Право собственности на природные объекты и природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Природные ресурсы, естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ к.р..docx

— 25.54 Кб (Скачать)

     1.Право  собственности на  природные объекты  и природные ресурсы

     Природные ресурсы, естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

     Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

     Право государственной  собственности в  объективном смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъективном смысле - это охраняемая законом возможность Республики Беларусь владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

     Право собственности на природные ресурсывозможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

     Правомочие  владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

     Правомочие  пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

     Правомочие  распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

     Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для  права собственности.

     Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности;

2) право государственной собственности;

3) право муниципальной собственности.

     К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:

     - земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не  подлежащие в соответствии с  законами Республики Беларусь  передаче в частную собственность;

      - недра; 

       - воды;

     - леса;

     - особо охраняемые природные территории  и объекты (заповедники, национальные  парки, заказники и памятники  природы) и их имущество;

      - дикие животные, обитающие в  состоянии свободы и включенные  в Красную книгу Республики  Беларусь;

     - редкие и находящиеся под угрозой  исчезновения виды растений, включенные  в Красную книгу Республики  Беларусь.

     Субъектами  права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок.

     Приватизация  природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

       В порядке приватизации  право частной  собственности на  земельные участки  могут приобрести:

       а) граждане – для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства; 

     б) граждане – для ведения личного  подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства  индивидуального жилого дома и гаражного  строительства;

     в) сельскохозяйственные организации, а  также их работники и некоторые  иные категории лиц, проживающие  в сельской местности – в порядке  реорганизации колхозов и совхозов;

     г) граждане и юридические лица –  в порядке выкупа земельные участки, находящиеся под приватизированными объектами недвижимости, а также  земельные участки, необходимые  в связи с расширением и  дополнительным строительством и для  ведения предпринимательской деятельности.

       Не подлежат приватизации, а, следовательно,  не могут быть объектами права  частной собственности земельные  участки: общего пользования,  зараженные опасными веществами  и подверженные биогенному заражению,  историко-культурного назначения, оздоровительного  назначения и некоторые другие. 

 

     2.Мониторинг  окружающей среды

     Мониторинг  окружающей среды – система проводимых по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

     Мониторинг  окружающей среды проводится в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (сокращенно НСМОС), образованной в 1993 году.

     В настоящее время НСМОС включает 11 организационно-самостоятельных  видов мониторинга, окружающей среды, проводимых на общих принципах:

     -мониторинг земель;

     -мониторинг поверхностных вод;

     -мониторинг подземных вод;

     -мониторинг атмосферного воздуха;

     -мониторинг озонового слоя;

     -мониторинг растительного мира;

     -мониторинг лесов;

     -мониторинг животного мира;

     -радиационный мониторинг;

     -геофизический мониторинг;

     -локальный мониторинг окружающей среды.

     НСМОС - сложная, развивающаяся во времени  и меняющихся условиях система. Мероприятия  по совершенствованию НСМОС предусмотрены  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 г. № 251).

     В рамках НСМОС действует Информационная система НСМОС, которая обеспечивает информационный обмен между видами мониторинга, анализ и обобщение  информации о состоянии окружающей среды и прогнозе ее изменения  под воздействием природных и  антропогенных факторов, а также  ее предоставление государственным  органам, юридическим лицам и  гражданам, а также международным  организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

     Информационная  система НСМОС объединяет информационно-аналитические  центра видов мониторинга окружающей среды и главный информационно-аналитический центр НСМОС.

     Мониторинг  является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы: детального, локального, регионального, национального и  глобального уровней.

     Низшим  иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга («элементарного», по М.А.Шубину, «объектного», по А.В.Шидловской), реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.

     При объединении систем детального мониторинга  в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.

     Локальные системы могут объединяться в  еще более крупные – системы  регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.

     Системы регионального мониторинга могут  объединяться в пределах одного государства  в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень ) системы мониторинга.

     Глобальный  мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование  возможных изменений общемировых  процессов и явлений, включая  антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой  системы в полном объеме, действующей  под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.

     Глобальная  система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как  глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др.  
 

 

3. Правовое регулирования использования и охраны животного мира.

     Животный  мир - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.

     Признаки  животного мира как  объекта охраны и  использования:

     • нахождение их в состоянии естественной свободы в среде своего обитания;

     •объектом правовой охраны и использования по законодательству о животном мире являются дикие животные;

     •нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории страны. 

     Объект  животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного происхождения.

     Следовательно, не являются объектами животного  мира сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие  животные, содержащиеся в неволе или  полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Эти животные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности  государству, юридическим и физическим лицам. Отношения по поводу таких  видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

     Среда обитания животного  мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

     Состав  животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны, законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся; земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного  мира. С другой стороны, животный мир  можно классифицировать по среде  обитания: на суше; в воде; в атмосфере; в почве.

     Право пользования животным миром - система правовых норм, направленных на обеспечение рационального использования его объектов, а также регламентирующих права, обязанности и конкретные правомочия пользователей животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

     Пользователями  животного мира могут быть юридические  и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и  иностранные, а также иностранные  государства и международные  организации.

     Виды  пользования животным миром:

     1. Охота - поиск, выслеживание и  преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча  диких зверей и птиц, обитающих  в состоянии естественной свободы.  Нахождение в охотничьих угодьях  лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

Информация о работе Право собственности на природные объекты и природные ресурсы