Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:22, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
определить цели и предмет правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;
исследовать правовой механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
выявить особенности взимания платы за негативное воздействие на отдельные виды природных ресурсов.
Также оспаривалась в судебном порядке законность Инструктивно-методических указаний по взиманию платы. Решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 признан частично недействующим пункт 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ от 26.01.1993, согласно которому был введен коэффициент, учитывающий место размещения отходов, не установленный Правительством РФ. Минприроды РФ вышло за пределы предоставленных полномочий, установив дополнительные коэффициенты при размещении отходов: в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий – коэффициент 5; менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов - коэффициент 3.
Таким образом, судебная практика свидетельствует о значительных проблемах в правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо отметить, что по сей день отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как отмечает Н.А. Лунина, действующее законодательство в этой сфере фрагментарно, отсутствует нормативный правовой акт, в полной мере решающий все вопросы, связанные со взиманием данных платежей.5
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отсутствие единой, четкой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих плату за негативное воздействие на окружающую среду, приводит к возникновению правовой неопределенности, что не согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания данных платежей.
Как уже отмечалось, действующим законодательством РФ установлен порядок взимания платы за следующие виды негативного воздействия:
Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются нормативы платы для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Применение нормативов платы, установленных Постановлением от 12.06.2003 № 344, к иным загрязняющим веществам, не внесенным в указанное Постановление, но обладающим схожими характеристиками, неправомерно.6
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 плата взимается за:
В соответствии с вышеназванным Постановлением, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды сверхлимитным является загрязнение, в случаях:
Согласно пункту 5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением от 28.08.1992 № 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.
Кроме того, к нормативам платы применяются поправочные коэффициенты, установленные Постановлением от 12.06.2003 № 344:
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации и бассейнам рек и морей. Общероссийским классификатором экономических регионов установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (разделы 10.1 и 10.2).
Также федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год к нормативам платы устанавливается коэффициент, учитывающий инфляцию. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.
При этом при применении коэффициентов к нормативам платы необходимо руководствоваться следующим:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из важнейших элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правильно ставит задачу о плате за все виды негативных воздействий на окружающую среду. Однако действующее законодательство не в полной мере обязывает природопользователей снижать негативное воздействие на окружающую среду, выполнять природоохранные и восстановительные мероприятия в полном объеме. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий, поскольку даже начисляемая по максимальной ставке плата не сопоставима с реальными затратами предприятий на осуществление природоохранных предприятий. Нормативы (ставки) платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют не предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб. Но все же, в какой то мере, государство платежами за негативное воздействие на окружающую среду останавливает предприятия от нарушения правил природопользования.
Таким образом, данные платежи являются самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, а также появлению нового источника финансирования природоохранных мероприятий.
1 Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2012. № 2. с.134
2 Костин А.А. Плата за загрязнение окружающей природной среды: интересы бюджета против закона // Арбитражная практика. 2011. № 10. с. 26.
3 Кичигин Н., Хлуднева Н. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду // Право и экономика. 2012. № 3. с. 98
4 Ялбулганов А.А. Природоресурсные платежи: учебное пособие / М.: Кнорус, 2010. с.185
5 Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2012. № 2. с. 167
6 Кичигин Н., Хлуднева Н. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду // Право и экономика. 2012. № 3. с.141
Информация о работе Плата за негативное воздействие на окружающую среду