасов, популяций морских млекопитающих, других водных животных и растений.
Ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов установлены в абсолютной величине за единицу облагаемой базы (пункты 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ). Причем единица облагаемой сбором базы зависит от вида биоресурса[18]. Например, при вылове морских млекопитающих облагаемой базой признается одно животное. То есть единицей облагаемой базы является количество биоресурсов данного вида, выраженное в штуках. При пользовании иными водными биоресурсами облагаемая база — это количество ресурсов, выраженное в тоннах. Ставки сбора установлены в рублях за единицу измерения — штуку или тонну.
По каждому рыбохозяйственному бассейну установлены конкретные ставки только по тем видам биоресурсов, которые имеют наибольшее промышленное значение для данного региона. Например, отдельные ставки сбора предусмотрены для трески, краба камчатского, камбалы, гребешка, морского котика и т. д. Менее значимые виды гидробионтов отнесены к прочим объектам водных биоресурсов, и для них установлены отдельные ставки.
Практика применения в России введенных норм налогообложения объектов водных биоресурсов выявила необходимость пересмотра и изменения размеров ставок сбора за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов в целях приведения их в соответствие с экономической эффективностью хозяйственной деятельности. Так, установленные НК РФ ставки сбора за пользование глубоководными крабами-стригунами дальневосточных морей и белька (детеныш тюленя) в Баренцевом и Белом морях вызвали в 2004 г. ряд протестующих обращений рыбохозяйственных организаций в федеральные органы исполнительной власти и в Федеральное Собрание РФ.
В силу нерентабельности пользования этих объектов при установленных ставках сбора промысел глубоководных крабов был значительно сокращен, а добыча тюленя полностью прекращена. Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ставки сбора за пользование глубоководными крабами и тюленем были изменены[19]. Внесение таких изменений основывалось на анализе экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий и уровня освоения квот на вылов объектов промысла.
Для лиц, которым водные биоресурсы предоставляются для научных исследований и в целях воспроизводства, для предотвращения экономического ущерба, устранения ущерба населению и сельскохозяйственным животным, предусмотрена нулевая ставка сбора[20]. Иными словами, такие лица фактически не уплачивают сбор. Пользование объектами водных биоресурсов в указанных целях должно быть подтверждено соответствующими записями (отметками) в лицензиях на право пользования водными биоресурсами. Эти записи (отметки) делают лицензирующие органы при выдаче лицензий.
Льгота по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов также предоставляется градообразующим и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям. Они уплачивают сбор по ставке, составляющей 15% от полной ставки по конкретному виду водных биоресурсов соответствующего бассейна.[21]
Градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:
- осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
- зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
Основным актом международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Относительно водных биоресурсов положения этого глобального морского договора конкретизированы в Соглашении об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.[22]
В соответствии с указанным Соглашением прибрежным государствам следует ограничивать улов до тех пор, пока воздействие промысла на рыбные запасы не будет достаточно выявлено. Таким образом, государства не должны злоупотреблять своим суверенитетом, им предписано применять осторожный подход в управлении использованием и охраной рыбных запасов.
Не следует забывать и о международном речном праве. Оно представляет собой совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств. В предмет его правового регулирования входят отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек, т.д.). Для России общее количество таких трансграничных (пограничных) поверхностных водных объектов превышает тысячу. Среди них немало крупных и значимых для рыбного хозяйства рек и озер. Прежде всего, это разветвленный бассейн реки Амур, реки Урал, Днепр, Северный Донец, Псково-Чудское озеро. Поэтому международное речное право призвано регламентировать и использование трансграничных водоемов и водотоков в целях рыболовства и рыбоводства[23].
Основным актом международного речного права является Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., подписанная и ратифицированная Россией. Важнейшая задача данной Конвенции - предотвратить, ограничить и сократить трансграничное воздействие не только на сами водные объекты, но и на их флору и фауну. Исполняя указанную Конвенцию, Российская Федерация подписала соглашения по использованию и охране трансграничных вод, в том числе одно трехстороннее (с Норвегией и Финляндией) и двусторонние (с Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией и Китаем).
