Принцип платности природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:
• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;
• рациональное природопользование;
• экосистемный подход к регулированию природопользования;
• целевой характер пользования природными ресурсами;
• устойчивость права пользования природными ресурсами;
• платность специального природопользования.

Файлы: 1 файл

Право природопользования характеризуют особые принципы.docx

— 16.64 Кб (Скачать)

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права пользования  природными ресурсами от права собственности  на них;

• рациональное природопользование;

• экосистемный подход к регулированию природопользования;

• целевой характер пользования  природными ресурсами;

• устойчивость права пользования  природными ресурсами;

 • платность специального  природопользования.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом  природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного  права каждого на благоприятную  окружающую среду, является для его  субъектов безвозмездным. Введением  платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Так, в соотв-ии с Водным кодексом РФ (ст.123) система платежей, связанных с исп-ем водных объектов, вкл:

• плату за пользование водными  объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст.103) устанавливает след систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за пользование  лесным фондом);

• арендную плату.

 Согласно ст. 39 3акона «О недрах»,  система платежей включает:

• платежи за право пользования  недрами;

• отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• акцизный сбор;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета  экологического фактора в экономике, рациональное использование природных  ресурсов.

Среди платежей за природные ресурсы  можно выделить плату за право  пользования природными ресурсами  и за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право  пользования природными ресурсами  направлена на реализацию прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой  способ изъятия ренты.

Другим способом реализации платности  природопользования является введение штрафов, иных санкций за нерациональной использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами сверх допустимых нормативов.

Плата за использование  природных ресурсов и загрязнение  окружающей среды

Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран; успешной его реализации за рубежом способствовала прежде всего соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая, в частности, вопросы управления и контроля в сфере экологии.

Система платежей за природные ресурсы  в России начала формироваться в 70-е г. прошлого века. Элементами этой системы становились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и др.В 1991 голу принцип "платности использования ресурсов" был закреплен в Законе, "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20).

Цели введения платного природопользования: 1) рациональное и комплексное использование  природных ресурсов; 2) улучшение  охраны окружающей среды; 3) выравнивание социально-экономических условий  хозяйствования при использовании  природных ресурсов; 4) финансовые интересы государства.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные  ресурсы взимается: 1) за право использования  природных ресурсов в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на их воспроизводство и охрану. При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России.

Плата за право пользования природным  ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов.

Предусматривается, что данный вид  платы должен быть главным источником получения средств, которые необходимы для компенсации ущерба от загрязнения  ОПС, выполнения работ по ликвидации последствий загрязнения, а также  обеспечения повышения экономической  заинтересованности и ответственности  природопользователей в выполнении нормативов экологических требований.

Прежде чем установить предприятиям платежи, местные и региональные органы власти устанавливают для  них лимиты выбросов (сбросов).

В соответствии с нормативными правовыми  документами нормативы платы  зависят от размера загрязнения  и подразделяются на три вида: 1) в  размерах, не превышающих нормативы  предельно допустимых выбросов, сбросов  загрязняющих веществ и размещения твердых отходов; 2) в пределах установленных  лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов); 3) за сверхлимитное загрязнение  ОПС.

В случае аварийного загрязнения, значительно  превышающего негативные воздействия  производства, работающего в штатном  режиме, органы охраны природы и  прокуратура могут предъявить соответствующие  иски виновным.

Определение платежей за загрязнение  ОПС выполняется по каждому загрязняющему  ингредиенту (пыль, S02, N02 и т.д.), а  затем результаты суммируются. Важно указать, что размеры платежей за загрязнение ОПС мб заметно снижены, если хозяйствующим субъектом обеспечивается повышение экологической безопасности выпускаемой продукции, снижение концентрации загрязняющих веществ, сокращение объема потребления природных ресурсов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения твердых отходов.

 Платность природопользования  и возмещение вреда окружающей  среде.

Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.

Установление порядка определения  размера платы за выбросы и  сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду является полномочием  органов государственной власти Российской Федерации (Статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный  частью второй статьи 16 перечень видов  негативного воздействия, за которое  должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим. Вместе с тем базовые  ставки платы установлены только для трех видов негативного воздействия: выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, сброс  загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов.

Вопрос о необходимости установить предусмотренную Законом "Об охране окружающей среды" плату за другие виды негативного воздействия ставится давно. В качестве примера можно  привести приказ Министерства охраны окружающей среды и природных  ресурсов РФ. В п. 2 приказа МПР РФ от 30.11.1994 №361 "О расширении системы платежей за негативное воздействия на окружающую среду" содержится поручение рабочей группе "рассмотреть необходимость и целесообразность введения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: тепловое, радиоактивными изотопами и ионизирующей радиацией; неионизирующим и электромагнитным излучениями; пестицидами, животноводческими стоками; выбросами передвижных источников; передвижными и стационарными источниками шума; сбросом загрязняющих веществ в моря; закачкой загрязненных вод в подземные горизонты; другие виды загрязнения".

Таким образом, необходимо признать, что принцип платности природопользования, известный в других странах как принцип "загрязняющий платит", реализуется не в полной мере. Отдельного рассмотрения также требует и вопрос размера платы, которые, как правило, не стимулируют природопользователей к уменьшению уровня негативного воздействия на окружающую среду.


Информация о работе Принцип платности природопользования