Автор: Яна Адамык, 18 Октября 2010 в 19:00, реферат
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем,
во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий
не достигаются.
Введение
Основы экологического мониторинга
Единая государственная система экологического мониторинга
Центральные органы исполнительной федеральной власти
Производственный и общественный мониторинг
Глобальный мониторинг
Заключение
Список литературы
1) здоровье человека, санитария окружающей среды;
2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
3) океаны;
4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
5) энергия;
6) образование, профессиональная подготовка;
7) торговля, экономика, технология.
В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.
Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:
1) реализации региональных программ охраны природной среды;
2) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
3) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
4) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков; экологического просвещения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека применительно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Направления деятельности ВОЗ:
1) санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;
2) анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды;
3) санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества. ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.
Специализированная
организация ООН в области
сельского хозяйства и
ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
В
1947 году была создана Всемирная
В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем:
1) изучение климатических изменений,
2) дальнего переноса загрязняющих среду веществ,
3) гигиенических аспектов среды,
4) исследования Мирового океана
5) исследования ресурсов суши.
В качестве
координатора системы выступает
ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены
ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.
Существуют
22 сети действующих станций системы глобального
мониторинга, а также международные и
национальные системы мониторинга. Одна
из главных идей мониторинга - выход
на принципиально новый уровень компетентности
во время принятия решений локального,
регионального и глобального масштабов.
Технологии
единого экологического мониторинга
(ЕЭМ) охватывают разработку и использование
средств, систем и методов наблюдений,
оценки и выработки рекомендаций
и управляющего воздействия в
природно-техногенной сфере, прогнозы
её эволюции, энерго-экологические и технологические
характеристики производственной сферы,
медико-биологические и санитарно-гигиенические
условия существования человека и биоты.
Комплексность экологических проблем,
их многоаспектность, теснейшая связь
с ключевыми отраслями экономики, обороны
и обеспечением защиты здоровья и благополучия
населения требует единого системного
подхода к решению проблемы. Мониторинг
в целом создан, чтобы предотвратить различные
экологические проблемы, а также разрушение
экосистем.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
1) импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе в— И);
2) региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);
3) фоновом
(на базе биосферных заповедников, где
исключена всякая хозяйственная деятельность
— Ф).
Таблица 2. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС
Класс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип программы
(уровень мониторинга) |
1 | Дикосид серы, взвешанные частицы | Воздух | Импактный
Региональный Фоновый |
Радионуклиды | Пища | Импактный
Региональный | |
2 | Озон | Воздух | Импактный
(тропосфера) Фоновый (стратосфера) |
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота
Человек |
Импактный
Региональный | |
Кадмий | Пища, вода, человек | Импактный | |
3 | Нитраты, нитриты | Вода, пища, воздух | Импактный |
Оксиды азота | Воздух | Импактный | |
4 | Ртуть и ее соединения | Пища, вода | Импактный
Региональный |
Свинец | Воздух, пища | Импактный | |
Диоксид углерода | Воздух | Фоновый | |
5 | Оксид углерода | Воздух | Импактный |
Углеводороды нефти | Морская
вода |
Региональный
Фоновый | |
6 | Фториды | Пресная вода | Импактный |
7 | Асбест | Воздух | Импактный |
Мышьяк | Питьевая вода | Импактный | |
8 | Микробиологические загрязнения | Пища | Импактный
Региональный |
Реакционноспособные углеводороды | Воздух | Импактный |
Программа
импактного мониторинга может быть
направлена, например, на изучение сбросов
или выбросов конкретного предприятия.
Предметом регионального мониторинга,
как следует из самого его названия, является
состояние окружающей среды в пределах
того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной
программы "Человек и биосфера", имеет
целью зафиксировать фоновое состояние
окружающей среды, что необходимо для
дальнейших оценок уровней антропогенного
воздействия.