На основе актов международного морского и речного права Российская Федерация заключает отдельные межправительственные соглашения в области собственно рыбного хозяйства. Они охватывают вопросы рыболовства, аквакультуры и марикультуры, судоремонта и судостроения (относительно рыболовного флота), ихтеологических исследований, предусматривают участие сторон в международных рыбохозяйственных организациях. В качестве примеров можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 24 сентября 1992 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства от 4 мая 1994 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 29 июня 1999 г.
В сфере использования биоресурсов сложности проявляются даже со старым соседом - Китаем, стремящимся обеспечивать продовольствием свое многочисленное население. Правовая база российско-китайских отношений состоит из двух соглашений: Соглашения между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 4 октября 1988 г. и Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования, и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури от 27 мая 1994 г. Стороны этих соглашений стремились защитить деградирующие запасы кеты, осетровых и иных ценных видов рыб, но некоторые положения указанных актов не отвечают поставленным задачам. Составленные на основе китайских подходов Правила по охране, регулированию и воспроизводству рыбных запасов в пограничных водах рек Амур и Уссури представляются слишком мягкими. Ярким примером является ситуация с осенней кетой. Если китайские рыболовы осуществляют промысел в пограничных участках русел рек Амура и Уссури, то, скованные своими более строгими правилами рыболовства, россияне - только в устье Амура. Китайские рыболовы вылавливают особи производителей бассейнов Амура и Уссури, около 40% амурских нерестилищ пустуют вот уже 30 лет, а уссурийские нерестилища кеты "дают рыбу" для китайского промысла. Поэтому китайская сторона, опустошившая свои нерестилища, могла бы согласно принятой международной практике принять участие в расходах российской стороны по воспроизводству запасов этой ценной рыбы[24].
Важной задачей российского законодательства является оптимизация условий рыболовства и рыбоводства. Деятельность в области рыбного хозяйства отчасти регулируется водным законодательством. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) рыболовство не требует заключения договора водопользования или выдачи решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако нормы, содержащиеся в водном законодательстве, в целом не акцентированы и не могут быть акцентированы на охране водных организмов. Для поддержания и увеличения запасов ценных промысловых рыб в нашей стране, несмотря на продолжающийся кризис, осуществляются широкие мероприятия по искусственному рыборазведению, улучшению условий естественного воспроизводства рыб, а также развитию озерного и прудового рыбоводства по выращиванию товарной рыбы. Большие работы проводятся по акклиматизации ценных промысловых рыб и других объектов промысла, направленные, на расширение видового состава рыб и увеличение рыбных запасов.
Для сохранения и развития рыбных ресурсов, необходимо проводить повсеместный контроль загрязнения водоемов сточными водами, создавать условия для нормального размножения, развивать рыбную промышленность, поощрять развитие и применение научных идей в рыбной промышленности, и т.д.
Сохранение и рациональное использование рыбных ресурсов (являющихся не только пищевым ресурсом), важнейшая задача государства. Возникает необходимость правового обеспечения деятельности в области развития аквакультуры. Обобщает многочисленные пожелания организаций Федеральный Закон «Об аквакультуре». Задачей является интенсивное развитие всех возможных для России направлений аквакультуры и определение четких границ между сферами действия законов об охране животного мира, рыболовства – с одной стороны, и правовым обеспечением деятельности предприятий отечественной аквакультуры различных форм собственности – с другой.
Внеслись изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса, то есть о ставках сбора. Целью изменения является приведение в соответствие экономические интересы государства – собственника ресурсов – и организаций и физических лиц – пользователей ресурсами. Сборы за пользование водными биологическими ресурсами должны иметь не фискальный характер, как происходило до этого по многим позициям, а объективно необходимыми и экономически обусловленными затратами.
