Объекты экологического права. Виды и содержание ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Объекты экологического права — это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов».

Оглавление

1. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ___________ 3
1.1 Окружающая среда, понятие и сущность ____________________ 5
1.2 Природные ресурсы ______________________________________ 5
1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования ____________ 7
2. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА __ 12
3. ЗАДАЧА __________________________________________________ 14
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _________________ 15

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

Экологическая безопасность — состояние защищенности от внешних  и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства  в сфере взаимодействия с окружающей средой.

Экологический правопорядок — вид правового порядка, определившегося  в гражданском обществе как результат  и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и  рационального, бережного использования  природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России.

Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организмов — отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия на окружающую среду  модифицированного организма в  сравнении с исходным немодифицированным организмом.

Экологические услуги —  виды деятельности, состоящие в целенаправленном проведении природоохранительных мероприятий  одним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае сохранения биоразнообразия).

На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны, биоразнообразие оказывает глобальные услуги человечеству, с другой —  его сохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба  эти момента не находят адекватного  признания и отражения в рамках существующих экономических и политических отношений и моделей.

При этом важно, что наивысшая  степень биоразнообразия присутствует в основном в менее развитых в  экономическом отношении регионах (странах). В связи с этим специалисты  в области международного права  окружающей среды (А. С. Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот новый правовой институт — оказание глобальных услуг по сохранению биоразнообразия на основе адекватного возмещения их со стороны  мирового сообщества. Дело в том, что  Россия обладает большим потенциалом  биоразнообразия: около 60% площади страны — это малозатронутые массивы  экосистем вне особо охраняемых территорий (которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический  баланс не только на континенте Евразия, но и на всей планете.

Малоизмененное, т. е. естественное биоразнообразие, характерно для отсталых экологически депрессивных районов  РФ с низкой плотностью населения  и неразвитой инфраструктурой. И  здесь возможны два варианта их развития: традиционное освоение индустриально-урбанического  типа или же сохранение биоразнообразия  с отказом от индустриализации (с  учетом потенциальных убытков и  затрат на их сохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательно  обдумано, так как его принятие и реализация могут привести к  стагнации, способствовать еще большему отставанию страны, дальнейшему развитию иждивенческих настроений в масштабах  государства и населения России, наконец, к нарушению принципа равенства  настоящих и будущих поколений.

Примеры такого рода проблем  и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных  веществ в атмосферу, когда индустриально  развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные  отходы для их захоронения, оплачивая  тем или иным образом эту экологическую  услугу. В РФ в 2001 г. также было принято  решение о предоставлении экологических  услуг, связанных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой  РФ были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.

Указанными актами введены новые для отечественного законодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реактора», т. е. машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки, а также «временное технологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними, осуществляемое на условиях гражданско-правовых договоров.

Оговорено, что порядок  их ввоза и вывоза определяется Правительством РФ, но, главное, разрешается их ввоз на территорию страны, что коренным образом изменяет политику в области  экспорта опасных (радиоактивных) отходов  в России. Статья 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изменениям не подверглась, но новый  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает в абз. 4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивных  отходов в РФ в целях их захоронения  и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48 формулирует исключение: ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных  реакторов для осуществления  временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается  на основе соответствующих международных  договоров Российской Федерации  в порядке, установленном Правительством РФ, в случаях, если проведены государственная  экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством  РФ, обоснованы общее снижение риска  радиационного воздействия и  повышение уровня экологической  безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

В данном пункте Закона также  указывается, что необходимо «принимать во внимание» приоритетность права  возвратить образовавшиеся после переработки  радиоактивные отходы в государство  происхождения ядерных материалов или «обеспечить» их возвращение, но не раскрываются конкретные правовые механизмы того и другого.

Что касается законодательного регулирования программ реабилитации, то фактически они являются формой «расплаты» за услуги по захоронению  радиоактивных отходов. Об этом достаточно много говорилось и независимыми специалистами, и в средствах  массовой информации, причем не только в известном своей острокритической позицией еженедельнике «Зеленый мир», но и во многих других.

