Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:46, контрольная работа
Объекты экологического права — это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов».
1. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ___________ 3
1.1 Окружающая среда, понятие и сущность ____________________ 5
1.2 Природные ресурсы ______________________________________ 5
1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования ____________ 7
2. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА __ 12
3. ЗАДАЧА __________________________________________________ 14
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _________________ 15
Экологическая безопасность — состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой.
Экологический правопорядок
— вид правового порядка, определившегося
в гражданском обществе как результат
и состояние существующей совокупности
правоотношений, сложившихся по поводу
охраны среды обитания человека и
рационального, бережного использования
природных ресурсов, объектов и комплексов,
главным назначением которого является
обеспечение экологической
Биобезопасность генно-инженерно-
Экологические услуги — виды деятельности, состоящие в целенаправленном проведении природоохранительных мероприятий одним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае сохранения биоразнообразия).
На Конференции в Найроби
2000 г. отмечалось, что, с одной стороны,
биоразнообразие оказывает
При этом важно, что наивысшая
степень биоразнообразия
Малоизмененное, т. е. естественное
биоразнообразие, характерно для отсталых
экологически депрессивных районов
РФ с низкой плотностью населения
и неразвитой инфраструктурой. И
здесь возможны два варианта их развития:
традиционное освоение индустриально-урбанического
типа или же сохранение биоразнообразия
с отказом от индустриализации (с
учетом потенциальных убытков и
затрат на их сохранение и т. п.). Конечно,
такого рода решение должно быть тщательно
обдумано, так как его принятие
и реализация могут привести к
стагнации, способствовать еще большему
отставанию страны, дальнейшему развитию
иждивенческих настроений в масштабах
государства и населения
Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных веществ в атмосферу, когда индустриально развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем или иным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было принято решение о предоставлении экологических услуг, связанных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФ были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.
Указанными актами введены новые для отечественного законодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реактора», т. е. машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки, а также «временное технологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними, осуществляемое на условиях гражданско-правовых договоров.
Оговорено, что порядок
их ввоза и вывоза определяется Правительством
РФ, но, главное, разрешается их ввоз
на территорию страны, что коренным
образом изменяет политику в области
экспорта опасных (радиоактивных) отходов
в России. Статья 20 Федерального закона
«Об отходах производства и потребления»
изменениям не подверглась, но новый
Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» запрещает в абз.
4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивных
отходов в РФ в целях их захоронения
и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48
формулирует исключение: ввоз в РФ
из иностранных государств облученных
тепловыделяющих сборок ядерных
реакторов для осуществления
временного технологического хранения
и (или) их переработки разрешается
на основе соответствующих международных
договоров Российской Федерации
в порядке, установленном Правительством
РФ, в случаях, если проведены государственная
экологическая экспертиза и иные
государственные экспертизы соответствующего
проекта, предусмотренные
В данном пункте Закона также
указывается, что необходимо «принимать
во внимание» приоритетность права
возвратить образовавшиеся после переработки
радиоактивные отходы в государство
происхождения ядерных
Что касается законодательного
регулирования программ реабилитации,
то фактически они являются формой
«расплаты» за услуги по захоронению
радиоактивных отходов. Об этом достаточно
много говорилось и независимыми
специалистами, и в средствах
массовой информации, причем не только
в известном своей
К числу глобальных экологических
услуг относятся также
Региональными экологическими
услугами можно считать отдельные
мероприятия, реализация которых сказывается
на состоянии окружающей среды в
пределах одного региона, нескольких государств,
отдельных компонентов
Российское законодательство довольно часто употребляет термин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферах природопользования, народного хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности.
Экоаудит — разновидность
экологических услуг. Это вид
деятельности, заключающийся в анализе
соответствия деятельности и отчетности
хозяйствующего субъекта нормативно-методическим,
инструктивным и
В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектов экологического права. Так, в Законе Республики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные — т. е. зоологические виды, кроме животных, оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичавших; экзотические животные — представители нехарактерных и непривычных для местных условий видов животных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе — т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные — животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; лабораторные животные — предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций.
Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расширения круга объектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могут порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут объединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовом регулировании.
2.ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.
Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).
Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Административная
- превышение нормативов
предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ в
- превышение нормативов
предельно допустимых вредных
физических воздействий на
- выброс загрязняющих
веществ в атмосферу или
- ввод в эксплуатацию
новых и реконструированных
- нарушение правил эксплуатации,
а также неиспользование
- выпуск в эксплуатацию
автомобилей, самолетов, судов
и других передвижных средств
и установок, у которых
- эксплуатация гражданами
автомототранспортных и других
передвижных средств и
- нарушение правил
- нарушение правил
- невыполнение предписаний
органов, осуществляющих
Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Предприятия, организации, учреждения
и граждане обязаны также возместить
вред, причиненный нарушениями
Поскольку в результате загрязнения атмосферного воздуха вред фактически причиняется другим объектам - растительному и животному миру, сельскому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения определяется по специальным методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного производства и др., а при отсутствии таких методик - по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.
3. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда? Каким должно быть разъяснение по данному вопросу?
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды
Согласно прил.1 к ГОСТ 12.1.005-88 «ОБЩИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ»: Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного (временного) пребывания работающих.
Согласно Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»: Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;