Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа
Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь предопределяет необходимость получения студентами знаний по различным направлениям и сферам экономической деятельности. Особое значение приобретают вопросы, взаимосвязанные с научными основами функционирования и развития национальной экономики. Изучение национальной экономики Беларуси, позволяет осуществлять подготовку экономически грамотных специалистов во всех сферах занятости, способных выявлять и предвидеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, принимать целесообразные решения.
Введение…………………………………………….…….. … 4
Т ематический план и содержание курса…………….. …….. 5
1. Научные основы национальной экономики…….. …...….. 11
2. Экономический потенциал Беларуси…………………….. 21
3. Экономический рост национальной экономики………… 36
4.Хозяйственные комплексы национальной
экономической системы……………………………………...42
5. Формирование рыночной экономики в Республике
Беларусь ……………………….. ……………...…..………..66
6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 74
7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция…….. 87
8. Национальная экономика и экономическая безопасность 95
Основные термины
Вопросы для подготовки к экзамену……………...….......
Рекомендуемая литература………………….………...…….. 113
социальное обес печение для нетру доспособных, прес тарелых
и инвалидов.
Характерные черты белорусской модели развития экономики
являются:
• сильная и эффективная
обеспечивающая политическую стабильность, безопасность,
социальную справедливость и общественный порядок;
16
• равенство различных форм собственности, в основе которого
лежит главный критерий развития экономики — эффективность
ведения хозяйства;
• многовекторность внешнеэкономической политики как
важнейший принцип адекватного развития страны в условиях
глобализации
• активизация интеграционных проце ссов со странам и
СНГ и Россией, Евросоюза;
• эффективная социальная политика государства, инвестиции
в здоровье, образование, профессиональное и культурное
развитие личности, а также адресная социальная помощь.
Модуль 2 (ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ)
Тесты
1. Выберите верное утверждение:
а) основная цель национальной экономики как науки состоит в
том, чтобы овладеть методами анализа, прогнозирования,
планирования и регулирования национальной хозяйственной
системы в целом.
б) национальная экономика изучает экономические процессы
только на микроуровне (хозяйствующих субъектов)
в) предметом курса «Национальная экономика Беларуси»
является изучение экономических отношений и закономерностей
развития в ее отдельных отраслях.
2. Характерными чертами и
национальной экономики
а) суверенитет нации и
б) отсутствие единого экономического и правового
пространства;
в) наличие национальной денежной единицы;
г) общность характера хозяйственных институтов.
3. Воспроизводственная структура национальной экономики
предполагает ее деление:
а) на отрасли;
17
б) на группы экономических субъектов;
в) на предприятия различных форм собственности;
г) потенциалы.
4. Что отражают
а) общие тенденции в национальной экономике;
б) экономическое положение
хозяйствования;
в) уровень жизни населения
5.Отличительная особенность
хозяйственных систем заключается в том,
а) все они являются моделями рыночной экономики;
б) составляют собственную модель национальной экономики по
переходу к рынку;
в) позволяют механический перенос и копирование.
6. Структурными составляющими
являются:
а) агропромышленный комплекс;
б) трудовой потенциал;
в) топливно-энергетический комплекс.
7. К организационным подсистемам национальной экономики
относятся:
а) организации;
б) учреждения;
в) финансы;
г) отрасли.
8. К функционально-ресурсным
экономики относятся:
а) трудовой потенциал;
б) фондовый рынок;
в) производственный потенциал;
г) научный потенциал.
9. К институциональным
экономики относятся:
а) рынок средств производства;
18
б) производственный комплекс;
в) рынок объектов интеллектуальной собственности;
г) рынок товаров и услуг.
10. Формами собственности в
Беларуси являются:
а) частная и государственная;
б) государственная и смешанная;
в) коллективная и государственная.
11. Регулярное вмешательство
характерно:
а) для феодальной экономики;
б) для плановой экономики;
в) для традиционной экономики.
12. Плановая экономика характерна в настоящее время:
а) для стран Европейского Союза;
б) для ряда африканских и азиатских стран;
в) для Северной Кореи и Кубы.
13. Американская модель
а) на поощрении предпринимательской активности;
б) на поднятие уровня социальных госпрограмм;
в) на внедрение государства в процесс координации
хозяйственной системы.
14. Японская модель развития опирается:
а) на приоритете интересов нации над личными интересами;
б) на использование природных
в) на поощрении предпринимательской активности;
15.Шведская модель отличается:
а) сильной социальной политикой;
б) обогащением наиболее активной части населения;
в) на использовании природных
16.Германская модель
а) моделью социального рыночного хозяйства;
б) обогащением наиболее активной части населения;
в) готовности населения идти на определенные материальные
19
жертвы ради процветания страны.
17.Китайская модель может
а) преимущественно
экономики;
б) готовность населения идти на определенные материальные
жертвы ради процветания страны;
в) модель активного использования трудовых ресурсов
18. Российская модель экономики представляет собой:
а) рыночную экономику;
б) плановую экономику;
в) эклектическую экономическую систему, включающей
элементы рыночной и плановой экономик.
19.Эффектиность модели
а) наличием природных ресурсов;
б) показателями роста экономического потенциала;
в) активностью трудовых ресурсов.
20. Для экономически отсталых стран характерна:
а) переходная экономика;
б) традиционная экономика;
в) феодальная экономика.
Модуль 3 (КОНТРО ЛИРУЮЩИЙ)
Вопросы для повторения.
1. Что представляет собой
2. Каковы основные цели
3. Какова суть предпосылок
функционирования и развития национальной экономики?
4. Какие выделяют виды
5. Каковы характерные черты
экономики?
20
Темы рефератов.
1. Республика Беларусь: этапы ее становления и
функционирования.
2. Европейские модели развития экономики.
3. Китайская модель смешанной экономики –
«экономическое чудо» в
экономике.
21
2. ЭКО НОМИЧЕСКИЙ ПО ТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ
2.1.Понятие и состав
потенциала страны.
2.2 Природно-ресурсный потенциал.
2.3. Демографический и трудовой потенциалы.
2.4. Научный, научно-технический и инновационный
потенциалы.
2.5. Производственный потенциал.
2.6. Инвестиционный потенциал.
2.7. Внешнеэкономический потенциал.
2.1. Понятие и состав совокупного экономического
потенциала страны
Под совокупным экономическим потенциалом понимается
максимально возможная способность национальной экономики
производить товары и услуги в соответствии с запросами
внутреннего и внешних рынков.
Состав совокупного экономического потенциала Беларуси:
• природно-ресурсный потенциал;
• демографический и трудовой потенциалы;
•научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
• производственный потенциал;
• инвестиционный потенциал национальной экономики;
• внешнеэкономический потенциал;
• экологический потенциал.
Экономический потенциал зависит не только от абсолютных
объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от
степени эффективности их использования.
2.2. Природно-ресурсный потенциал
Под природно-ресурсным потенциалом понимают
совокупность природных
природных условий, явлений и процессов, которые используются
или могут быть реально вовлечены в хозяйственную
22
деятельность при данных технических и социально-
экономических возможностях общества с условием сохранения
среды обитания человека.
Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма
потенциалов отдельных видов природных ресурсов.
Земельные ресурсы - это часть земельного фонда страны,
которая пригодна для хозяйственного использования. Они
создают основу для сельскохозяйственного производства,
ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки,
расселения сельского
предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов
наземной деятельности человека.
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь
страны, составляющая 20759,6 тыс. га.
Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь
определяется проводимой государственной земельной
политикой, целью которой является повышение эффективности
использования и охраны земельных ресурсов.
Водные ресурсы - включают все пригодные для
хозяйственного использования запасы поверхностных и
подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в
основном суммарным стоком в средний по водности год и
оцениваются по Беларуси в 57,9 км3. Естественные ресурсы
пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн.
м3 в сутки.
Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных
мероприятий координируется Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Большая роль отводится Министерству здравоохранения
Республики Беларусь и Министерству жилищно-коммунального
хозяйства Республики Беларусь.
Лесные ресурсы. Лесной фонд Беларуси как совокупность
всех лесов страны натурального и искусственного
происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие
земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая
23
площадь лесного фонда составила 9,2 млн. га. Общий прирост
лесов - примерно 25 млн. м3 в год. Средний возраст белорусских
лесов - 45 лет. Основные функции лесопользования и
лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное
хозяйство. Лесопользование в Беларуси осуществляется по
принципу непрерывности и
В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь
государственный контроль за состоянием, использованием,