Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:37, контрольная работа
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1.Основы управления природопользованием………………………………………4
2.Экологическая безопасность……………………………………………………………….7
3.Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г…………………………….8
4.Международное сотрудничество в области охраны природы…………12
5.Список используемой литературы……………………………………………………..15
Настоящий Федеральный
закон определяет правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статьи 2 этого закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством,
8
законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Отношения, возникающие
в области охраны окружающей среды,
в той мере, в какой это необходимо
для обеспечения санитарно-
Согласно статьи 3 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
1. соблюдение
права человека на
2. обеспечение
благоприятных условий
3. научно обоснованное
сочетание экологических,
4. охрана, воспроизводство
и рациональное использование
природных ресурсов как
5. ответственность
органов государственной
6. платность
природопользования и
7. независимость контроля в области охраны окружающей среды;
8. презумпция
экологической опасности
9. обязательность
оценки воздействия на
10. обязательность
проведения государственной
11. учет природных
и социально-экономических
9
12. приоритет
сохранения естественных
13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
14. обеспечение
снижения негативного
15. обязательность
участия в деятельности по
охране окружающей среды
16. сохранение биологического разнообразия;
17. обеспечение
интегрированного и
18. запрещение
хозяйственной и иной
19. соблюдение
права каждого на получение
достоверной информации о
20. ответственность
за нарушение законодательства
в области охраны окружающей
среды; организация и развитие
системы экологического
21. участие граждан,
общественных и иных
22. международное
сотрудничество Российской
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1. земли, недра, почвы;
2. поверхностные и подземные воды;
10
3. леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
4. атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Охрана природы,
создание комфортной среды обитания
человека является глобальной проблемой.
Важно то, что создать предпосылки
и условия для решения этой
проблемы пытаются юристы. Разработка
эффективного законодательства о природопользовании
представляется необходимой мерой для
обеспечения будущего существования человека
и общества. Нынешнее законодательство
уже не отвечает требованиям времени.
Оно в большей степени обусловлено интересами
не сохранения природы, а интересами экономики
и политики, которые живут за счет ресурсов.
Бездушное использование природных ресурсов
для решения, каких бы то ни было экономических
или политических задач уже не может быть
оправдано целями только государственной
потребности.
11
4.Международное сотрудничество в области охраны природы
Биосфера Земли
едина и неделима. В глобальных
масштабах протекают
Проблема международного сотрудничества
в области использования природы и ее
охраны имеет сложный социально-политический
характер, является ареной столкновения
между государствами, преследующими свои
экономические, геополитические интересы.
Мировые природные ресурсы по своему правовому
положению делятся на две категории: международные
природные ресурсы и внутригосударственные
(национальные) природные ресурсы. Международные
природные ресурсы принадлежат всем без
исключения государствам. К их числу относятся
ресурсы Мирового океана (с учетом прав
прибрежных стран), природные ресурсы
Антарктики, атмосферный воздух, космические
природные объекты. Среди объектов охраны
природы следует указать на многонациональные
ресурсы, принадлежащие ряду государств
(вода, рыба международных рек, каналов,
озер; мигрирующие через границу животные).
Понятие "международный природный ресурс"
означает также природные объекты, которые
в процессе своего естественного цикла,
без воздействия человека, постоянно или
хотя бы какую-то часть года находятся
в пределах международных пространств
(открытое море, район действия Договора
об Антарктике, космос) или в разное время
года оказываются на территории различных
государств. Ни одна страна не вправе претендовать
на единоличное распоряжение в отношении
международных природных ресурсов. Государства
в силу принципов международного права
призваны в отношении международного
природного ресурса соблюдать и не ущемлять
интересы других государств. В отношении
своих национальных природных ресурсов
каждое государство обладает правом свободного
распоряжения этими богатствами в пределах
занимаемой им территории. Однако суверенное
распоряжение своими природными ресурсами
государство не может использовать для
нарушения суверенных прав других государств.
Экологическая безопасность одного государства
не может обеспечиваться за счет других
государств или без учета их интересов.
В соответствии с Уставом ООН и принципами
международного права государства имеют
суверенное право разрабатывать свои
собственные ресурсы согласно своей политике
в области окружающей среды и несут ответственность
за обеспечение того, чтобы деятельность
в рамках их юрисдикции или контроля не
наносила ущерба окружающей среде других
государств или региона за пределами действия
национальной юрисдикции.
Предпосылками сотрудничества государств
в области рационального природопользования
и охраны природы являются международное
разделение труда, существующее в силу
международного распределения ресурсов,
а также заинтересованность стран в международной
торговле, в использовании мировых ресурсов.
Международное сотрудничество в области
охраны природы и рационального природопользования
осуществляется на основе принципов и
общепризнанных норм международного права.
Важнейшим условием плодотворного международного
сотрудничества в охране природы являются
поддержание прочного мира, ограничение
вооружений, разоружение.
Российская Федерация
в своих отношениях с другими государствами
исходит из принципов сотрудничества,
равенства, взаимной выгоды, невмешательства
во внутренние дела друг друга. Принципы
международного сотрудничества Российской
Федерации в области охраны окружающей
среды отвечают принципам и общепризнанным
нормам международного права. Это сотрудничество
осуществляется в интересах настоящего
и будущих поколений. Россия в качестве
важного принципа международного сотрудничества
признает, что должен быть установлен
контроль на глобальном, региональном
и национальном уровнях за состоянием
и изменениями окружающей природной среды
и природных ресурсов на основе международно
признанных критериев и параметров. Должен
быть обеспечен также свободный и беспрепятственный
международный обмен научно-технической
информацией по проблемам окружающей
природной среды и передовых природосберегающих
технологий. Государства должны оказывать
взаимопомощь в чрезвычайных экологических
ситуациях. Все споры, связанные с проблемами
окружающей природной среды, должны разрешаться
только мирными средствами.
Заинтересованность человечества в сохранении
природы Земли, важность соблюдения принципов
охраны природы всем человечеством, суверенное
равенство государств в справедливом
решении проблем - все это нашло отражение
в том, что ежегодно 5 июня отмечается Всемирный
день охраны окружающей среды.
Организационные формы международного
сотрудничества подразделяются на международные
правительственные союзы и неправительственные
объединения, а также организации, имеющие
смешанное членство. Большая роль в международном
сотрудничестве принадлежит Организации
Объединенных Наций (ООН), ряду ее специализированных
учреждений: Организации Объединенных
Наций по вопросам просвещения, науки
и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственной
и сельскохозяйственной организации (ФАО),
Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), Всемирной метеорологической организации
(ВИО) и др. В 1957 г. было организовано Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),
в 1960 г. была создана Межправительственная
океанографическая комиссия (МОК). Комиссия
МАГАТЭ предпринимает контрольные инспекции
на атомные электростанции, находящиеся
на территории России, Украины, других
государств. Международное сотрудничество
в сфере охраны природы осуществляется
также в форме двустороннего или регионального
сотрудничества. Российская Федерация
является правопреемницей бывшего СССР
на международной арене, выполняет взятые
на себя обязательства в сфере природоохранительных
отношений, закрепленных договорами. Российская
Федерация сотрудничает с другими участниками
международного сообщества в решении
энергетических проблем, в ликвидации
голода и опасных болезней, осуществляет
международное сотрудничество в освоении
Мирового океана, проводит политику снижения
ядерного потенциала, разоружения.
В охране природы Земли среди неправительственных
организаций существенное значение имеет
движение многочисленных партий "зеленых".
Некоторые из них выдвинули и провели
своих представителей в парламенты государств.
Проблема "общество - природа" имеет
глобальный характер, и ее невозможно
решить в рамках одного государства. Вопросы
взаимоотношений общества и природы отражают
противоречия современного мира, сложные
процессы, порожденные научно-техническим
прогрессом, глобальным демографическим
взрывом. Проблема приобретает еще большее
значение, учитывая, что развивающиеся
страны рассматривают индустриализацию
как первейшую необходимость, что существуют
реальные расхождения между высокоразвитыми
странами и развивающимися государствами
в оценке перспектив развития, конкретных
мер на пути к новому мировому порядку.