К числу глобальных экологических  услуг относятся также прекращение  производства и сокращение применения озоноразрушающих веществ. Широко известно, что отнюдь не все страны выразили готовность соблюдать условия Венской  конвенции, Киотского протокола, а  дискуссии по этому поводу приобретают  острейший политико-экономический  характер.

Региональными экологическими услугами можно считать отдельные  мероприятия, реализация которых сказывается  на состоянии окружающей среды в  пределах одного региона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды. Например, это разведение и  выпуск в Каспийское море миллионов  мальков осетровых, осуществляемые Россией — единственной из государств, добывающих осетров в Каспии.

Российское законодательство довольно часто употребляет термин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и  исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых  на возмездной основе в самых различных  сферах природопользования, народного  хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности.

Экоаудит — разновидность  экологических услуг. Это вид  деятельности, заключающийся в анализе  соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или  иными отраслями права, в число  объектов экологического права. Так, в  Законе Республики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители  зоологического подтипа позвоночных  животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные — т. е. зоологические  виды, кроме животных, оставленных  без попечения, в том числе  бродячих, одичавших; экзотические животные — представители нехарактерных  и непривычных для местных  условий видов животных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе — т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные — животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; лабораторные животные — предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций.

Примеры, свидетельствующие  об общих тенденциях расширения круга  объектов экологического права, можно  продолжить, но понятно, что они могут  порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут  объединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном  правовом регулировании.

 

2.ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.

Действенным средством обеспечения  соблюдения экологических требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная  за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Перечни правонарушений в  сфере охраны атмосферного воздуха  содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях  и Уголовном кодексе РФ.

Административная ответственность  в виде предупреждения и штрафа установлена  за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП РСФСР):

- превышение нормативов  предельно допустимых выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух;

- превышение нормативов  предельно допустимых вредных  физических воздействий на атмосферу;

- выброс загрязняющих  веществ в атмосферу или вредное  физическое воздействие на атмосферный  воздух без разрешения компетентных  государственных органов;

- ввод в эксплуатацию  новых и реконструированных предприятий  и сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям  по охране атмосферного воздуха;

- нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных  сооружений, оборудования, аппаратуры  для очистки и контроля выбросов  в атмосферу;

- выпуск в эксплуатацию  автомобилей, самолетов, судов  и других передвижных средств  и установок, у которых содержание  загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого  ими при работе, превышают установленные  нормативы;

- эксплуатация гражданами  автомототранспортных и других  передвижных средств и установок,  у которых содержание загрязняющих  веществ в выбросах, а также  уровень шума, производимого ими  при работе, превышают установленные  нормативы;

- нарушение правил складирования  промышленных и бытовых отходов,  несоблюдение требований по охране  атмосферного воздуха при сжигании  указанных отходов;

- нарушение правил транспортировки,  хранения и применения средств  защиты растений, стимуляторов их  роста, минеральных удобрений  и других препаратов, повлекшее  или могущее повлечь загрязнение  атмосферного воздуха;

- невыполнение предписаний  органов, осуществляющих государственный  контроль за охраной атмосферного  воздуха, об устранении нарушений  правил по охране атмосферного  воздуха.

Уголовная ответственность  применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в  атмосферу загрязняющих веществ  или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти  деяния повлекли загрязнение или  иное изменение природных свойств  воздуха.

Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также возместить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Поскольку в результате загрязнения  атмосферного воздуха вред фактически причиняется другим объектам - растительному  и животному миру, сельскому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения определяется по специальным  методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское  обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного  производства и др., а при отсутствии таких методик - по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?                       Каким должно быть разъяснение по данному вопросу?

 Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды

 

Согласно прил.1 к ГОСТ 12.1.005-88 «ОБЩИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ  ЗОНЫ»: Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем  пола или площадки, на которых находятся  места постоянного (временного) пребывания работающих.

Согласно Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»: Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной  среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся  за пределами жилых, производственных и иных помещений;

Информация о работе Объекты экологического права. Виды и содержание ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха