Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:41, реферат
Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:
• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;
• рациональное природопользование;
• экосистемный подход к регулированию природопользования;
• целевой характер пользования природными ресурсами;
• устойчивость права пользования природными ресурсами;
• платность специального природопользования.
Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:
• производность права
• рациональное природопользование;
• экосистемный подход к регулированию природопользования;
• целевой характер пользования природными ресурсами;
• устойчивость права пользования природными ресурсами;
• платность специального природопользования.
Принцип платности природопользования
заключается в обязанности
Так, в соотв-ии с Водным кодексом РФ (ст.123) система платежей, связанных с исп-ем водных объектов, вкл:
• плату за пользование водными объектами (водный налог);
• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Лесной кодекс РФ (ст.103) устанавливает след систему платежей за пользование лесным фондом:
• лесные подати (плата за пользование лесным фондом);
• арендную плату.
Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает:
• платежи за право пользования недрами;
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• сбор за выдачу лицензий;
• акцизный сбор;
• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.
Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату за право пользования природными ресурсами и за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.
Другим способом реализации платности
природопользования является введение
штрафов, иных санкций за нерациональной
использование природных
Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды
Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран; успешной его реализации за рубежом способствовала прежде всего соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая, в частности, вопросы управления и контроля в сфере экологии.
Система платежей за природные ресурсы в России начала формироваться в 70-е г. прошлого века. Элементами этой системы становились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и др.В 1991 голу принцип "платности использования ресурсов" был закреплен в Законе, "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20).
Цели введения платного природопользования:
1) рациональное и комплексное использование
природных ресурсов; 2) улучшение
охраны окружающей среды; 3) выравнивание
социально-экономических
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы взимается: 1) за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на их воспроизводство и охрану. При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России.
Плата за право пользования природным ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.
Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов.
Предусматривается, что данный вид
платы должен быть главным источником
получения средств, которые необходимы
для компенсации ущерба от загрязнения
ОПС, выполнения работ по ликвидации
последствий загрязнения, а также
обеспечения повышения
Прежде чем установить предприятиям платежи, местные и региональные органы власти устанавливают для них лимиты выбросов (сбросов).
В соответствии с нормативными правовыми документами нормативы платы зависят от размера загрязнения и подразделяются на три вида: 1) в размерах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов; 2) в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов); 3) за сверхлимитное загрязнение ОПС.
В случае аварийного загрязнения, значительно превышающего негативные воздействия производства, работающего в штатном режиме, органы охраны природы и прокуратура могут предъявить соответствующие иски виновным.
Определение платежей за загрязнение ОПС выполняется по каждому загрязняющему ингредиенту (пыль, S02, N02 и т.д.), а затем результаты суммируются. Важно указать, что размеры платежей за загрязнение ОПС мб заметно снижены, если хозяйствующим субъектом обеспечивается повышение экологической безопасности выпускаемой продукции, снижение концентрации загрязняющих веществ, сокращение объема потребления природных ресурсов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения твердых отходов.
Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.
Установление порядка
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный частью второй статьи 16 перечень видов негативного воздействия, за которое должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим. Вместе с тем базовые ставки платы установлены только для трех видов негативного воздействия: выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов.
Вопрос о необходимости
Таким образом, необходимо признать,
что принцип платности