Охрана и рациональное использование животного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что согласно современному анализу экологической ситуации в России существует необходимость решения проблемы противодействия преступлениям в сфере экологии. А самым распространённым среди всех видов экологических правонарушений является незаконное посягательство на животный мир.
Целью моей работы является раскрытие того, что из себя представляет животный мир, как он используется и на сколько эффективно осуществляется его охрана.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Охота ведется в охотничьих угодьях, закрепленных за соответствующими государственными, кооперативными охотничьими хозяйствами, обществами охотников, которые обязаны принимать меры по рациональному использованию, охране и воспроизводству промысловых животных, регулированию их численности, проводить мероприятия по повышению продуктивности охотничьих угодий, нести эффективную борьбу с нарушителями правил охоты и охраны природы.

Рыболовство – это промысловый лов рыбы, добыча водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добыча водных беспозвоночных.

Все водоемы, которые используются или могут использоваться для  промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными.

Правилами рыболовства  по отдельным рыбохозяйственным  водоемам и водным бассейнам определяются место лова, сроки лова рыбы и  других водных животных, перечень запрещенных  к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.6

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных  участках, предоставляемых в пользование  по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

Важным является вопрос об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов. Общий допустимый улов является количественным показателем возможного изъятия объектов промысла и устанавливается исходя из состояния водных биологических ресурсов в целях обеспечения сохранения биологического разнообразия животного мира и способности водных биологических ресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию.  Требования об определении таких уловов утверждены постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 390.

Любительский  и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

 

ГЛАВА 4. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЖИВОТНЫЙ МИР

 

К сожалению, как показывает практика, никакая ответственность и размеры штрафов не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов, в том числе объектов животного мира, до тех пор, пока не появится естественная потребность природопользователей и хозяйствующих субъектов в сохранении природного дома, окружающего человечество.

Ведь развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан – европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц. Давно исчезли дикие лошади, сайгаки, бобры, благородные олени. Уменьшилась численность медведя, выдры, норки.7

Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, а также вследствие ухудшения экологических условий на территориях и ареалов. Антропогенные изменения ландшафтов неблагоприятно сказываются на условиях существования большинства видов животных. Сведение лесов, распашка степей и прерий, осушение болот, регулирование стока, загрязнение вод рек, озер и морей – все это, вместе взятое, мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности даже при запрете охоты.

Преобразование  и изменение природы многих рек  и озер коренным образом изменяет условия существования большинства речных и озерных рыб, приводит к уменьшению их численности. Огромный ущерб рыбным стадам наносит загрязнение водоемов. При этом резко снижается содержание кислорода в воде, что приводит к массовым заморам рыбы.

Человек своей  деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности  одних видов, сокращение других и  гибель третьих. Это воздействие  может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие  испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха (выхухоль, шиншилла, лисы, норка), мяса (африканский осел), жира (киты, свиньи) и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Так же к прямым воздействиям человека на животных относят  их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий. Наиболее ярким примером данного воздействия на животных является китобойный промысел (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) в начале столетия приведший к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Косвенное влияние  человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при  вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и  стрепет), осушении болот (дальневосточный  аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д.

Отрицательное воздействие человека на животных возрастает, а для многих видов становится угрожающим. Ежегодно погибает один вид (или подвид) позвоночных животных; опасность исчезновения грозит более 600 видам птиц (дрофа, горный гусь, мандаринка), 120 видам млекопитающих (амурский тигр). Для таких животных необходимы специальные меры по их сохранению.

Как видим сокращение численности животных происходит по разным причинам: вытеснение из мест обитания при вырубке лесов, отравление минеральными удобрениями и ядохимикатами, которые мы используем при обработке полей, отравление вод рек и озер неочищенными стоками, браконьерство.

В последние  годы резко возросло браконьерство, особенно пагубно сказывающееся на сохранности рыбных запасов. В прошлом году, по данным Федеральной пограничной службы, только на Дальнем Востоке было задержано около сотни браконьерских судов, и не только российских. До 20 процентов рыбного промысла в этом регионе осуществляется с теми или иными нарушениями законодательства. Поэтому эффективная борьба с браконьерством определяет стабильность численности социально значимых видов охотничьих животных.

Но, к сожалению, только за   период   с   августа   по   декабрь   2006   года   выявлено   231   нарушений   правил пользования объектами животного мира отнесенных к объектам охоты (в предыдущие годы выявлялось   300-350   нарушений   в   год).   99,2%   от   общего   числа   нарушений   выявлено работниками госохотнадзора.  4 материала переданы в следственные органы по уголовным правонарушениям.  По делу о незаконной добыче косуль с применением автотранспорта и осветительных   приборов   в   ночное   время   3   браконьеров   осуждены  к   1   году   2  месяцам условно   с   испытательным  сроком  2   года.   За   5  месяцев   2006   года   выявлена   незаконная добыча: диких копытных животных – 30 , медведь – 1, пушных зверей – 261, пернатой дичи – 3.  На нарушителей наложено штрафов на сумму 176,4 тыс.  руб.,  взыскано 74,1 тыс.  руб., исков – 286,6  тыс.  руб.,  взыскано  129,8  тыс.  рублей.  Изъято  у нарушителей 155  единиц огнестрельного оружия.