Программы
наблюдений формируются по принципу
выбора приоритетных (подлежащих первоочередному
определению) загрязняющих веществ и интегральных
(отражающих группу явлений, процессов
или веществ) характеристик. Классы приоритетности
загрязняющих веществ, установленные
экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены в таблице 2.
Определение
приоритетов при организации систем
мониторинга зависит от цели и задач конкретных
программ: так, в территориальном масштабе
приоритет государственных систем мониторинга
отдан городам, источникам питьевой воды
и местам нерестилищ рыб; в отношении сред
наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух и вода
пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов
определяется с учетом критериев, отражающих
токсические свойства загрязняющих веществ,
объемы их поступления в окружающую среду,
особенности их трансформации, частоту
и величину воздействия на человека и
биоту, возможность организации измерений
и другие факторы.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.
Киотский протокол:
Сервис
ЕКА "Киотский реестр" (Kyoto-Inventory) был
разработан для получения информации
об изменениях, происходящих на поверхности
планеты в связи с выбросами
оксида углерода. Сервис призван помочь
национальным правительствам составлять
отчеты о выполнение требований Киотского
протокола. В течение трех лет "Киотский
реестр" работал в демонстрационном
режиме, а теперь на смену ему пришел более
обширный проект под названием GSE-Forest Monitoring.
В настоящее время уже не вызывает сомнений то, что деятельность человека, приводящая к выбросам парниковых газов, вызывает потепления климата на планете. Киотский протокол, вступивший в действие с 16 февраля 2005 года, обязывает, подписавшие его страны, ограничить выбросы этих газов. В частности развитые страны должны снизить выбросы парниковых газов на 5% по сравнению с уровнем 1990 года, а члены ЕС на 8%. Помимо этого протокол включает механизм компенсирования увеличения выбросов увеличением лесных массивов. В связи с требованиями Протокола для подобного компенсирования должно быть осуществлено ежегодное составление отчетов об изменение использования почвы, в особенности лесонасаждение, восстановление лесов и их уничтожения. В рамках проекта "Киотского реестра" ЕКА предоставляло информацию министерствам окружающей среды стран-участниц Протокола, в числе которых Италия, Нидерланды и Швейцария, а также Испании, вовлеченная в проект через год после начала его функционирования. В ходе программы ЕКА использовало информацию со спутников ERS, Landsat, Proba и SPOT для составления карт лесов, использования почв и их изменения в 1990, 1997 и 2002 годах на территории Европы площадью 200234 кв. км. Осуществление проекта было поручено международному консорциуму во главе с итальянской компанией Intecs. По окнчанию программы был проведен однодневный семинар в Центре наблюдения за Землей ЕКА в итальянском городе Франскати.
В настоящее время, по словам менеджера проекта GSE-Forest Monitoring Ранье Фокельманна, услугами этого сервиса пользуются в Австрии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Латвии, Польши, России и Швеции, в дополнение к странам участвовавшим в проекте Киотский реестр, сообщает официальный сайт ЕКА.
К
началу 2008 года в России были готовы
процедуры работы по Киотскому протоколу,
на официальном сайте РКИК ООН были представлены
порядка 50 проектов совместного осуществления
из России. В России работают международные
компании, такие как консультанты CAMCO и
Global-Carbon, орган по проведению независимой
экспертизы проектов по сокращению выбросов
(детерминации) SGS, а также один из крупнейших
покупателей квот шведский концерн Tricorona
Ab (Трикорона ОАО).
Практически
не охваченными сетью наблюдений остаются
малые города и многочисленные населенные
пункты, подавляющее большинство диффузных
источников загрязнения. Мониторинг состояния
водной среды, организованный, прежде
всего, Росгидрометом и, до некоторой степени,
санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и
коммунальными (Водоканал) службами, не
охватывает подавляющее большинство малых
рек. В то же время известно, что загрязнение
больших рек в значительной части обусловлено
вкладом разветвленной сети их притоков
и хозяйственной деятельностью в водосборе.
В условиях сокращения общего числа постов
наблюдений, очевидно, что государство
в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной
системы мониторинга состояния малых
рек.