В свою очередь, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" содержит в себе лишь одну ст. 42 "Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов". В соответствии с ней рыболовство подпадает под действие как федерального, так и регионального законодательства. Но эта статья отсылочная, ее положения, как полагали специалисты ИЗиСП, следовало бы развить в законе "О рыболовстве и охране водных беспозвоночных, морских млекопитающих РФ". Однако Федеральный закон о рыболовстве готовился около 10 лет. В течение этого времени регионы в "опережающем порядке" принимали свои законы и правила в области рыболовства. В это же время были приняты федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г., "Об исключительной экономической зоне" 1998 г., "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. Названные законы распространялись и на живые ресурсы моря: утверждалась платность пользования водными биологическими ресурсами и допускалась конкурсная основа подобного природопользования.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5270.
2. Указ Президента от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
4. Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 23.
5. Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1933.
6. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"// СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124.
7. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753,от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,от 26.07.2010 N 553, от 02.08.2010 N 589).
8. Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.04.2008 N 130 (в редакции от приказа Россельхознадзора от 30.09.2008 N 295.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010).
10. Протокол от 15 марта 2007 г. № 12, заседании секции Научно-технического совета Минсельхоза России по рыбохозяйственному комплексу – Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года.
11. Постановление Правительства от 31 октября 1999 г. N 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации"//СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5427.
12. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ставки сбора за пользование глубоководными крабами и тюленем были изменены //СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1918.
Учебная и научная литература:
1. Никоноров И.В. Экология и рыбное хозяйство. М., 1996. С. 30, 31,43.
2. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону / Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005; Сиваков Д.О. Вопросы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности на внутренних водных объектах // Право и экономика. 2004. N 6. С. 65-70; Он же. Закон о водных биоресурсах: предыстория, содержание, перспективы // Право и экономика. 2005. N3 С. 47-52.
3. Боголюбов С.А. Требования к использованию природных ресурсов прибрежных морей // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Первый выпуск. 2007. N 8. С. 3-7.
4. Сергеев В.Н. Развитие аквакультуры в Ленинградской области. М. 2005.
5. О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
6. О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
7. Рыбацкая газета – Актуальность проблем аквакультуры, 2009., ст. 18-21.
8. Виноградов В.А. Будущее аквакультуры.// Журнал рыбное хозяйство, 2005. с. 7.
10. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2007.
11. Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М., 1993. С. 7-12.
12. Курмазов А.А., Золотухин С.Ф. Кета реки Уссури в российско-китайских рыболовных отношениях // Рыбное хозяйство. 2001. N 4. С. 26-28.
13. Юмаев М.М. О сборах за пользование живыми ресурсами // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2005 г.
14. Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
15. Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
17. Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыбоводства // "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2006 г.
25. Галимов Д.И.Об объективных признаках незаконной добычи водных животных и растений и эффективности борьбы с браконьерством // "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2006 г.
Сайт:
1. Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству - общие сведения.
[1] Никоноров И.В. Экология и рыбное хозяйство. М., 1996. С. 30, 31,43.
[2] Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5270.
[3] Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству - общие сведения.
[4] Указ Президента от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству»
[5] О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону / Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005; Сиваков Д.О. Вопросы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности на внутренних водных объектах // Право и экономика. 2004. N 6. С. 65-70; Он же. Закон о водных биоресурсах: предыстория, содержание, перспективы // Право и экономика. 2005. N3 С. 47-52.
[6] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
[7] Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 23.
[8] Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1933.
[9] Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СЗ РФ.
[10] Сергеев В.Н. Развитие аквакультуры в Ленинградской области. М. 2005
[11] Постановление Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"// СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124
[12] О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
[13] Положение о Федеральном агентстве по рыболовству(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753,от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,от 26.07.2010 N 553, от 02.08.2010 N 589).
[14] О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
[15] Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.04.2008 N 130 (в редакции от приказа Россельхознадзора от 30.09.2008 N 295
[16] Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010).
[17] Борисов А.Н. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к главе 25.1 части Налогового кодекса РФ. М., 2005.
[18] Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010).
[19] Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ставки сбора за пользование глубоководными крабами и тюленем были изменены //СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1918.
[20] Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010), п. 6, ст.333.3
[21] Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010), п. 7, ст. 333.3
[22] Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2007.
[23] Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М., 1993. С. 7-12.
[24] Курмазов А.А., Золотухин С.Ф. Кета реки Уссури в российско-китайских рыболовных отношениях // Рыбное хозяйство. 2001. N 4. С. 26-28.