За  первое  полугодие   2007  года   выявлено   410  нарушений правил   охоты,  наложено штрафов на сумму 271,6 тыс.  руб.,  предъявлено исков за незаконно добытых охотничьих животных 383,5 тыс. руб., изъято 226 единиц огнестрельного оружия. Выявлена незаконная добыча: диких копытных – 23, медведей – 8, пушных видов – 49, пернатой дичи – 8. Изъято пушнины на сумму более 5 тыс. рублей. По фактам незаконной охоты в следственные органы передано 16 материалов.8

Все чаще сотрудниками охотнадзора задерживаются нарушители правил пользования объектами  животного  мира   на   особо   охраняемых   природных   территориях,   прежде   всего Шавлинском   государственном   заказнике.   Браконьеров   привлекает   высокая   численность сибирского горного козла,  марала,  медведя.  На особо охраняемых природных территориях регионального значения – заказники, природные парки, сложилась не простая ситуация – нет охраны, а где она есть, то не наделена соответствующими полномочиями.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5.  ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Все эти факты  свидетельствуют о необходимости  как ужесточения государственного контроля за охраной и рациональным использованием рыбных ресурсов и дикой фауны в целом, так и совершенствования самого законодательства, регулирующего жизненно важную сферу отношений.

Юридические и  физические лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражданскую, дисциплинарную, административную (ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34-8.38, 10.6-10.8, 10.11 КоАП РФ) и уголовную (ст. 256-259 УК РФ и др.) ответственность. Но, не смотря на это, как показывает статистика, количество нарушений правил пользования объектами животного мира не уменьшается. Поэтому можно предпринять следующие меры: 1) расширить круг уголовно наказуемых деяний против животного мира; 2) шире использовать уголовную ответственность юридических лиц за совершение экологических преступлений, причиняющих вред животному миру, связанных с предпринимательской, производственной и иной деятельностью; 3) предусматривать охрану максимально большого круга объектов животного мира мерами уголовно-правового характера.

Переход к рыночной экономике привел к значительному  расширению экономических рычагов  и стимулов в охране животного  мира. В Федеральном законе "О  животном мире" подробно определены экономические средства обеспечения  охраны и рационального использования животного мира. Так, в статье 51 детально определена структура экономического стимулирования охраны и использования животного мира, включающая в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; систему платежей за пользование животным миром и бюджетное финансирование мероприятий; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Отмечая довольно подробный перечень экономических  рычагов и стимулов охраны и рационального использования объектов животного мира, получивший некоторую дополнительную регламентацию в последующих статьях Закона, следует признать, что экономическое стимулирование в этом деле нуждается в дальнейшем совершенствовании и детальном регулировании, особенно в таких областях, как льготное налогообложение и прямое экономическое стимулирование высокоэффективной деятельности в данной сфере отношений. Особое внимание следует обратить на недостатки в бюджетном финансировании природоохранных мероприятий, в научно - исследовательской работе, особенно в государственных природных заповедниках. Как свидетельствует практика, под сокращение в первую очередь попадают именно эти сферы деятельности, службы, непосредственно занятые охраной животного мира.9

Относительно  имущественных отношений в области  охраны и использования животного  мира сказано, что они регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным  законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Помимо этой слишком общей и потому мало что значащей нормы, каких-либо иных норм, уточняющих и конкретизирующих указанное положение, ни в данном Законе, ни в других актах не содержится, что едва ли можно признать правильным.

Отмечая многоуровневый характер законодательства о животном мире, необходимо особенно подчеркнуть, что оно должно быть непротиворечивым, внутренне согласованным и представлять собой стройную единую систему законодательства в данной сфере отношений.

Другое непременное  требование, которому должно удовлетворять природоохранное законодательство, - его относительная беспробельность. При этом основополагающие вопросы должны найти разрешение именно в законодательных, а не подзаконных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Защита природы  как среды проживания человека является проблемой не только России, но и всех стран мира. На нашей планете не существует полностью изолированных экосистем, и, поэтому, невозможно какой-либо стране или региону в одиночку успешно разрешить проблемы экологии. Животный мир, который всё мировое сообщество рассматривает в качестве объекта охраны, существует в той же среде, что и человек. Выступая неотъемлемой частью мировой экосистемы, животный мир для людей является не только источником жизни, например, в качестве пищи, или имущественного достатка. Гибель и вырождение животного мира крайне негативно сказывается на экологическом благополучии жизнедеятельности человека, в том числе и на возможности существования человека вообще.

Несомненно, Российская Федерация прилагает значительные усилия для снятия наиболее важных экологических проблем. В основном, меры, предпринимаемые государством, можно отнести к категории мер административно-управленческого характера, важность которых трудно переоценить. Но не следует при этом забывать о возможностях запретительных правовых норм, и в первую очередь - уголовно-правовых. К сожалению, как показывают результаты исследования, отечественная уголовно-правовая политика в сфере защиты экологии, ее составной части - животного мира в настоящее время не отличается достаточным уровнем эффективности. Во-первых, требует дальнейшего совершенствования уголовно-правовая регламентация ответственности за посягательства на животный мир. Во-вторых, правоприменительная практика в сфере противодействия экологическим преступлениям свидетельствует о том, что нередко общество, государство не рассматривают данные преступления, как представляющие высокую степень общественной опасности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 670 с.
  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник / Б.Ф Ерофеев – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
  3. Животный мир:  проблемы охраны и использования. [Электронный ресурс], 2008. – http://www.society.polbu.ru/russia/ EP67.htm.
  4. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. №   52-ФЗ

(с изм. и доп.).

1 Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. №   52-ФЗ

(с изм. и доп.).

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник / Б.Ф Ерофеев – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – С. 321.

Информация о работе Охрана и рациональное использование животного мира