Объекты экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.

Оглавление

Введение.
1.Понятия и формы проявления экологического права.
2.Источники и объекты экологического права.
Заключение.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

Введение.

1.Понятия и формы проявления экологического права.

2.Источники и объекты экологического права.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни  и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие. На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, которому и посвящен данный реферат.

 

1.Понятия и формы проявления экологического права.

 

Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль. Его предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы: отраслевые (земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха) и комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).

Рассмотрим методы экологического права, т.е. способы воздействия на общественные отношения. Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод. При этом господствующее положение занимает запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды. Следует также отметить, что большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права представляет собой совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.

Для понимания сущности экологического права важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. К первой форме относятся правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. В целом эти нормы образуют экологическое законодательство. Третьей формой являются правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив  цель, поставленную законом по охране окружающей среды.

На основе вышеприведенных фактов дадим наиболее полное определение экологического права. Экологическое право – совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В этом определении соединены положительные моменты нормативной теории права и социологическая теория права.

Теперь рассмотрим нормы экологического права, которые являются правилами поведения, регулирующими отношения людей по поводу охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов), комплексные (охрана и использование природных комплексов) и экологизированные (нормы других отраслей права). По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты, нормы-принципы и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Нормы-приоритеты бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека.

Нормы-правила – третья категория экологических норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды. Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии  с нормами соответствующего кодекса. Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю (ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды). Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями из возникновения служат юридические факты. В области экологии их делят на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, имеет место их деление на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).

Субъектом экологических правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений. Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебно-прокурорского надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.

Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая – предмет, источники и объекты экологического права. Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр. Четвертая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения. И пятая -  механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды. Экологическое право изучается в трех аспектах, в том числе и правовом, которому мы и уделим внимание.

 

2.Источники и объекты экологического права.

 

Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса или референдума по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся  общие правила поведения – нормы права. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство. В России можно выделить несколько периодов развития экологического законодательства:

1)       возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов (1917-1922 гг.);

2)       активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления (1922-1963 гг.);

3)       принятие во всех республиках СССР законов об охране природы (1957-1963 гг.);

4)       проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах и пр. (1968 – 1980 гг.);

5)       попытка перестроить общественные отношения в охране природы (1985-1990 гг.);

6)       пересмотр законодательства РФ (1990 г. и до настоящего времени).

В основу экологического законодательства положены следующие основополагающие нормативные акты: Декларация Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина (1991 г.) и Конституция РФ (1993 г.). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. В первую подсистему входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие акты комплексного правого регулирования. Во вторую подсистему входят Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, а также другие акты, регулирующие использование природных ресурсов. Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, которая вводит трехзвенное определение экологической деятельности в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

19 декабря 1991 г. Верховный Совет РФ принял Закон об охране окружающей природной среды, необходимость принятия которого была вызвана социально-экономическими (острая эколого-экономическая ситуация) и юридическими причинами (образование пробелов экологического законодательства и отсутствие комплексных актов для регулирования охраны природной среды). Предметом регулирования закона служат экологические отношения, в регулировании которых закон преследует следующие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение качества природной среды. Центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны  природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права. Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования. Аналогичные выводы можно сделать и по другим законам экологического права.

Рассмотрим ранее упоминавшиеся экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать  внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в неспособности  норм экологического права, заложенных в специальных законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране  окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон. В числе других экологизированных законов следует назвать Закон о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках экологического права следует отметить, что экологизированные  акты являются источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.

Информация о работе Объекты экологического права